Суслопарова Ольга Александровна, учитель биологии и химии МБОУ ООШ №53 г.Бикина
Приемы повышения мотивации к учебе – фактор формирования важных компетенций ученика.
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
(В.А.Сухомлинский)
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”
(Б.И. Додонов).
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
Первый уровень– высокий уровень мотивации, учебной активности.
(У таких учеников есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования.Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)
Второй уровень– хорошая учебная мотивация.
(Ученики успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень– положительное отношение к школе, но школа привлекает таких ребят внеучебной деятельностью.
(Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, общаться с одноклассниками. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)
Четвертый уровень– низкая учебная мотивация.
(Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать уроки. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)
Пятый уровень– негативное отношение к школе.
(Такие ребята испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.)
Снижение положительной мотивации - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.
Причина спада мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие учащегося.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. В отношении ученика — это его навыки в обучении.
Полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской.
информационные,
коммуникативные,
учебно-познавательные,
общекультурные компетенции,
целостно-смысловые компетенции,
социально-трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
Остановимся на первых четырех. По моему мнению, они самые необходимые для ученика в ходе обучения.
Информационная компетенция
Информационная компетенция обеспечивает навыки работы с информацией.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (TV, Интернет, видео и аудио, СМИ).
При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее.
ПримерИспользуя текст параграфа «Виды химической связи», составьте таблицу:
Вид химической связи | Характеристика вида связи | Характеристика частиц, участвующих в образовании связи | Характерные свойства веществ с данным видом связи | Примеры веществ |
| | | | |
Коммуникативная компетенция
Формирует интерес к процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ученики должны понимать, что общение — это сотрудничество и диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам собеседника (товарища по учебной группе). Также важна установка каждого ученика на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.
Пример из практики.
На групповом занятии достаточно сложно подобрать группу так, чтобы каждый свободно высказывал свое мнение окружающим. Как правило, в группе есть определенный набор типов личности (по характеру коммуникации с группой), а именно
«лидер» (умник/выскочка),
«тихоня» (отмалчивается, даже если знает ответ),
«спорщик» (отрицает мнение окружающих просто из принципа или желания поспорить, оказаться правым),
«незнайка» (бывает, что такой ученик понятия не имеет о чем идет речь в группе).
Такой парадокс: если перегруппировать этих же учеников с другими, они могут оказаться совсем в иных ролях. Тихоня может стать спорщиком, а незнайка окажется лидером.
Учебно-познавательная компетенция
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Сюда входят знания и умения:
целеполагания, планирования
организации, контроля,
анализа, самооценки
регулирования учебно-познавательной деятельности.
Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Целеполагание
Как чаще всего учитель ведет урок? «Запишите дату, запишите тему», «Будем решать, писать, читать».
План такого урока составлен учителем, цели так же ставит он. Откуда у ребёнка возьмется мотивация и ответственность за получение знаний, за свою работу? Почему он должен включаться в ту деятельность, которая на данный момент ему не понятна, и он её не планировал? Поэтому целеполаганию следует уделять большое внимание, учащиеся должны проектировать урок вместе с учителем.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.
Коллективное целеполагание напрямую выходит на процесс мотивации.
Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех обучающихся, то она мотивирует деятельность всех учащихся и коллектива в целом. Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к её достижению.
Таким образом можно организовать деятельность учащихся по принятию цели урока. Проект урока, составленный детьми, помогает формировать навыки самостоятельной учебной деятельности, моделирования, логического построения плана действий, осознания своих проблем (отделение знания от незнания) и путей их решения. Теперь ребёнок выступает в роли субъекта, который отвечает за свою деятельность.
Педагог должен придерживаться условия, при котором урок будет четырёхтактным, т.е. предполагается смена форм организации деятельности: фронтальная работа (чаще всего для целеполагания, актуализации знаний); парная (пары сменного состава), групповая и индивидуальная.
В число общеучебных действий входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение передавать содержание текста.
Задача. Объясняя потребителям высокую стоимость посуды "Цептер", реклама убеждает, что при приготовлении пищи в этой посуде полностью сохраняются все витамины и минеральные соли благодаря применению "благородной стали Cr/Ni 18/10, номер материала 1.4301".
Согласны ли вы с утверждением рекламы о полном сохранении витаминов и минеральных солей? Ответ поясните.
Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие:
умение проводить анализ и синтез;
осуществлять сравнение и обобщать изученное;
классифицировать объекты;
устанавливать причинно-следственные связи;
умение выдвигать и обосновывать гипотезы.
Все эти умения необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.
Пример 1. Прочитав текст параграфа «Сера. Аллотропия. Физические свойства», сравните свойства кристаллической и пластической серы. Чем обусловлены различия в свойствах аллотропных модификаций серы?
