Методические приемы, повышающие мотивацию на уроках английского языка в среднем общем образовании
У учащихся 5-8 классов приемы повышения мотивации схожи с приемами, использующимися в НОО. Это игровые приемы, ролевые игры и диалоги, театрализация, квесты, приемы, связанные с использованием компьютерных технологий, интернета и его ресурсов, интерактивной доски, приемы, связанные с использованием песен на английском языке, активные методы обучения (АМО).
Но отношение и вовлеченность учеников ООО к таким приемам будет иной, соответствующей психологическим характеристикам подростков. Ученики 5-8 классов – повзрослевшие дети. Они больше знают и больше умеют. Соответственно, они могут решать более сложные задачи. Они активны и работоспособны, стремятся быть самостоятельными и взрослыми. Теперь их интересы направлены не только на приобретение знаний, но и на коммуникацию с окружающими - друзьями, ровесниками, людьми старшего возраста (см. главу 1.3 данной работы). Поэтому групповая форма работы будет больше мотивировать подростков в процессе обучения, в том числе на уроках английского языка.
Среди игровых приемов, используемых для учеников 5-8 классов, нам бы хотелось отметить тот же прием перебрасывания мяча, что и в НОО (сейчас вместо мяча популярна игрушка - «антистресс»). Мяч нужен, как правило, для передачи хода в игре или при проведении опроса. Бросок мяча ученику выделяет ученика из группы учащихся, обращает внимание присутствующих на ученика. В то же время, предмет в руке подталкивает учащегося активнее думать и соображать. Данный прием используется, кроме игры «Цепочка» и «Переводчик», в популярной на уроках английского языка игре «Snowball» («Снежный ком»), где ученики по цепочке повторяют слова и добавляют свои. Игра «Snowball» способствует запоминанию и повторению лексики на уроках английского языка, а также помогает заучиванию грамматических структур и формированию правильного построения английского предложения.
Прием наклеивания стикеров (бумаг небольшого размера с клеящейся основой) используется, в основном, в играх или заданиях с игровым началом. Примером такой игры может быть игра «I’m famous» («Я знаменитый»). Суть этой игры в том, что игроки садятся в круг и пишут друг другу на бумагах-стикерах имена известных личностей или персонажей. Затем они приклеивают бумагу с именем другому игроку на лоб. Таким образом, у каждого игрока на лбу имя знаменитости, которую он не знает, но видят все вокруг. После этого начинается игра, в процессе которой игрок задает вопросы "о себе". Допускаются вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Игрок имеет право задавать вопросы о себе только до того момента, когда ему ответят "нет". Далее очередь переходит следующему игроку. Эта игра способствует не только запоминанию лексики, но также отработке построения вопросительных предложений.
Использование пантомимы, жестикуляций, мимики - хороший игровой прием, который позволяет сформировать у учащихся эмоциональное восприятие слова, создает образ, благодаря которому ученик запоминает данное слово. Такой прием есть, например, в игре «Мимы», где ученику дают слово, а он должен жестами или символами показать его остальным ученикам. При этом «миму» запрещено произносить какие-либо слова или
фразы, а ученики общаются друг с другом только по-английски.
Объяснение значения слова с помощью синонимов, антонимов, словосочетаний и предложений ещё один прием, который может быть использован и в игре. Образцом такой игры является «Alias» («Элиас»). Суть ее заключается в том, чтобы объяснить слова своим товарищам по команде другими словами, используя, синонимы, антонимы и подсказки. При этом члены команды должны отгадать как можно больше слов за определенное время. Чем больше слов отгадала команда, тем больше у нее шансов сделать больше шагов вперед на игральной доске. Команда, достигшая первой финиша, побеждает в игре. «Alias» - образец командной игры, которая развивает не только коммуникативные навыки учащихся, расширяет словарный запас учеников, но и способствует формированию межличностной коммуникации, учит эффективно работать в группе.
Вовлечение учащихся среднего звена в ролевую игру мотивирует их речевую деятельность, учит практическому использованию языка. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, застенчивым, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.
Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально «действенен», так как он должен понять и запомнить слова партнера, соотнести ее с ситуацией и задачей общения и правильно отреагировать на реплику.
Ролевые игры обычно делят на два типа: контролируемые и свободные. Существует разнообразие форм ролевых игр. Это может быть урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-сказка, урок-презентация, урок-интервью, урок-аукцион и т.д. Полноценная ролевая игра требует от учителя и учащихся серьезной подготовки. Для её проведения разрабатывается сценарий, могут быть сшиты костюмы или сделаны декорации. Сама игра требует от участников знания своей роли, умения представлять своего героя на иностранном языке, актерских навыков. После разыгрывания сцены происходит обсуждение игры, отмечаются успехи и слабые моменты в игре.
