СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы обучения смысловому чтению на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы обучения смысловому чтению на уроках иностранного языка»

Захваткина Ольга Викторовна

Учитель английского и немецкого языков, методист МБОУ СОШ №92

Барабинского района Новосибирской области

Электронная почта: miss.olja85@yandex.ru

«Современные приёмы обучения смысловому чтению на уроках иностранного языка»

Аннотация: в статье рассматриваются в сравнении классические и современные приемы обучения смысловому чтению на различных этапах работы с текстом.

 Обновленный ФГОС 2022 года содержит конкретные требования к личностным, предметным и метапредметным результатам изучения предмета «Иностранный язык». Одним из метапредметных результатов, которые можно формировать на уроках иностранного языка, является смысловое чтение, включающее «умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, выделять основную мысль, главные факты, опускать второстепенные, устанавливать логическую последовательность фактов в тексте».  

        Смысловое чтение включает в себя три основных аспекта, являющихся критериями оценки уровня его форсированности, а именно: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретации информации; оценка информации.

Работа с текстом происходит поэтапно: дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы. Рассмотрим в сравнении классические и современные приемы обучения смысловому чтению на всех этапах работы с текстом.


Этап работы: дотекстовый.

Классические приёмы обучения смысловому чтению

Современные приёмы обучения смысловому чтению

Прогнозирование содержания текста по

  • заголовку,

  • иллюстрациям,

  • вопросам к тексту,

  • имени автора.


Прогнозирование по цитате/афоризму

Напишите на доске цитату или афоризм, которые отражают суть текста. Попросите учащихся высказать свое мнение, объяснить выражение или предположить, о чем будет текст.


Прогнозирование по несвязанным иллюстрациям

Подготовьте несколько картинок, каждая из которых отражает отдельные аспекты (части) текста, при этом изображения не должны быть явно связаны между собой. Попросите учеников в группах придумать истории, которые связывают все эти картинки. Группа, которая будет ближе всех по смыслу к сути текста - побеждает.

«Урок-дегустация»

Учитель выбирает книги по своему желанию и вписывает их в специальное дегустационное меню. Учащиеся садятся за сервированный стол и выбирают книгу, которая приглянулась им по названию/обложке/иллюстрациям, читают первую страницу или аннотацию, затем заполняют небольшую приготовленную учителем анкету с вопросами:

• Что ты думаешь об обложке книги? Можешь ли ты предположить, о чем может быть сюжет произведения?

• Опиши свои первые эмоции от книги. Изменились ли они как-то после прочтения?

• Что делает автор, чтобы заинтересовать читателя?

• Захотелось ли тебе прочитать эту книгу до конца?



Этап работы: текстовый.

Классические приёмы обучения смысловому чтению

Современные приёмы обучения смысловому чтению

1.Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:


- ответы на предложенные вопросы;


- подтверждение правильности /логичности утверждений;


- подходящий заголовок к каждому из абзацев;


- подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;


- предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;


- описание внешности /места /события /отношение.


2.Догадайся:


- о значении слова по контексту;


- какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;


- как будут развиваться события во 2 главе /части текста.

Найди отличия

Подготовьте 3 варианта текста. В каждом из вариантов должно быть не менее 10 отличий. Например, в первом варианте героя зовут Томс, во втором Том, в третьем Тим. В первом варианте он поехал в оздоровительный лагерь, во втором в командировку, в третьем в гости к родителям и т.д. Разделите класс на 3 команды. Каждой команде выдайте копию текста. Каждой команде необходимо прочитать текст и запомнить как можно больше деталей. После этого необходимо перемешать участников команд так, чтобы в каждой команде было как минимум по одному представителю из другой команды. Участники разных команд пересказывают друг другу свой вариант текста и стараются найти 10 несоответствий. Команда, которая первой найдет все отличия, побеждает.


Головоломка.

Разделите текст на столько частей, сколько учащихся в группе. Каждому учащемуся выдайте по одной фразе или фрагменту текста. Задание заключается в том, чтобы восстановить изначальный текст и выстроить его в правильном порядке.


Чтение в парах:

Разделите текст на 2 части. Первый человек в паре читает первую часть, второй – вторую за определённый промежуток времени. Далее они пересказывают друг другу прочитанное и задают вопросы.


Рассортировать тексты.

Можно смешать 2-3 текста и дать учащимся их рассортировать и расположить части в правильном порядке. Можно также разделить учеников на команды и определить победителей.


Скоростное чтение.

Дайте детям небольшое количество времени на чтение текста (3-5 мин). Читают сколько успевают за отведенное время, закрывают книги, обсуждают (в парах/группах либо с учителем).


Читательские клубы

Читаем по группам из 5 человек. У каждого в группе своя цель:

Составитель вопросов – составляет вопросы к тексту

Словоискатель – выписывает незнакомые слова, ищет их перевод (работает с терминами)

Обзорный– выделяет главную идею, составляет краткий пересказ

Связующий – подчёркивает связующие слова и фразы

Инфо-детектив – ищет даты, имена героев, ссылки на первоначальный источник и т. д.



Этап работы: послетекстовый.

Классические приёмы обучения смысловому чтению

Современные приёмы обучения смысловому чтению

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.


2.Докажи, что…


3.Охарактеризуй…


4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.


5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.


6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.


7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.


8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.


9.Придумай новый конец текста (можно инсценировать).


10. Дебаты

Докажи это мнение

Подготовьте карточки с утверждениями о тексте. Каждый ребенок получает карточку, на которой написано некое утверждение, которое может не совпадать с его мнением (лучше, если учащиеся будут не согласны с тем, что написано на карточке). Задание учащегося - дать как можно больше аргументов в поддержку утверждения на карточке.



Две правды, одна ложь.

Нужно составить 3 высказывания по тексту: 2 правдивых, одно ложное. Попросить одноклассников угадать, где неправда.



Текст и я, текст и текст, текст и мир

Обсуждение текста выстраивается из ответов на 3 вопроса, которые помогают ученику взглянуть на текст как на возможность для диалога:

  • Соотнесение текста с текстом. Какие параллели и взаимосвязи можно найти между изучаемым текстом и другими произведениями?

  • Соотнесение текста с собой. Как то, что написал автор соотносится с имеющимся у ученика опытом? Почему прочитанное произведение актуально и важно для него лично?

  • Соотнесение текста с миром. На какие глобальные вопросы и проблемы выходит текст?

Текст через призму чувств

Задача — зафиксировать сенсорные детали, которые были замечены в тексте: звуки, образы, ароматы, тактильные ощущения и вкусы.



Дизайн для персонажей

Для характеристики героев произведений можно использовать необычный ракурс и предложить прочувствовать персонажа, создав страничку его личного дневника, пост в социальной сети, а может подобрать идеальный дизайн для дома/квартиры, где мог бы жить персонаж, или собрать для него гардероб. Попросите подобрать три аргумента из текста, которые могли бы обосновать точку зрения ученика.