Пример 2. Лабораторный опыт «Отношение кислот к металлам»
Цель опыта: выяснить, как реагируют кислоты с металлами, отличающиеся по активности.
У вас на столах три пробирки. В первую пробирку поместите две гранулы цинка, во вторую – немного железных опилок, в третью – две гранулы меди. В каждую пробирку прилейте по 1 мл соляной кислоты. Наблюдайте за происходящим.
Задание:
Найдите цинк, железо и медь в ряду Н.Н. Бекетова. На основании каких свойств составлен этот ряд?
Напишите уравнения химических реакций, которые наблюдались в этом опыте. К какому типу относятся эти реакции?
Пример задания на формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Урок в 8 классе по теме «Реакции обмена»
На доске написаны уравнения химических реакций:
1. 2H2 + O2 → 2H2O
2. 2HgO → 2Hg + O2
3. Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2
4. ZnO + 2HCl → ZnCl2 + H2O
Учитель: Определите типы химических реакций.
Ученики определяют тип первой, второй, третьей реакции
Учитель: Определите тип четвёртой химической реакции.
Ученики испытывают затруднение (проблемная ситуация)
Учитель: Смогли ли вы выполнить задание? В чем затруднение?
Ученики: Нет, не смогли. Мы такие реакции не изучали (осознание проблемы)
Учитель: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)
Ученики: Что это за новый тип реакции? (учебная проблема как вопрос)
Общекультурная компетенция
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.
Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.
К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Остановимся на некоторых приемах и методах создания мотивации.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей. Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной и интересной, а не надуманной.
Прием второй: создание проблемной ситуации. Состоит он в том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом и при опросе задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году...», «кто изобрел...»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации гарантирует интерес к изучаемому материалу.
Третий прием: ролевой подход и деловая игра. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику. Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.
Пятый прием: игры и конкурсы. Педагогам известно, как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для разрешения этой проблемы можно предложить игровые и конкурсные ситуации различного характера.
Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей способы контроля знаний: контрольные, самостоятельные работы, диктанты и т.д. Но проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.
Теперь я предлагаю алгоритм создания ситуации успеха.
На фоне эмоциональной комфортности снятие страха через фразы «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться. Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
Авансирование успешного результата. Учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. «Я даже не сомневаюсь в успешном результате», « у вас обязательно получится»
Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности. «Возможно, лучше всего начать с…», «Выполняя работу, не забудьте о…»
Внесение мотива (обозначить практическую значимость). Учитель показывает, ради чего совершается эта деятельность. Например, в воспитательной работе «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребёнка. «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
Мобилизация активности, или педагогическое внушение. «Так хочется поскорее увидеть…»
Высокая оценка деталей «Тебе особенно удалось то объяснение…», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»Похвала. Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков, преобладающий тон школьных отношений. Что ребёнок слышит из уст учителя?А вот внушить ребёнку веру в себя, прикоснуться рукой к плечу – это и есть залог успешного воспитания.
Анонсирование.Речь идёт о тех случаях, когда учитель заранее, предупреждает школьника о самостоятельной и контрольной работе. Предупреждает не просто так, иначе этот приём можно было бы обозначить, как упреждающий контроль.Смысл анонсирования состоит в предварительном обсуждении того, что ребёнок должен будет сделать (репетиция предстоящего действия)
«Эврика!». Суть этого приёма состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл бы к выводу, открывая неизвестное.Здесь заслуга учителя будет состоять в том, что он заметит это и всячески поддержит ребёнка.Например: Когда до ребёнка «доходит способ решения»
«Эмоциональное поглаживание». Учитель с лёгкостью раздаёт комплементы. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз «умница» и раз десять «ребятки, я горжусь вами».…Житейский смысл тут подсказывает: «похвала ценится, когда её трудно заслужить».Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадают.Давайте разберёмся: «Молодец!», «Умница», – это что только похвала? А может это констатация факта? Может быть, ребёнок потому и старается, что поверил учителю, и стал принимать это, как само собой разумеющуюся оценку? Да, я молодец, да, я умница – я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец».Здесь уместно провести аналогию, как мы начинаем стараться, когда нас похвалят на работе наоборот «опускаются руки, когда постоянно ругают – начинаем выполнять минимальные требования, только для того, чтобы «не досталось» (мотив избегания).
Памятка
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Литература
1.Глассер У. «Школа без неудачников». М., «Прогресс», 1991г.
2.Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». М., «Питер», 2000г.
3.М.М.Лукьянова, Н.В.Калинина «Психолого-педагогические показатели деятельности школы», М., «ТЦ Сфера», 2005г.
4.Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения», М, «Просвещение», 1990г.
5.Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М., М., «Педагогика», 1983г.
6.Немова Н.В. «Школа достижений: начало пути к успеху». Библиотека журнала «Директор школы», №6, 2002.