Ролевая игра может происходит и в простой форме. Это может быть разыгрывание диалога, составленного на основе прочитанного и обсужденного диалога из учебника. Это может быть текст, который уже знаком учащимся. Учащиеся составляют вопросы по тексту, кто-то из них играет роль героев из текста и отвечает на поставленные вопросы.
В ролевой игре могут быть использованы следующие приемы:
персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, или консультант, или член жюри и т.д.;
интервью – ученики задают вопросы;
путешествие – проверка картографических навыков;
историческое письмо или телеграмма - узнай, кто мог быть автором;
исторический документ - узнай автора, догадайся, о каком событии идет речь;
рассказ-защита (герб, город, растение, памятник культуры и др.);
текст с ошибками или пропусками;
кроссворды, тесты, понятия, даты и др.
Примером небольшой ролевой игры в 7-8 классах может быть игра «Безголосый постоялец». Игра не требует предварительной кропотливой подготовки, но хорошо активизирует коммуникацию, мышление, языковые знания учащихся, а также использует их жизненный опыт.
Для игры нужно сделать карточки с проблемами, которые могут ожидать гостя в номере отеля. Примерные проблемы:
One of the plugs in your room doesn’t work
One of the night-lights in your room doesn’t work
There is no hot water in your room
There is no shampoo in your room
There is no soap in your room
There is no toilet paper in your room
There are no towels in your room
There is no blanket in your room
В классе карточки раскладываются на столе учителя лицевой стороной вниз. Игрок А выходит и, взяв любую карточку, читает про себя её содержание. Далее он изображает из себя постояльца отеля, у которого пропал голос, и он пытается мимикой объяснить администратору свою проблему. Игроки "в зале" поочерёдно выдвигают свои гипотезы типа: 'Is there no hot water in the shower?' и т.п. Затем угадавший игрок сам вытягивает карточку, и игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут обыграны.
Театрализация в среднем звене – прием, направленный на развитие творческих способностей учащихся, на раскрытие их новых возможностей в процессе подготовки представления и во время самого представления. В «среднем звене» могут быть использованы следующие приемы театрализации:
персонификация – реально живший исторический персонаж участвует в уроке как помощник учителя (консультант, экскурсовод и др.);
«кто я?» - ученик изображает какого-либо персонажа, рассказывает о нем, учащиеся угадывают, кто он;
выступление исторического лица (речь, программа, законы и др.);
историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.
Эти приемы так же, как и ролевые игры, способны повысить активность учащихся на уроке и мотивировать их учебную деятельность.
В среднем звене может быть использована технология веб-квеста (webquest). «Образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу». Веб-квест является веб-проектом, в котором все материалы, предоставляемые учащимся, содержатся в Интернете. Дизайн веб-квеста предполагает рациональное планирование времени учащихся, сконцентрированного не на поиске информации, а на ее использовании. Основное отличие веб-квеста от простого поиска информации заключается в следующем:
наличие проблемы
поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете
решение проблемы принимается всей группой
Учащиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто реальное, что ведет к эффективности учебного задания. Меняется и роль учителя на уроке. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Примером веб-квеста могут быть темы, связанные с туризмом и достопримечательностями. Так, в качестве формулировки проблемы веб-квеста по теме “Sightseeing in London» (8 класс) может быть следующая: «Вы журналисты, работающие над статьей о достопримечательностях Лондона для географического журнала. Вас попросили подготовить презентацию о самых интересных и необычных достопримечательностях столицы Великобритании. Для выполнения задания вам нужно в течение 5 дней посетить выбранные достопримечательности и написать о них на странице блога» (дается ссылка на блог).
Использование методики веб-квеста на уроках английского языка формирует навыки просмотрового чтения и чтения с целью извлечения информации, развивает письменную речь школьников, пополняет словарный запас учащихся, расширяет кругозор, способствует повышению мотивации учеников. Веб-квесты хороши и тем, что развивают метапредметные связи, так как позволяют решать поставленные проблемы на базе двух или нескольких предметов (иностранный язык и история, иностранный язык и ИКТ, иностранный язык, география и история и т.д.).
В основном, веб-квесты востребованы у старшеклассников, стремящихся к самостоятельности, решении непростых и интересных задач. Но среднее звено также можно заинтересовать этой технологией, если учащиеся подготовлены.
