ГБОУ «Казанская школа № 76 для детей с ОВЗ»
Приемы и методы обучения детей с ОВЗ на уроке «Окружающий природный мир».
Работу выполнила учитель-дефектолог
Гайнутдинова Г.З.
Казань
2024г.
« Я слышу – я забываю, я вижу- я запоминаю, я делаю- я усваиваю».
Китайская мудрость.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решение этих вопросов без формирования познавательных УУД невозможно, они являются основой для развития познавательной деятельности, являясь мотивом для ее возникновения, а также наивысшей формой проявления познавательной потребности у детей. Одним из эффективных способов обеспечения формирования познавательных УУД у школьников является проведение опытов и экспериментов. Проведение опытов и экспериментов следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующей природе ребенка и современным задачам обучения. В основу его положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение детьми готовых знаний, преподносимых педагогом. Считается, что наиболее благоприятные условия для формирования УУД, особенно познавательных, возможно создать на уроке окружающего мира.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от диагноза, воспринимают окружающий мир не так, как все, поэтому от правильного выбора методики коррекции и обучения зависит целесообразность всех усилий. В основе современных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение.
Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, для достижения целей и задач я пользуюсь словесными методами: описание, рассказ, объяснение, беседа; наглядными методами: показ, иллюстрация, демонстрация; практическими методами.
Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, применяю следующие активные методы и приемы обучения: сигнальные карточки и различные цветовые изображения при выполнении заданий, а также игровые приемы и ситуации. Широко использую задания на развитие мелкой моторики, здоровьесберегающие технологии, а также технические средства обучения. Особенно хочется отметить использование метода демонстрации опытов и эксперимента. Они делают работу учителя более продуктивной и эффективной. При такой организации работы включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Это формирует устойчивые визуально- кинестетические и визуально- аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Рассмотрим методы, приемы и формы обучения на примере урока «Окружающий природный мир» в 7 классе.
Предмет: Окружающий природный мир.
Класс: 7 класс.
Тема: «Воздух. Представление о воздухе. Свойства воздуха»
Цель обучения: Ознакомление учащихся с научным представлением о воздухе и его свойствах.
Задачи:
- Познакомить учеников с понятием «воздух», с его свойствами.
- Развивать умения сравнивать, обобщать и делать выводы; умение делиться своим мнением.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны:
- знать о необходимости воздуха всему живому организму;
- уметь ставить учебную проблему и искать пути ее решения;
- уметь выделять значения воздуха для всего живого.
Оборудование: аудиоустройство с аудиозаписью, учебные принадлежности, предметная и картинная наглядность, дидактический материал, стаканчики, трубочки, резиновая груша, воздушные шары, свечки, спички, вода.
Организационный момент. Приветствие, готовность к уроку.
Учитель: Вот звенел для нас звонок - начинается урок.
Спинки прямо! Подтянулись! И друг другу улыбнулись!
Введение в тему урока.
Учитель: Послушайте внимательно и скажите, о чем идет речь.
«Он такой большой, что занимает целый мир. Он такой маленький, что залезет в любую щель»
(на доске карточки в виде анаграммы из букв О, З, Д, Х, У, В)
Да, это ВОЗДУХ.
Звучит стихотворение «Воздух» в аудиозаписи.
Он – прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим.
Учитель: О ком или о чем говорится в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ учащихся: О воздухе.
Учитель: Правильно.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем, что такое воздух, где он может быть и из чего состоит воздух.
Земля окружена со всех сторон воздухом. Он невидимый, но есть всюду. Заполняет щели, есть в почве, в воде. Без воздуха не могут жить растения, животные, люди. Мы воздухом дышим.
Но он необходим не только для дыхания. Воздух рассеивает солнечные лучи днем, ночью оберегает от охлаждения, является своеобразным щитом планеты.
Что же такое воздух? Воздух - это смесь многих газообразных веществ: азота, кислорода, углекислого газа. Каждый из газов выполняет свою роль. Кислород обеспечивает процессы дыхания и горения. Кроме газов, в воздухе есть примеси (водные пары, дым, пыль и др.).
Практическая часть.
Учитель:
- Сейчас мы убедимся, что у нас в комнате есть воздух. Вот клочки бумаги
Учитель, обращаясь к ученику: Я кладу клочья бумаги на твои ладони. (Учитель кладет клочки бумаги на ладонь ученика). А теперь взмахну книжкой над ладошкой.
Что произошло? – Ученик: Клочья бумаги разлетелись.
Почему? А потому что мы книжкой всколыхнули воздух. А воздух в свою очередь всколыхнул кусочки бумаги, и они взлетели.
Учитель:
- Какое сейчас время года?
Ученик: Зима.
Учитель: Да, закончились давно теплые дни. И зима принесла нам холодные дни. Если мы откроем окно или дверь, что ощутим?
Ученик: Холод.
Учитель: Правильно. Мы ощутим холод. Но это не просто холод. Это к нам в комнату «забежал» воздух. Он, наверно, тоже хочет согреться. Итак, воздух, как видим, движется, перемещается, а перемещение воздуха называется ветром. От того, как сам ветер перемещается, зависит сила ветра (дует с большой силой, ветер едва ощутим и так далее). Какой можно сделать вывод? – Ветер можно почувствовать.
Физкультминутка.
Поработали мы дружно, отдохнуть сейчас нам нужно.
