СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы работы в инклюзивом классе с детьми различной нозологии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в помощь педагогам для составления индивидуального учебного плана и адаптированной образовательной программы при работе в условиях инклюзивной школы.

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы работы в инклюзивом классе с детьми различной нозологии.»

Особенности построения урока в инклюзивном классе Тумакаева Зухра Наилевна МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г.Казани

Особенности построения урока

в инклюзивном классе

Тумакаева Зухра Наилевна

МБОУ «Лицей №78 «Фарватер»

Приволжского района г.Казани

Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья замедленное и ограниченное восприятие недостатки развития моторики недостатки речевого развития недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях недостатки развития мыслительной деятельности

Характерные недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья

замедленное и ограниченное восприятие

недостатки развития моторики

недостатки речевого развития

недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением

пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях

недостатки развития мыслительной деятельности

Примерные адаптированные образовательные  программы: http://fgosreestr.ru , http://www.garant.ru ,  http://www.IPK74.ru Категория детей с  ОВЗ Варианты программ ФГОС НОО  ОВЗ Глухие  дети 1.1, 1.2, 1.3,  1.4 Слабослышащие  дети 2.1, 2.2,  2.3 Слепые  дети 3.1, 3.2, 3.3,  3.4 Слабовидящие  дети Дети с тяжелыми  нарушениями 4.1, 4.2,  4.3 речи 5.1, 5.2,  5.3 Дети с нарушениями  ОДА 6.1, 6.2, 6.3,  6.4 Дети с задержкой  психического развития 7.1, 7.2,  7.3 Дети с  расстройствами аутистического  спектра 8.1, 8.2, 8.3,  8.4 Дети с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными  нарушениями) - варианты 1,  2

Примерные адаптированные образовательные программы: http://fgosreestr.ru , http://www.garant.ru , http://www.IPK74.ru

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС НОО ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

Дети с тяжелыми нарушениями

4.1, 4.2, 4.3

речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами

аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) - варианты 1, 2

Глухие и  слабослышащие - Нет аудиального последовательного ряда, а  есть образный  визуальный. Давать материал столбиком, создавая  зрительную целостность, а не  процесс. - Моторная  неловкость  Громкий  звук обучению  языку в  3-х  разделах:  Обучение дактильной речи, устной речи и  грамоте  ПК  Подвижные игры без резких движений и переворотов

Глухие и слабослышащие

- Нет аудиального последовательного ряда, а есть

образный визуальный.

Давать материал столбиком, создавая зрительную

целостность, а не процесс.

- Моторная неловкость

  • Громкий звук
  • обучению языку в 3-х разделах:

Обучение дактильной речи, устной речи и грамоте

  • ПК
  • Подвижные игры без резких движений и переворотов
Слепые и  слабовидящие - Нет визуального образного ряда, а  есть последовательный  аудиальный Давать структурированно, последовательно,  1.2.3…. -Моторная  неловкость  Яркий свет (желтый  цвет)  Аудиосистемы  Ориентация в пространстве по звуку и  по тактильной  информации  Подвижные игры только в  знакомом пространстве

Слепые и слабовидящие

- Нет визуального образного ряда, а есть

последовательный аудиальный

Давать структурированно, последовательно, 1.2.3….

-Моторная неловкость

  • Яркий свет (желтый цвет)
  • Аудиосистемы
  • Ориентация в пространстве по звуку и по тактильной информации
  • Подвижные игры только в знакомом пространстве
Нарушение  речи  Врожденные,  приобретенные  Логопедия  Органического и неорганического  происхождения Гиперактивность Частая смена  деятельности. Обучение в  движении. Лист бумаги под руку, пусть рисуют,  черкают. Проговаривать, фиксировать этапы  работы рук, ног,  головы.

Нарушение речи

  • Врожденные, приобретенные
  • Логопедия
  • Органического и неорганического происхождения

Гиперактивность

  • Частая смена деятельности.
  • Обучение в движении.
  • Лист бумаги под руку, пусть рисуют, черкают.
  • Проговаривать, фиксировать этапы работы рук, ног, головы.
ДЦП ,  НОДА  При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического  анализатора.  Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и  слуховой).  Мелкая и крупная  моторика.  Проговаривать, подготавливать этапы работы рук, ног,  головы.  Технологии биологической обратной связи  (БОС).

