СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы акварелью «Лето. Летний день»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка «Приемы работы акварелью» предлагаются педагогическим работникам, методистам с целью расширения знаний в области преподавания изобразительного искусства по теме «Лето. Летний день». Разработка включают в себя этапы обучения изображению пейзажа, обучающие упражнения разных техник выполнения акварельной живописи. Предлагаемый материал поможет организовать познавательную и изобразительную деятельность детей от 7 до 12 лет.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы акварелью «Лето. Летний день»»

Методическая разработка

по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисования», 2 класс

(Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательнаяпрограмма «Живопись»)


Тема: «Приемы работы акварелью «Лето. Летний день»


Выполнила: преподаватель МАУ ДО «ДШИ П.И. Чайковского» Сипатрова Валентина Николаевна



Методическая разработка «Приемы работы акварелью» предлагаются педагогическим работникам, методистам с целью расширения знаний в области преподавания изобразительного искусства по теме «Лето. Летний день». Разработка включают в себя этапы обучения изображению пейзажа, обучающие упражнения разных техник выполнения акварельной живописи. Предлагаемый материал поможет организовать познавательную и изобразительную деятельность детей от 7 до 12 лет.


Введение


Целью учебного предмета «Живопись»  является обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретения ею  в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских  и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

Акварель — один из видов техники живописи водными красками.  Специфика акварельной живописи заключается в её неповторимой прозрачности, воздушности, эффекта лёгкости, возможности тонких цветовых переходов.

Акварельные краски состоят из красочного и связующего вещества. Пигменты определяют цвет красок, интенсивность и светостойкость, связующее вещество определяет основные технические свойства красок и влияет на приемы и способы их применения в живописи. За время обучения у учащихся формируется представление о свойствах и возможностях акварельной живописи, её разнообразии. Учащиеся приобретают практические навыки и знакомятся с последовательностью ведения работы в данной технике, параллельно  осваивая знания о колорите, свойствах цвета и влиянии свето-воздушной среды.

Целью методической разработки является подготовка к уроку по теме «Лето. Летний день». Материалы разработки могут быть полезны и другим преподавателям при подготовке к занятиям по данной теме во втором и последующих классах.

Данная методическая разработка содержит:

  • Теоретический материал изучения темы

  • Материалы поэтапного показа преподавателя

  • Результаты выполнения практической работы учащимися.


Задания первого раздела программы «Живопись» во втором классе знакомит учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы акварелью.

В предпрофессиональной  программе на уроках живописи в первом и во втором классе начальными заданиями являются упражнения, выполняя которые учащиеся знакомятся с приемами и методами акварельной живописи: заливка, растяжка, мазок, по-сырому, аla prima.

На уроках учащиеся знакомятся, пробуют, изучают различные приемы и методы акварельной живописи, учатся смешивать цвета для получения разнообразия  цветов и оттенков. Изучая  холодные и теплые цвета, ребята учатся видеть сложность и красоту мира во взаимодействии оттенков окружающих предметов и поверхностей. Формируется эстетически развитая и творческая  личность. От урока к уроку ребенок развивает мыслительную деятельность, зрительную память, цветоощущение, знакомится с теоретическими основами живописи, овладевает практическими умениями.

Творческое задание «Лето. Летний день» является первой темой в программе второго класса  и  продолжает реализовывать поставленные на предшествующих уроках задачи. Выполняя данное задание, учащиеся используют  и  закрепляют уже полученные знания, умения, навыки и продолжают развивать свои знания о многообразии  техники акварельной живописи и её приемов, таких как: акварель «по сухому», «а ля-прима», «по сырому», лессировка.


Однослойная акварель «по сухому».

Как видно из названия, в данном случае работа пишется одним слоем по сухому листу и, как правило, в одно-два касания. Это позволяет сохранить чистоту цветов на изображении. По мере необходимости можно «включить» краску другого оттенка или цвета в нанесены,

но еще не высохший слой. 


А-ля прима.

Это живопись в один слой, выполняется быстро, в один сеанс, без дальнейших дополнений и переделок. Этюд получается сочный и выразительный. Эта техника подходит тем, кто умеет смешивать красивые цвета с первого раза.


«По-сырому»

Живопись «по-сырому», написанная быстро, в один сеанс по смоченному листу, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.


Лессировкой называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.


Предложенная тема «Лето. Летний день» может выполняться в смешанной технике, когда в одной картине гармонично сочетаются как приемы «по-сырому», так и «по-сухому».

Последовательность работы может быть следующее:

1. Для создания нужной размытости при выполнении фона, дальнего плана, первый слой краски кладется на фрагментарно смоченую бумагу (необходимые области фона). Работа ведется кистью разной толщины. Отжатая кисть при письме «по-сырому» обеспечивает меньшее количество воды на бумаге, позволяет лучше сохранять контроль над краской, при необходимости осветлить участок.  

2. После высыхания бумаги, кладутся последовательно дополнительные слои краски при детальной прописке элементов деревьев, проработке веток, травинок, цветов. Работа ведется кистью меньшего размера, что позволяет точнее прорисовывать мелкие детали.


Задание: «Лето. Летний день»

Целью учебного предмета «Основы изобразительной грамоты»  является обеспечение целостного художественно-эстетического развития личности и приобретения ею  в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских  и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачи:

- Обучение  и отработка основных приемов акварели.