Разбежались пальцы врозь – раз, два, три.
Вот собрались пальцы вновь – раз, два, три.
А теперь ладошки вправо – раз, два.
А теперь ладошки влево – раз, два.
Три хлопка в ладошки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Опыты. Исследование свойств воздуха.
Учитель: Дети, сегодня мы будем учеными, которые изучают воздух. А что делают ученые? Правильно, проводят опыты. А сейчас мы свами проведем опыты, а выводы запишем в «Лестницу знаний» и посмотрим, на сколько высоко поднимутся наши знания
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
_____________________________________________________________________________________
Опыт 1. Воздух можно услышать.
Учитель дает ученику в руки резиновую грушу, ученик при помощи учителя крепко сжимает грушу в руке.
Учитель: Что мы слышим? – Шум выходящего из груши воздуха. Воздух можно услышать.
Опыт 2. Как увидеть воздух?
Учитель: Возьмем стакан с водой и трубочку для сока. Опустим трубочку в стакан с водой и подуем. На воде появились пузырьки. Это воздух, который мы выдыхали. Воздушные пузырьки плывут вверх. Потому что воздух легкий. Он легче воды.
Опыт 3. Воздух есть внутри нас. Как мы можем это доказать?
Когда мы вдыхаем воздух, грудная клетка расширяется, а когда мы выдыхаем воздух, грудная клетка сжимается и опускается, выталкивая воздух.
Сколько может человек прожить без пищи? - (предполагаемый ответ ученика): Несколько недель.
Сколько может человек прожить без воды? - (предполагаемый ответ ученика): Несколько дней.
Сколько может человек прожить без воздуха? - (предполагаемый ответ ученика): Несколько минут.
Воздух нужен не только для дыхания. Наша планета Земля со всех сторон окружена мощным воздушным слоем, которая называется атмосферой. Атмосфера, как толстое одеяло, защищает землю от обжигающих лучей и космического холода.
Дождь и снег, ветер и гроза, метель и радуга – эти и многие другие явления природы происходят в атмосфере.
Опыт 4. Кислород поддерживает горение.
Учитель: Проведем еще один опыт. Ставлю на стол две свечи (одинаковые). Зажигаю обе свечи. Одну свечу я накрою стеклянным стаканом, а другую оставлю открытой.
Давай понаблюдаем. Что происходит со свечой, накрытой стаканом?
Ученик: Свеча, накрытая стаканом, гаснет.
Учитель: Да, при уменьшении потока воздуха, пламя начинает гаснуть.
Воздух – это не просто газообразное, а смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа. Газы, из которых состоит воздух, имеют разные свойства. Например, в опыте 4 свеча будет гореть до тех пор, пока в банке остается кислород. Когда весь кислород израсходован на горение свечи, она погасла, хотя в банке остались азот и углекислый газ, а углекислый газ и азот не поддерживают горения.
Опыт 5. Воздух сохраняет тепло.
Учитель: Наполним два стакана горячей водой и накроем их. Один из стаканов накроем стеклянной банкой. Через некоторое время вода в первом стакане остынет, а в стакане, накрытом банкой, вода останется теплой. Это произошло из-за того, что между стенками стакана и банки был воздух. А воздух сохраняет тепло.
Учитель: А как ты думаешь, почему небо голубое?
Солнечный свет состоит из всех цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Мельчайшие частицы воздуха – молекулы газов, льдинки, пылинки – отражают в основном голубые лучи и окрашивают воздух в голубой цвет.
От этого небо с земли кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса.
Чем чище и суше воздух, тем небо над нами более голубое.
Учитель: Повторим свойства воздуха.
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха.
2. Воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
3. Воздух занимает все пространство.
4. Воздух можно сжать, воздух обладает упругостью.
5. Воздух плохо пропускает тепло.
Работа в тетради.
Учащиеся записывают в «Лестницу знаний» свойства воздуха.
Тест.
Учитель: А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.
Слушай внимательно вопросы. Для ответа выбери один из трех предложенных вариантов ответов.
Какие вещества входят в состав воздуха? – а) водород, медь, цинк; б) кислород, углекислый газ, азот; в) хлор, фтор, йод.
Какой газ нужен для дыхания? – а) азот; б) кислород; в) углекислый газ.
Сколько может человек прожить без воздуха? – а) несколько дней; б) несколько недель; в) несколько минут.
Мощный воздушный слой, которой со всех сторон окружена наша земля. – а) атмосфера; б) кислород; в) углекислый газ.
Согласны ли вы с утверждением: Воздух можно увидеть, услышать и почувствовать. – а) Да; б) Нет.
Ребята, воздух есть везде на нашей планете. И его нужно беречь. Нужно беречь природу. Сажать и ухаживать за растениями. Ведь они очищают воздух от загрязнения и выделяют кислород. А кислородом дышит все живое на нашей планете.
Итог урока.
Что нового узнали?
Что было трудным?
Что понравилось?
Рефлексию мы проведем в форме лестницы успеха. Выберите себе человечка,
«Руки опущены» у меня ничего не получилось,
«Руки согнуты в локтях» понял, но не все.
«Руки в разные стороны» я все понял(а), все получилось.
Определение настроения после урока.
Учитель: На столах у вас воздушные шарики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Грустное, веселое?
Завершение урока.
Наш урок подходит к концу. Мы закончили исследовать воздух.