ДЦП , НОДА

 При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора.

 Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой).

 Мелкая и крупная моторика.

 Проговаривать, подготавливать этапы работы рук, ног, головы.

 Технологии биологической обратной связи (БОС).

ЗПР и  УО  Известно,  что  личность  развивается  только  в  процессе собственной  деятельности.  Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности.  Богатая, насыщенная,  разнообразная окружающая  среда

ЗПР и УО

Известно, что личность развивается только в

процессе собственной деятельности.

Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать и совершать умственные действия можно только в процессе деятельности.

Богатая, насыщенная, разнообразная

окружающая среда

РДА и  РАС    Болезненно повышенная чувствительность,  ранимость  эмоциональной  сферы с плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды, склонностью фиксации на неприятных впечатлениях, готовность тревожности и  страхам;   Слабость общего и психического тонуса, низкая  способность  к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм поведения, повышенная пресыщаемость в контакте с  окружающим. -Постоянная  среда -Стереотипные задания с усложнением, но без  разнообразия -Без яркого света, без громких  звуков -Без переносных  значений -Создать паттерн диалогического общения - Поведенческая терапия -Групповая  терапия . -Метод выбора A.S. Kaufman один на один в течение всего  дня. -Эстетопсихотерапия в широком ее понимании: музыкальная,  танцевальная, креативная, театральная  терапия. Удерживающая терапия «форсированной поддержки» М. Welch, почти насильственной физической тактильной связи между матерью и  ребенком

РДА и РАС

 Болезненно повышенная чувствительность, ранимость эмоциональной сферы с плохой переносимостью обычных по своей силе воздействий внешней среды, склонностью фиксации на неприятных впечатлениях, готовность тревожности и страхам;

 Слабость общего и психического тонуса, низкая способность к сосредоточению внимания, формированию произвольных форм поведения, повышенная пресыщаемость в контакте с окружающим.

-Постоянная среда

-Стереотипные задания с усложнением, но без разнообразия

-Без яркого света, без громких звуков

-Без переносных значений

-Создать паттерн диалогического общения

- Поведенческая терапия

-Групповая терапия .

-Метод выбора A.S. Kaufman один на один в течение всего дня.

-Эстетопсихотерапия в широком ее понимании: музыкальная, танцевальная,

креативная, театральная терапия.

Удерживающая терапия «форсированной поддержки» М. Welch, почти насильственной физической тактильной связи между матерью и ребенком

Синдром Дауна

  • Людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого-либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться.
  • Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется п ослушанием, зависимостью, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
  • В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослого и выполняет их в меру своих возможностей.
  • Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
  • Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. На глядно ст ь о б у чен и я, а для у л у чш е ния р е зу ль тат а под к л ю чи т ь о с яз а ни е , сл у х и кинестетические ощущения.
  • Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей (мелко, дробно).

Множественные  нарушения Основной задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебно-воспитательный процесс является  его  подготовка и адаптация к обучению в школе  (интернате),  расширение знаний об окружающей  действительности,  развитие коммуникативных  навыков,  совершенствование навыков самообслуживания и т.  д. У з ость   ин т ер е с о в  ш к о льни к ов  зас т а в ля е т ,  ч т о б ы ц е ль з а н я тия не менялась, менялся лишь наглядный и стимульный материал материал, ч т о обеспечивало бы включенность детей на протяжении занятия. На каждом индивидуальном занятии необходима работа по всем направлениям: развитие речи, формирование элементарных математических знаний, развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия и обучения произношению, развитие и коррекция внимания, увеличение его концентрации, устойчивости, расширение объема, а так же слуховой и зрительной памяти

Множественные нарушения

Основной задачей включения ребенка со сложными нарушениями в учебно-воспитательный процесс является его

  • подготовка и адаптация к обучению в школе (интернате),
  • расширение знаний об окружающей действительности,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • совершенствование навыков самообслуживания и т. д.

