СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы повышения мотивации на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе собраны некоторые приемы повышения мотивации на уроках математики.

Просмотр содержимого документа
«Приемы повышения мотивации на уроках математики.»

Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха. Отношение школьников к учебе зависит от мотивации. Мотив (от французского) – побудительная сила, (от латинского) – приводить в движение, толкать. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы и дать им шанс реализоваться в процессе деятельности. Пути повышения эффективности обучения ищут во всем мире.

Для того чтобы учащийся включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, приняты им и приобрели значимость. В настоящее время у учащихся особенно слабоуспевающих, наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся. Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя. Возникновение интереса к математике у учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, как построен урок и какие материалы учитель включил в данный урок. Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры или просто познавательные материалы, связанные с другими школьными предметами. Занимательные задачи!

Чем хороши занимательные задачи — ими можно интересно занять детей. Обратите внимание, что мало кто сможет дать правильный ответ сразу, потому не забывайте о маленьких подсказках, разгадывание задачек от этого будет не менее интересным.

Рассмотрим несколько таких задач, которые целесообразно использовать в качестве разминки, или физминутки, чтобы привлечь внимание класса.

В каждом из 4 углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидят три кошки. Сколько всего в этой комнате кошек?

У шестилетней девочки была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила 2 зернышка и съела тонкий кусочек сыра. Скажи, сколько лет было девочке, у которой была кошка?

Все знают, что два в квадрате четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате?

 

П руд зарастает водяными лилиями. На первый день выросла одна лилия, на второй день — две лилии, на третий день — четыре лилии, на четвёртый день — восемь лилий, ... и так на каждый следующий день число лилий удваивалось.

Наконец, на 20 день пруд зарос полностью.

 На который день пруд зарос наполовину?

 (запиши номер дня)

 

Мама оставила 11 кусочков шоколада и разрешила есть один кусочек через каждые полчаса. На какое время (в часах) хватит шоколада, если ребёнок будет послушным и не съест весь шоколад сразу :) ?


Впиши сумму нижнего ряда фруктов:


 



- 15 уменьшить в 3 раза (желтый)  

- 114 разделить на 2 (красный)    

- 42 разделить на 3 (синий)          

- 11 умножить на 6 (оранжевый)  

- 18 увеличить в 2 раза (розовый)  

- 37 увеличить на 16 (голубой)      

- 51 уменьшить на 3 (зеленый)    



Деловые игры Ролевые игры

Конечно же в процессе обучения, особенно в 5-6 классах, нельзя обойтись без элементов игровой технологии. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - говорил В. А. Сухомлинский.

Игры формируют быстроту реакции, логическое мышление, смекалку, умение сопоставлять, делать выводы, запоминать.

Игра включает моменты соревнования, дает возможность участникам самоутвердиться, проявить себя в нестандартной ситуации. На уроках использую различные виды игр. Ролевые игры - такие, как: «Кто быстрее», «Эстафета», «Найди ошибку», «Математическое лото» и др. Деловые игры - такие игры, как «Банк», «Строитель», «Магазин».

Новизна способов, повышает заинтересованность учащихся в активной деятельности на уроке. Дети, которые раньше не проявляли особого интереса к предмету, теперь с радостью принимают участие в учебном процесс.

Игры на уроках используются для решения комплексных задач: усвоения нового материала, формирование необходимых умений и навыков, развитие творческих способностей. В игре воссоздаются определенные условия, вид деятельности, ситуации, проблемы в которых ребенок может проявить себя, опираясь не только на знания, полученные на уроках математики, но и на свой жизненный опыт. Особенно удачным при использовании игровых технологий является включение в урок работы с интерактивной доской. Интерактивная доска – это игровое пространство, с большим диапазоном возможностей, на котором учитель и ученик могут выполнять многочисленные действия, даже просто движением руки. Возможность делать рисунки, копировать объекты в необходимых количествах, вращать, перемещать геометрические фигуры по полю доски, растягивать и сжимать графики, все это придает уроку игровую форму.

Таким образом, игровая деятельность на уроке несомненно повышает мотивацию учащихся к успешной учебе, обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. Повышает творческую активность, как учителя, так и ученика. Имеет здоровьесберегающую направленность, так как снимает усталость, напряжение умственного труда, повышает работоспособность.
Но задача учителя научить школьника не только понимать, но и мыслить.
В своей практике я широко использую методы организации проблемных ситуаций. Цель технологии проблемного обучения – стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.

Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. В основном игры на уроках чаще применяются при проверке знаний и вырабатывают положительное отношение к учебе.

Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже слабых учащихся протекает более продуктивно. Школьный курс математики содержит обширный материал. Познавательный интерес: Из истории арифметического квадратного корня. Еще 4 тысячи лет назад вавилонские ученые умели составлять таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. Знак «√ » придумал французский математик Мишель Ролль в 17-18 веке.





В конце хотела бы рассказать вам одну притчу.

Однажды странники устраивались на ночлег на усыпанном галькой морском берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: «Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно». После этого и свет, и голос исчезли. Странники были разочарованы. Они ждали важного откровения, вселенской правды, которая сделала бы их богатыми и знаменитыми, а вместо этого получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков. Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение – грусть: алмазов было так мало!

Мораль: приобретенные в школе знания и компетентности, истинную ценность которых обучающийся оценить не может, в дальнейшем обратятся в «алмазы».