СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ОВЗ на уроках МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации помогут учителю добиться ситуации успеха у обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья

Просмотр содержимого документа
«Приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ОВЗ на уроках МХК»

Забавина Вера Фёдоровна

Учитель МХК МОУ СШ № 9

Г. Переславль-Залесский

Приемы и методы развития мыслительных операций

у детей с ОВЗ на уроках МХК

Для развития логического мышления на уроках МХК можно использовать раз​нообразные упражнения:

1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) про​пущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует во​ображение и фантазию.

2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанав​ливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между при​вычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно вклю​чали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать дру​гие слова).

3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку

состоит в исклю​чении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «картина», «скульптура», «театр», «яблоко». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим при​знаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов ис​ключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединя​ющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исклю​чить «яблоко», оставить слова «картина», «скульптура», «театр», потому что они связвны с искусством, желательно поискать нестандартные и в то же время очень мет​кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожидан​ные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возмож​ны совершенно разные способы объединения и расчленения некото​рой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

4. «Поиск аналогов». Называется какой-либо объект или явление, например «собор». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимо​сти от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подби​рались. Например, в данном случае могут быть названы: «храм», «капелла». Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

5. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных спо​собов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функ​ций предмета.

Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные воз​можности.