Помимо приемов, связанных с содержанием изучаемого материала, формами организации работы на уроках английского языка, коллективными формами деятельности, нам хотелось бы обратить внимание на прием, связанный с оценкой учебной деятельности. Хорошая оценка является «внешним» мотивом, побуждающим ученика к учебной деятельности. Она важна для ученика, так как связана с его самооценкой, что значимо для личности ребенка. Поэтому обходить без внимания этот инструмент мотивации, на наш взгляд, нельзя. Особенно важно говорить о системе оценивания устной работы учащихся на уроке как в начальной школе, так и в среднем звене.
В НОО дети особенно не равнодушны к оценкам, стремятся учиться хорошо, и оценка их работы на уроке учителем очень важна. В среднем звене дети также стремятся получать хорошие оценки, несмотря на более спокойное к ним отношение. Даже самые слабые ученики рады «четверкам» и «пятеркам», если им удается их получить. По нашему мнению, в оценке устной работы учащихся на уроках английского языка существует иногда размытость критериев. Учитель не уверен, стоит ли ставить «4» или «5» данному ученику, или «3» или «4», или стоит ли оценивать вообще ученика на данном уроке. С другой стороны, ученик тоже не понимает, почему ему поставили «4», а не «5», или «3», а не «4», или вообще не поставили оценку, хотя ученик думает, что хорошо работал весь урок. Конечно, учитель должен объяснять ученику, почему он так его оценил. Кроме того, учитель должен проводить рефлексию на своем уроке, где ученики занимаются, помимо оценки урока, и самооценкой.
Но всегда ли на практике урок ведется идеально, и учитель успевает проходить все этапы урока? Нам бы хотелось предложить простой прием, который может помочь в разрешении этой проблемы. Этот прием связан с четкими критериями оценки устной работы учащихся на уроках английского языка, и заключается он в том, что за каждый правильный ответ ученик получает балл, который выражается в материальной форме. Это может быть пластиковая палочка из набора для палочек устного счета, фишка, вырезанный кружок из цветной бумаги и прочее. Материальная форма важна в НОО.
В среднем звене ученики могут ставить баллы в виде палочек на полях своей тетради. Важно, что существуют четкие критерии, и обе стороны учебного процесса – учитель и ученик - это знают. Например, за 5 правильных ответов (ученик набрал 5 палочек) ученик получает оценку «5», за 4 правильных ответа – «4», за три - «3», за два или один – ничего. И учитель может объяснить это так, что «ты, дорогой ученик, сегодня лишил себя возможности получить «4» или «5» за работу на уроке. Но в следующий раз постарайся, и ты заработаешь хорошую оценку».
Наши наблюдения показывают, что активность учеников на таких уроках с использованием приема «материальных» баллов значительно повышается. Этот прием связан с «внешней» мотивацией, которая может постепенно перерасти во «внутреннюю», когда результат работы ученика будет смещен на процесс его деятельности на уроке, а также когда учитель будет переводить ученика в позицию осознанного, осмысленного обучения (совместное целеполагание) и создавать на уроке ситуацию успеха.
Итак, основными приемами, способными повысить мотивацию учащихся 5-8 классов, являются, как и в начальной школе, игровые приемы, игры, ролевые игры, диалоги, театрализация, веб-квесты, приемы, связанные с применением компьютерных технологий, использованием интернета и его ресурсов, интерактивной доски, приемы, связанные с использованием песен на английском языке, активные методы обучения (АМО). Прием, связанный с перебрасыванием мяча для передачи хода или для ответа, используется в игре «Snowball». Наклеивание стикеров – прием, использующийся в играх (например, в игре «I’m famous») и заданиях игрового характера.
Использование пантомимы, жестикуляции, мимики также является игровым приемом, способным сформировать у учащихся свой образ слова, позволяющий запомнить это слово. Объяснение значение слова через синонимы, антонимы, словосочетания является приемом, позволяющим расширить словарный запас учеников, а использование данного приема в игре «Alias» формирует успешную межличностную коммуникацию и учит учащихся эффективно работать в группе. Ролевая игра активизирует робких учеников, способствует активной коммуникации между учащимися, раскрывает их творческие способности так же, как и театрализация.
Технология веб-квеста вовлекает учеников ООО в активный поиск ответа на решение поставленной учителем задачи. Ученики 5-8 классов используют ресурсы интернета, играя одну из заданных им ролей. Помимо этого, веб-квесты развивают метапредметные связи, так как позволяют решать поставленные проблемы на базе двух или нескольких предметов. Также эффективен для «внешней» мотивации учащихся на уроках английского языка прием, связанный с системой оценивания знаний. Это прием «материальных» баллов.