СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы использования орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена приемам использования орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Приемы использования орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе»

ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Щеголькова Ксения Сергеевна

учитель начальных классов МОУ «СОШ №8»,

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

Российская Федерация, г. Саранск


В наши дни значение орфографической грамотности очень актуально. Развитие письменной и устной речи младших школьников – это основа школьного обучения русскому языку [1]. Необходимость уделять особое внимание в работе по развитию письменной речи учащихся на основе орфографической словарной работы вызвана тем, что количество ошибок в письменных работах детей достаточно велико. Н. С. Рождественский отмечал: «Грамотное письмо – это не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание» [5].

Перед педагогами в начальной школе всегда стояла задача формирования орфографических умений и навыков, способствующих развитию грамотной речи на всех последующих этапах образовательной деятельности детей. В настоящее время мы наблюдаем, к сожалению, тот факт, что орфографическая грамотность младших школьников не достигает высокого уровня в период обучения в начальной школе.

Ученые-педагоги Д. Н. Богоявленский, М. Р. Львов, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, М. М. Разумовская, Н. С. Рождественский, Е. Г. Шатова в своих работах высказываются о зависимости результатов обучения орфографии от степени развитости у обучающихся способности обнаруживать в тексте орфограммы. Основной причиной орфографических ошибок является отсутствие или недостаточная сформированность данного умения [3].

Орфограмма – это буква или знак в слове, написание которой можно определить благодаря изученным правилам или принципам (то есть нельзя установить на слух). Орфограммы в начальной школе условно можно разделить на два вида. Первый вид орфограмм – это те орфограммы, которые можно проверить. Они подчиняются правилам русского языка. Второй вид орфограмм – это те орфограммы, написание которых нельзя проверить, можно только запомнить написание слов. Данные орфограммы в школьном курсе русского языка принято называть словарными словами.

В период обучения в начальных классах младшие школьники изучают большое количество слов с непроверяемым написанием. На первых страницах «Азбуки» дети впервые встречаются с подобными словами. Учителю, в свою очередь, важно руководить работой учащихся при формировании орфографических навыков письменной речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями. Эффективность данной работы обеспечивает [2]:

  • активизацию умственной деятельности и памяти учащихся;

  • обучающий характер учебной деятельности;

  • регулярность в работе над словами с орфограммами.

Обычно работа над словами с непроверяемым написанием заключена лишь в переписывании словарных слов с доски или из учебника в рабочую тетрадь. Такой вид словарной работы на уроках ограничен «словарным порядком», представленным в конце учебника по русскому языку. В данном случае нет никаких гарантий, что младшие школьники запомнят написание тех или иных слов с непроверяемой орфограммой и не допустят ошибок при письме [4].

Для эффективной работы по формированию орфографического навыка младших школьников мы предлагаем использовать на уроках русского языка орфографические словари. При работе со словами с непроверяемыми орфограммами необходимо опираться на дидактический материал, который включает в себя, в первую очередь, наиболее часто употребляемые слова. Не маловажным фактом является и то, что работа с орфографическим словарем должна иметь циклический характер и осуществляться из урока в урок.

Приведем несколько примеров использования орфографического словаря на уроках русского языка:

  1. При написании обучающих изложений и сочинений. В случае затруднения написания неизвестного раннее или забытого слова учащиеся могут уточнить его по словарю.

  2. Личный словарик учащегося является эффективным средством запоминания словарных слов. Это небольшой блокнот или тетрадь, куда обучающиеся записывают изученные слова под контролем учителя. Другими словами, ученики самостоятельно заполняют свой орфографический словарик и используют его не только на уроках русского языка, но и в случае любой необходимости.

  3. Этап затруднения при изучении словарных слов. Например, учитель предлагает ребятам найти в орфографическом словаре в конце учебника слово «огород». Учащиеся могут начать поиск слова как с буквы О, так и с буквы А. Данный подход не только заинтересовывает детей в изучении слов с непроверяемыми орфограммами, но и соответствует требованиям реализации проблемно-деятельностного подхода на уроках при формировании планируемых результатов.

  4. Игровые приемы при закреплении, проверке изучения словарных слов. Можно предложить детям составить вопросы или загадки для кроссворда, в котором правильно записанные ответы (слова с непроверяемыми орфограммами) помогут найти новое, еще неизученное, словарное слово.

  5. Словарно-орфографические минутки в начале урока. Например:

– Ребята, помогите белочке добраться до орешков. Для этого нужно исправить ошибки в словах. Можете использовать орфографический словарь или свой личный словарик.

Чтобы не допускать ошибок при употреблении слов с непроверяемыми орфограммами, необходимо усваивать подобные слова путем запоминания буквенного состава с привлечением эффективных приемов работы над словарными словами.

Таким образом, систематическое использование орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством работы по формированию правописания младшего школьника.

Литература

  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2014. – 158 с. – Текст: непосредственный.

2. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение. – 1991. – 222 с. – Текст: непосредственный.

3. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П. С. Жедек; под. ред. М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение. 2014. – 306 с. – Текст: непосредственный.

4. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2015. – 307 с. – Текст: непосредственный.

5. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский – М. : Просвещение, 2015. – 328 с. – Текст: непосредственный.