- Выбор приемов работы акварелью

- Использование возможностей акварели.

- Знакомство с разнообразными приемами и возможностями акварели


Учебное задание:

Вводное творческое задание «Лето. Летний день». Выразительные возможности акварели.


Методы обучения:

- Словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- Объяснительно-иллюстративный;

- Частично-поисковый,

- Практический.


Оборудование для учащихся:

Настольный мольберт, акварель, кисти, бумага для акварели (формат А3), палитра, графитный карандаш ТМ, ластик, бумажный скотч для закрепления бумаги на мольберт.


Оборудование для преподавателя:

мольберт, акварель, бумага, карандаш ТМ, ластик, акварельные работы учащихся;


План урока:

1. Организационный момент: приветствие, подготовка рабочего места (выбор места, материалы, инструменты).

2. Тема урока, цели, задачи.

3. Подготовительный рисунок, демонстрация преподавателя на формате (компоновка примерного рисунка на формате)

4. Подготовительный рисунок учащихся

5. Начало работы в цвете, использование различных приемов акварельной живописи (преподаватель демонстрирует на своем формате, учащиеся работают на своих форматах).

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Завершение работы. Подведение итогов.

8. Заключение. Оценка работ учащихся.


Ход урока:

1) Приветствие, проверка готовности учащихся к выполнению задания, расположение формата горизонтально.

2) Озвучивание темы. Показ акварельных работ учащихся.


3) Объяснение нового материала:

Сначала выполняем набросок простым карандашом. Линии должны быть тонкими. Затем закрашиваем самые светлые участки рисунка: небо, горизонтальные поверхности. Самыми тёмным будут вертикальные объекты – стволы деревьев, стены домов, отвесные скалы. Крупные объекты рисуем раньше, чем мелкие.

Упрощаем сложные элементы во время работы. Не стоит прорисовывать каждый листик на дереве. Мелкие штрихи добавляют в конце, чтобы сделать рисунок более выразительным. Но стоит перегружать картину незначительными деталями, нужно учиться выделять главное.


4) Подготовительный рисунок учащихся на акварельной бумаге формата А3.


5) Сначала смачиваем лист бумаги водой с помощью кисти № 10-12 там, где фон. Используя оттенки сине-голубых цветов нарисуем небо. От неба тем же оттенком краски проведем линии вниз, намечая линию реки. Облака намечаем, добавляя фиолетовые или малиновые цвета. Холмы – желтый (охру). Желтым цвет стоит добавить и на передний план рисунка. В ходе появляется интересное сочетание красок, которое часто можно наблюдать в природе. Разнообразим его, добавив оранжевый цвет на берегах реки и немного оттенив небо. Также с помощью дополнительных слоев краски можно выделить и поверхность желтого цвета на переднем плане.

По желанию к пейзажу можно добавить деревья с помощью зеленого цвета сфер и коричневых стволов.

Теневые части пишем холодными оттенками. Первые мазки кладем на сырую бумагу, таким образом, получаем плавные переходы от одного цвета в другой.

В процессе работы, смоченная нами бумага высыхает. Поэтому дальше используем другие приемы  акварели: лессировка или «по -сухому». При этом, накладывая один слой на другой, необходимо дождаться полного высыхания первого слоя. Начинаем с более светлых оттенков, переходя к темным тонам.

Работая мазками, класть их можно по форме предмета, по направлению фактуры материала, при этом соблюдая аккуратность на границах формы, чтобы сохранить рисунок.

Все мелкие детали (ветки деревьев, травинки, цветы) пишем тонкой кистью. Кисть при этом держим перпендикулярно формату, так легче контролировать форму мазка.

На последнем этапе все цвета обобщаем, подчиняем условиям освещенности, подчеркиваем или смягчим контуры предметов дальнего и ближнего плана.


6. Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися



7. Завершение работы. Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

8. Оценка работ учащихся. Выставка готовых работ. Уборка рабочих мест.

Критерии оценки:

- цветовое решение,

- передача освещения,

- грамотно построенная композиция,

- аккуратность.


Заключение


Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Воздействуя на эмоции ребенка своими качествами - совершенством формы, разнообразным и изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это содействует появлению и проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы, а, следовательно, способствует передаче объектов природы в образы. Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний и художественных навыков и представлений о природных объектах и явлениях. Анализируя детские рисунки, наблюдая за процессом их создания, позволяет судить о том, как изменилось художественные навыки и представления о природных объектах и явлениях у учащихся.

Сочетание  различных приемов акварели может быть использовано во многих заданиях программы ДПОП «Живопись», где учащиеся знакомятся и отрабатывают навыки, полученные на первых заданиях в технике акварельной живописи.

 Данная  методическая разработка  подразумевает различные сочетания приемов акварели: «по-сырому», «по-сухому», a la prima. Варианты сочетания приемов могут быть различными. В содержании включены наглядные изображения, повествовательное  описание этапов работы, фотографии законченных работ учащихся, которые отражают ход работы и результат. В качестве примера в данной разработке приведены работы 2(8)А, 2(8)Б классов 2023-2024 учебного года.



Литература

  1. Визер В.В.: Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2007 г.

  2. Манин В.С.: Русский пейзаж. - М.: Белый город, 2001 г.

  3. Пейзаж. Основы техники изображения. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009 г.

  4. Водный пейзаж. Основные техники изображения. - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009 г.