Особенности построения урока
в инклюзивном классе
Тумакаева Зухра Наилевна
МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»
Приволжского района г.Казани
Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья
замедленное и ограниченное восприятие
недостатки развития моторики
недостатки речевого развития
недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением
пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях
недостатки развития мыслительной деятельности
Примерные адаптированные образовательные программы: http://fgosreestr.ru , http://www.garant.ru , http://www.IPK74.ru
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ
Глухие дети
1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети
2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети
3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети
Дети с тяжелыми нарушениями
4.1, 4.2, 4.3
речи
5.1, 5.2, 5.3
Дети с нарушениями ОДА
6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития
7.1, 7.2, 7.3
Дети с расстройствами
аутистического спектра
8.1, 8.2, 8.3, 8.4
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2
Глухие и слабослышащие
- Нет аудиального последовательного ряда, а есть
образный визуальный.
Давать материал столбиком, создавая зрительную
целостность, а не процесс.
- Моторная неловкость
- обучению языку в 3-х разделах:
Обучение дактильной речи, устной речи и грамоте
- Подвижные игры без резких движений и переворотов
Слепые и слабовидящие
- Нет визуального образного ряда, а есть
последовательный аудиальный
Давать структурированно, последовательно, 1.2.3….
-Моторная неловкость
- Яркий свет (желтый цвет)
- Аудиосистемы
- Ориентация в пространстве по звуку и по тактильной информации
- Подвижные игры только в знакомом пространстве
Нарушение речи
- Врожденные, приобретенные
- Логопедия
- Органического и неорганического происхождения
Гиперактивность
- Частая смена деятельности.
- Обучение в движении.
- Лист бумаги под руку, пусть рисуют, черкают.
- Проговаривать, фиксировать этапы работы рук, ног, головы.
ДЦП , НОДА
При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора.
Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).
Мелкая и крупная моторика.
Проговаривать, подготавливать этапы работы рук, ног, головы.
Технологии биологической обратной связи (БОС).
ЗПР и УО
Известно, что личность развивается только в
процессе собственной деятельности.
Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности.
Богатая, насыщенная, разнообразная
окружающая среда
РДА и РАС
Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды, склонностью фиксации на неприятных впечатлениях, готовность тревожности и страхам;
Слабость общего и психического тонуса, низкая способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм поведения, повышенная пресыщаемость в контакте с окружающим.
-Постоянная среда
-Стереотипные задания с усложнением, но без разнообразия
-Без яркого света, без громких звуков
-Без переносных значений
-Создать паттерн диалогического общения
- Поведенческая терапия
-Групповая терапия .
-Метод выбора A.S. Kaufman один на один в течение всего дня.
-Эстетопсихотерапия в широком ее понимании: музыкальная, танцевальная,
креативная, театральная терапия.
Удерживающая терапия «форсированной поддержки» М. Welch, почти насильственной физической тактильной связи между матерью и ребенком
Синдром Дауна
- Людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться.
- Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется п ослушанием, зависимостью, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
- В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
- Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
- Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. На глядно ст ь о б у чен и я, а для у л у чш е ния р е зу ль тат а под к л ю чи т ь о с яз а ни е , сл у х и кинестетические ощущения.
- Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей (мелко, дробно).
Множественные нарушения
Основной задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебно-воспитательный процесс является его
- подготовка и адаптация к обучению в школе (интернате),
- расширение знаний об окружающей действительности,
- развитие коммуникативных навыков,
- совершенствование навыков самообслуживания и т. д.
У з ость ин т ер е с о в ш к о льни к ов зас т а в ля е т , ч т о б ы ц е ль з а н я тия не менялась, менялся лишь наглядный и стимульный материал материал, ч т о обеспечивало бы включенность детей на протяжении занятия.
На каждом индивидуальном занятии необходима работа по всем направлениям: развитие речи, формирование элементарных математических знаний, развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия и обучения произношению, развитие и коррекция внимания, увеличение его концентрации, устойчивости, расширение объема, а так же слуховой и зрительной памяти
Общие технологии
Все дети любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое.
Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети способны лишь в атмосфере любви.
Детям с ОВЗ нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.
Принципы и методы обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в школе
Главными будут дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории и обществознания
Технология дистанционного обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
1. Лекционно-семинарская технология
2. Проектная технология
3. СНАТ – занятия
Особенности преподавания истории для учащихся с нарушением интеллекта
В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории ; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания.
В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается только один раз.
Объекты адаптации и модификации
при разработке АОП
Модификация учебных пособий
Методическая поддержка работы с учебником
Модификация организации учебной работы в классе
Модификация способов предъявления и выполнения заданий
Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо )
Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности
Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса
Адаптация содержания образования
- Адаптация и модификация учебников и рабочих тетрадей, форм организации обучения, способов работы учащихся.
- Модификация учебных программ – предусмотреть частичное выполнение учебной программы (объем, глубину), снизить требования к усвоению второстепенного материала, предусмотреть пропедевтические периоды.
- Обеспечение двухуровневыми учебниками и учебными тетрадями, тетрадью с упрощенным содержанием.
- Методическая поддержка работ с учебником: маркировка, предоставление краткого содержания, предоставление списка слов непонятых учащемуся с ОВЗ, разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов и т.д.
- Модификация учебного пространства .
- Модификация способов предъявления и выполнения заданий .
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ
игровые ситуации
дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук