Приемы
прибавления и вычитания
чисел в пределах десяти
на числовом луче
Целью презентации является рассмотрение приемов прибавления и вычитания однозначных чисел в пределах 10 с помощью числового луча. Результатом изучения данных приемов выступает формирование осознанной самостоятельной вычислительной деятельности учащегося.
Автор презентации:
Ищенко Инна Николаевна, к.п.н.
учитель начальных классов
ОГАОУ «ЦО Ступени»
г. Биробиджан
Прибавление и вычитание числа 1
-1
+1
4
6
7
1
2
5
3
8
9
10
5-1
6+1
Прием основан на принципе присчитывания и отсчитывания по 1. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося называть последующее число, при вычитании – предыдущее.
2
Прибавление и вычитание числа 2
+2
-2
1
2
4
6
7
10
3
9
8
5
6+1+1
5-1-1
Прием основан на принципе присчитывания и отсчитывания по 2 и группировки слагаемых. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося называть число, стоящее после последующего (через число), в процессе вычитания – число перед предыдущим (также через число).
5-2
6+2
3
Прибавление и вычитание числа 3
+3
-3
4
7
1
6
2
9
8
10
5
3
5-1-1-1
6+1+1+1
Прием вводится на знании учащегося принципа построения натурального ряда чисел и умении прибавлять число 1 и группировки слагаемых. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося прибавлять и вычитать число 3.
5-3
6+3
4
Прибавление и вычитание числа 3
+3
-3
1
2
4
6
7
10
3
5
8
9
5-1-2
6+1+2
Прием вводится, опираясь на умение учащегося прибавлять и вычитать числа 1 и 2 и группировки слагаемых.
5-3
6+3
5
Прибавление и вычитание числа 3
+3
-3
7
6
4
2
1
3
5
8
9
10
6+2+1
5-2-1
Прием аналогичен предыдущему.
6+3
5-3
6
Прибавление и вычитание числа 4
+4
-4
1
2
4
6
7
10
3
5
8
9
5-1-3
6+1+3
Прием вводится на умении учащегося прибавлять и вычитать числа 1 и 3 и группировки слагаемых. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося прибавлять и вычитать число 4.
6+4
5-4
7
Прибавление и вычитание числа 4
+4
-4
1
2
4
6
7
9
8
10
3
5
6+2+2
5-2-2
Прием вводится, основываясь на умении учащегося прибавлять и вычитать число 2 группировки слагаемых.
5-4
6+4
8
Прибавление чисел 5 6 7 8 9
+5
2+5
7
1
4
6
2
8
10
3
5
9
+2
5+2
Прием вводится на основе усвоения учащимся переместительного свойства сложения и умении использовать ранее рассмотренные приемы.
Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося применять переместительное свойство сложения.
4
1
2
6
7
5
3
8
9
10
2+5
5+2
=
9
Вычитание чисел на основе их взаимосвязи
- 6
7-6
7
6
4
2
1
8
9
10
5
3
1
-3
5-3
Прием вводится на знании принципа построения натурального ряда чисел, понятий «предыдущее и последующее числа», взаимосвязи между компонентами сложения.
Результатом усвоения данного приема является формирование знания учащегося о том, что при вычитании предыдущего числа значение разности всегда равно 1, при вычитании числа стоящего перед предыдущим значение разности всегда равно 2.
1
2
4
6
7
9
10
8
5
3
2
10
Вычитание чисел 5 6 7 8 9
-5
7
1
2
4
6
10
8
9
5
3
-
8
8
5
3
=
+
5
Прием вводится на знании учащегося состава однозначных чисел, понятия целого и части и взаимосвязи компонентов сложения. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося вычитать числа 5, 6, 7. Вычитание чисел 8 и 9 можно рассматривать как прием вычитания, описанный выше.
5
3
11
Число 0 компонент и результат действия
+0
- 0
-4
0
1
7
6
4
2
10
9
8
5
3
4 - 4
9+0
6 - 0
Прием вводится, опираясь на знание учащегося о числе 0 как пустом множестве и взаимосвязи между компонентами сложения. Результатом усвоения данного приема является формирование умения учащегося вычитать число, равное данному и знания о неизменяемости числа при прибавлении и вычитании числа 0.