Приемы и методы, направленные на применение здоровьесберегающей методики на уроках естественнонаучного цикла и во внеклассной работе по предмету.
Лет 30 назад я приобрела книгу Н.Б. Коростылёва «От А до Я», которая стала моей настольной книгой, помощником в работе с детьми. Можно ли избежать простудных заболеваний, сделать свой организм крепким и устойчивым к различного рода нагрузкам, победить дурные привычки, раздвинуть « рамки» рабочего времени, примирить веяния моды и требования врачей? Чем руководствоваться в выборе профессии, которая стала бы главным делом жизни? Как правильно строить отношения с окружающими людьми? Об этих и многих других вопросах рассказано в этой книге. Здоровый образ жизни- понятие многогранное. Если каждый из нас так организует свою жизнь, что станет развитым в физическом и духовном отношении, целеустремленным, жизнерадостным, то многие вопросы охраны здоровья будут решены и быстрее, и успешнее.
Все большую роль в наше время играет человеческий фактор. Этот фактор становится более действенным при крепком физическом и психическом здоровье человека.
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь укреплять свое здоровье, а в этом деле нет мелочей, здесь все важно от «А до Я».
Поскольку я учитель, мне захотелось передать эту информацию о здоровье окружающим меня людям. Поэтому, выбирая темы, над которыми работала лично я, следила за тем, чтобы они помогали формировать правильный образ жизни. В блок изучаемых тем по предмету я ввела вопросы экологического и гигиенического характера, рассматривая их в связи с функциональными особенностями человека. Сведения, полученные на уроках биологии и химии, могут быть практически использованы каждым школьником и в период изучения курса, и в отдаленное будущее, независимо от того, какую профессию для себя они выберут.
Тема, над которой я работала в 1990г называлась: « Претворение в жизнь знаний и умений, полученных на уроках биологии и химии, в дальнейшей судьбе обучающихся»
Тема, по которой я защищалась на2-ю квалификационную категорию ( декабрь 1997 года)- « Усиление практической направленности экологического воспитания школьников».
Тема 2003-2004 г- « Единство познавательной и практической деятельности в жизни школьника».
Тема, по которой я защищалась на 1-ю квалификационную категорию (2004-2005г.)- « Приемы и методы, направленные на применение здоровьесберегающей методики на уроках естественнонаучного цикла и во внеклассной работе по предмету».
Являясь руководителем МО учителей биологии-химии в 2005-2006г, я работала над темой «Развитие потребности в здоровом образе жизни. Адаптация обучающихся к новым условиям жизнедеятельности».
2007 год- «Роль экологических знаний в гигиеническом воспитании школьников и формирование здорового образа жизни».
Труд планомерный, систематический, ежедневный или развитие школьника…
Всем известно, что планомерный, ежедневный труд, систематические занятия дают глубокие знания. Но всегда ли удается выполнить эти благие пожелания? В самом деле, есть дети, занятые общественной работой, либо тяжелые дни( много уроков и все трудные). Если ученик не умеет планировать свое время, предстоящую работу, то подчас попадает в сложное положение. Тогда как он себя будет чувствовать, когда выйдет из стен школы?
Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей, т.е. особого рода свободы действия относительно некоторых областей прак-тики. Что такое способность? Появление способности означает появление новых способов действия, т.е. новых механизмов действия.. Рассмотрю пример: появление речи у малыша. Раньше, чтобы попросить о чем-нибудь свою мать, он должен был прямо показать ей на желаемое- теперь может просто назвать. Т.о. способность увеличивает потенциал действия, делает нас свободными в новых ситуациях. Чем больше способов действия, тем свободнее я чувствую себя в ситуации, которые близки к тем, в которых мы будем их применять. Способности развиваются в ситуациях, которые близки к тем, в которых мы будем их применять. Можно тупо учить слова, и тогда образуется словарный запас, но способность говорить от этого не возникает. Вот, если оказаться в ситуации, когда нужно что-то выразить, попросить, когда возникает необходимость коммуникации, тогда, может быть, вспомнятся и слова, заученные накануне. Само словосочетание « словарный запас» указывает на то, что это нечто припасенное, чтобы потом использовать, это материал действия. Именно с учетом этого и построено любое обучение, но, к сожалению, реальные ситуации, в которых понадобится этот «запас» уходят на второй план. Т.е накопление «запаса» становится главным. Вот и получается классическая ситуация « чемодан без ручки»: и нести неудобно, и бросить жаль.
А теперь посмотрим, к чему это приводит. Когда в одном исследовании попытались выяснить, насколько уверенно российские школьники чувствуют себя при решении определенных задач по математике, выяснилось следующее. Только 2/3 школьников могут вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой. Только 65% понимают графики, публикуемые в газетах, только чуть больше половины могут найти реальное расстояние между городами по карте, зная масштаб. А вот решить алгебраическое уравнение первой степени может уже 91% школьников. Так «запас» стал главным, а места, где его можно использовать, потерялись. Нам-то специалистам, педагогам, они очевидны, а вот ученикам неизвестны.
Мой опыт, так трудно доставшийся мне самой, оказался неприменим, не нужен следующим поколениям. Возникла новая для истории - неожиданная ситуация- опыт предшествующего поколения передается последующему, а тому он не нужен. Т.е. , может быть, и нужен, но одновременно нужно и что-то еще, другое, нам неизвестное. Эта ситуация порождает множество вопросов- философских, культурологических, психологических и т.д. Но, главное, возникают вопросы практические. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания.. Следовательно, необходим поиск новых определений качества образования, а также новое понимание результатов образования. Наступил момент в нашей жизни, когда старые формы образования про-буксовывают.
Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы.
Ни для кого не секрет, что к современным детям информация поступает отовсюду. Однако, они часто не умеют превращать информацию в знания. Нужно их этому научить, причем не просто запоминать и воспро-изводить все подряд, а выбирать именно ту информацию, которая необходима, и применять ее на практике. Модернизация образования введения в образовательное пространство таких категорий, как систем-ный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной системы ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он включается в деятельность, решает собственную проблему, создает собственный образ действия, вскрывает в себе глубинные механизмы своих возможностей и потребностей. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий.
Поэтому в 2009 г я начинаю работать над темой: «Проектная деятель-ность как средство практического применения здоровьесберегающих методик на уроках биологии.» Я начинаю понимать, что этот деятельностный подход помогает найти разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, но и групповая работа учащихся. Это позволит приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициа-тивность,, оригинальность в решении познавательных вопросов, неорди-нарность подходов, интенсивность умственного труда, исследователь-ский опыт, организацию семиотического пространства.
Деятельностный подход к построению образовательных стандартов принят школами сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.