У з ость ин т ер е с о в ш к о льни к ов зас т а в ля е т , ч т о б ы ц е ль з а н я тия не менялась, менялся лишь наглядный и стимульный материал материал, ч т о обеспечивало бы включенность детей на протяжении занятия.

На каждом индивидуальном занятии необходима работа по всем направлениям: развитие речи, формирование элементарных математических знаний, развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия и обучения произношению, развитие и коррекция внимания, увеличение его концентрации, устойчивости, расширение объема, а так же слуховой и зрительной памяти

Общие  технологии  Все дети любят играть, танцевать, читать,  шалить, узнавать что-то новое.    Но жить, развиваться, учиться и  проявлять  свои таланты дети способны лишь в атмосфере  любви.  Детям с ОВЗ нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Общие технологии

 Все дети любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что-то новое.

 Но жить, развиваться, учиться и проявлять свои таланты дети способны лишь в атмосфере любви.

 Детям с ОВЗ нужно чуть больше помощи, внимания и понимания - как со стороны семьи, так и всего общества.

Принципы и методы обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в школе Главными будут дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории и обществознания

Принципы и методы обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в школе

Главными будут дифференцированный и индивидуальный подход к изучению истории и обществознания

Технология дистанционного обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. 1. Лекционно-семинарская технология 2. Проектная технология 3. СНАТ – занятия

Технология дистанционного обучения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1. Лекционно-семинарская технология

2. Проектная технология

3. СНАТ – занятия

Особенности преподавания истории для учащихся с нарушением интеллекта В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории ; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания. В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается только один раз.

Особенности преподавания истории для учащихся с нарушением интеллекта

В условиях специальной (коррекционной) школы какой-то один метод не может быть ведущим в течение всего урока истории ; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и разнообразие используемых источников познания.

В специальной (коррекционной) школе не изучается всемирная история (история древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени), история Отечества изучается только один раз.

Объекты адаптации и модификации при разработке АОП Модификация учебных пособий Методическая поддержка работы с учебником Модификация организации учебной работы в классе Модификация способов предъявления и выполнения заданий Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо ) Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса

Объекты адаптации и модификации

при разработке АОП

Модификация учебных пособий

Методическая поддержка работы с учебником

Модификация организации учебной работы в классе

Модификация способов предъявления и выполнения заданий

Модификация работы с текстовыми материалами (чтение и письмо )

Модификация контрольных и тестовых материалов, способов оценки успешности

Модификация межличностных отношений и поведения всех участников инклюзивного образовательного процесса

Адаптация содержания образования Адаптация и модификация учебников и рабочих тетрадей, форм организации обучения, способов работы учащихся. Модификация учебных программ – предусмотреть частичное выполнение учебной программы (объем, глубину), снизить требования к усвоению второстепенного материала, предусмотреть пропедевтические периоды. Обеспечение  двухуровневыми учебниками и учебными тетрадями, тетрадью с упрощенным содержанием. Методическая поддержка работ с учебником: маркировка, предоставление краткого содержания, предоставление списка слов непонятых учащемуся с ОВЗ, разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов и т.д. Модификация учебного пространства . Модификация способов  предъявления и выполнения заданий .

Адаптация содержания образования

  • Адаптация и модификация учебников и рабочих тетрадей, форм организации обучения, способов работы учащихся.
  • Модификация учебных программ – предусмотреть частичное выполнение учебной программы (объем, глубину), снизить требования к усвоению второстепенного материала, предусмотреть пропедевтические периоды.
  • Обеспечение двухуровневыми учебниками и учебными тетрадями, тетрадью с упрощенным содержанием.
  • Методическая поддержка работ с учебником: маркировка, предоставление краткого содержания, предоставление списка слов непонятых учащемуся с ОВЗ, разработка и использование вспомогательных электронных ресурсов и т.д.
  • Модификация учебного пространства .
  • Модификация способов предъявления и выполнения заданий .
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ игровые ситуации дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ

игровые ситуации

дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук