СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы на разных этапах современного урока

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы помогут учителю грамотно и эффективно провести целеполагание, планирование предстоящих действий. поиска способа решения учебной задачи. Предложенные способы помогут разнообразить приёмы контроля, оценивания знаний и рефлексии.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы на разных этапах современного урока»

Приемы работы на разных этапах современного урока.

Приемы целеполагания

Приемы

Конкретизация на примере

1. Привлекательная цель (искать привлекательную цель в сфере непосредственных интересов

учащихся)


  • Я вчера шла по улице и наблюдала за мамой и сыном. Сын спрашивает маму: «Почему ноги у нас не заплетаются?», а мама: «Не знаю!». Сын опять спрашивает: «Почему собака бегает на четырех ногах, а мы ходим на двух?», а мама: «Отстань!!». Сыну все интересно: «Почему листья зеленые?», а мама: «Сколько можно, ты можешь помолчать, я же устала на работе !!!…».

  • Кому знакома такая ситуация? (скорее многим). Почему мама не ответила ни на один вопрос сына?

  • Поднимите руку те ребята, у которых когда-нибудь очень не скоро, но будут свои дети.

  • Какими родителями для своих детей вы хотели бы стать: умными или как эта мама?

  • С какой наукой были связаны вопросы сына?

  • Сформулируйте учебную задачу на год. («Я буду изучать живую природу»)

2. Удивляй!

(найдите такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным).

  • Прочитайте тему урока «Стебель – осевой орган растения».

  • Что такое ось? Может ли ось быть извилистой или изломанной?

3. Отсроченная отгадка (найдите удивительный факт, ключ для понимания которого будет найден в конце урока, или в начале следующего урока).

  • Вы уже знаете, что свекла, морковь, репа имеют видоизмененные корни – корнеплоды!

  • А лук, картофель, батат?

4. Фантастическая добавка (дополните реальную ситуацию фантастикой)

  • Предположим, что минимальная температура Антарктиды понизится на 10 градусов. Что еще смогут «придумать» пингвины, чтобы выжить в таких условиях?

5. Лови ошибку! (объясняя материал, намеренно допускайте ошибки; задача ученика может быть: приведи контрпример) + (дайте ученику текст со специально допущенными ошибками, пусть поработает «учителем»).

  • Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (органические вещества клетки)

  • Что мы про вещества должны знать? (название, %содержание в клетке, функции)

  • Жиры передают наследственную информацию, чем больше жира у человека, тем больше наследственной информации он передаст… (скорее всего в классе будет смех)

  • Что не так? Докажите, что я не права.

  • Почему не удается? Сформулируйте учебную задачу сегодняшнего урока. («Я буду узнавать функции органических веществ клетки»)

6. Практичность теории (учитель предлагает практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам, но знаний явно не хватает для ее решения).

  • У нас в аптеках много лекарств, изготовленных из растений…

7. Пресс – конференция (намеренно неполно раскрывайте тему, предложите школьникам задать дораскрывающие ее вопросы). Попутно или в конце урока обсудите с ребятами, насколько удачными были их вопросы и полностью ли раскрыта тема. Заранее расскажите ученикам (?) , что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны, ответ на них – повторение уже известного.

Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания.

Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

  • Рассказ учителя о терморегуляции животных: «Африканский слон имеет огромные уши. Удивительная величина их не случайна: это своеобразный холодильник животного. Уши слона пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Горячая кровь отдает свое тепло воздуху и возвращается в тело слона на несколько градусов холоднее. Чтобы увеличить поток отходящего от ушей воздуха слон ими все время обмахивается…».

  • Репродуктивные вопросы: Зачем слону большие уши? Почему слон все время машет ушами? Почему уши слона пронизаны большим количеством кровеносных сосудов?

  • Расширяющие вопросы: Какова площадь ушей слона? На сколько градусов остывает кровь в ушах? Какова нормальная температура крови слона?

  • Развивающие: У каких еще животных температура регулируется с помощью ушей? Какие другие способы остывания есть у животных? Почему бы слону просто не сидеть в воде пока жарко? Что делает с ушами слон, когда ему холодно?

  • можно ввести игровой сюжет: пресс-конференцию неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее «рассекретить».

8. Вопрос к тексту (перед изучением учебного текста поставьте ребятам задачу: составить к нему список вопросов; иногда целесообразно оговорить и минимальное число, например, не менее 3 репродуктивных, и не менее 5 расширяющих и развивающих).

  • Пусть на вашем уроке найдется место ОТКРЫТЫМ ПРОБЛЕМАМ: вот это, дети, мы изучали, а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы; вот этого я не знаю сам, а вот этого пока не знает никто… ПРИРОДНАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ВЫЖИВАЕТ ТОЛЬКО НА ОТКРЫТОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗНАНИЙ.

9. Столкновение противоречий в практической деятельности

  • Я буду читать предложения, вы должны закончить его одним словом. Прежде, чем приступить к работе, определите каждый для себя:

  • Мне надо любым способом написать правильный ответ. ИЛИ

  • Мне надо самому понять, в какой степени Я усвоил материал. Готовы?

Первое предложение:

  1. Рыхлую ткань, которая заполняет пространство между органами животных, называют … (паренхима).

  2. Кровеносная система, при которой кровь омывает внутренние органы, называется … (незамкнутая).

  3. У речного рака зрение называют … (???мозаичное).

  4. Глаза майского жука называют … (???фасеточные).

  • Хотя бы один ребенок в классе скажет, что мы это (???) не изучали.

  • Не изучали? = Закройте тетради, положите их на край стола, они нам в конце урока еще понадобятся.

  • Кто помнит, о каком животном шла речь в последнем предложении самостоятельной работы? (о майском жуке).

  • Как по-вашему, майский жук к какому классу животных относится? (класс Насекомые).

  • К какому типу относится майский жук? (тип Членистоногие).

  • Значит что вы про этого животного уже знаете? (ответы детей: тело имеет двустороннюю симметрию, есть кутикула, тело состоит из сегментов, выделяются отделы тела – голова, грудь, брюшко, конечности членистые, 3 пары ходильных ног, 1 пара усиков, во взрослом состоянии многие имеют крылья).

- Что вы про майского жука не знаете? (среда и место обитания, внешнее строение, внутреннее строение, значение).

- Сформулируйте УЗ на сегодняшний урок. Проговорите ее друг другу в парах. Зафиксируйте УЗ в виде схемы в рабочих тетрадях.

10. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос

  • Я стояла в очереди и подслушала разговор матери с ее шестилетним сыном:

  • Мама, мы сегодня в садике в зоопарк ходили!

  • Что тебя там больше всего удивило, сынок?

  • Мне очень понравился зверек один, такой пушистый и имя у него интересное - хорда!

  • Нет такого животного, ты, наверное, что-то перепутал.

  • Нет, есть! Его так назвал работник зоопарка и еще много интересного про него рассказывал.

  • Но животного с таким названием не существует, я же взрослая и лучше знаю!!!

  • Нет, существует, я его сам видел!!!!

  • Ребята, как вы считаете, кто прав? (мнения, скорее всего, разойдутся)

  • Почему в нашем классе разошлись мнения? (мы не знаем, что обозначает слово «хорда»)

  • К какому живому организму относится это слово? (к животным)

  • Сформулируйте учебную задачу на сегодняшний урок. («Я буду узнавать строение хордовых животных»)

Приемы планирования предстоящих действий

1. Планирование работы под руководством учителя

  • Чтобы решить задачу «Я буду узнавать клетку», на какие вопросы нам нужно ответить?

  • Какой первый вопрос зададим себе при планировании своего движения к цели? (Что такое клетка?)

  • Что будем делать сначала, что потом? (Сначала узнаем из каких веществ состоит клетка, потом что они образуют, потом зачем нужны)

  • Можно ли двигаться к цели по-другому?

  • Что мне поможет решить проблему (найти ответ на вопрос)?

  • Сколько времени потребуется?

  • Для выполнения этого задания М. составил такой план действий. Приведет ли он к цели?

  • Как изменится план работы, если цель измениться так …?

  • Можно ли, действуя по-другому плану, достичь этой цели?

  • Как изменится план, если нельзя пользоваться …, если бы у вас было …?

2. Планирование работы малой группы:

  • согласование общей цели и представление о том, что в задаче (задании) требуется сделать;

  • выяснение, какими способами может быть организовано достижение цели, распределено задание;

  • определение, какой способ и почему выбирает группа;

  • выполнение каждым своей части работы в общей задаче за то время, о котором группа договорилась;

  • согласование частей и создание общего результата, его обсуждение и корректировка (если необходимо);

  • подготовка представления результата и способа работы группы над задачей (подготовка выступающего);

  • формулирование вопросов для обсуждения.




  • Перечитывание задания вслух: «Можно ли удаление непереваренных остатков пищи отнести к процессу выделения (см. стр.80 учебника). Ответ обоснуйте.


  • Способы: изучение текста учебника, использование собственных знаний, работа с биологическими понятиями «пищеварение», «выделение» и др.


  • Можно использовать все способы, т.к. мы можем сделать каждый свою работу и затем сделать общий вывод.

  • Индивидуальное выполнение работы.




  • Коммуникативная деятельность участников общения по проблеме.





  • Вся группа готовит доклад для одного выступающего, в котором отражено общее мнение по решаемому вопросу.


  • Каждый учащийся группы может придумать свой вопрос другой группе или предположить вопросы других групп к себе.









Приемы поиска и построения способа решения учебной задачи

1. Структурирование изучаемого объекта в соответствии с целостными его свойствами

  • О чем идет речь в тексте? (О тканях растений и животных)

  • Что общего между тканями растений и тканями животных? (Состоят из клеток)

  • Как это показать на схеме?

2. Установление внутренней связи, отношения, поиска природы внутренней взаимозависимости структурных частей

  • Как связаны название ткани, особенности ее строения и функции? Как это можно зафиксировать в виде модели?

3. Выделение отношения, имеющего смысл с точки зрения внутренней структуры ситуации и понимания различного функционального значения частей

  • Что обозначают поля, помеченные буквами А, Б, С? (клетка, расстояние между соседними клетками и межклеточное вещество)

  • Как изобразил художник целостную ткань? Ее части?

4. Исследование отношений, включающих обоснование детьми своих действий, введение обозначений, использование ранее изученного и т.д.

  • Ответ учащимся может быть таким: «Клетки связаны между собой в ткани с помощью межклеточного вещества. Чем дальше находятся клетки друг от друга, тем рыхлее ткань, и наоборот. Если клетки находятся близко друг к другу и между ними мало межклеточного вещества, то, скорее всего, такая ткань будет защищать и из всех названий ближе всего «покровная». Мне удалось прийти к такому выводу после исследования ткани под микроскопом…» и т.п.

5. Фиксация найденного способа решения в виде схемы, алгоритма, модели и т.п.

  • Предложите в письменном виде способ, алгоритм изучения тканей животных.

Приемы контроля

1. Своя опора (ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу)

  • Могут объяснить их друг другу или обмениваются ими и объясняют тему по чужому опорному конспекту).

2. Повторяем с контролем

(ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу).

Затем:

- один ученик задает свои вопросы, остальные (по выбору учителя или спрашивающего) отвечают;

- ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

3. Повторяем с расширением

Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

4. Свои примеры (ученики подготавливают свои примеры к новому материалу, свои задачи, свои задания для проверочных работ).

Например: Тема урока: «Строение млекопитающих». Класс разбит на три группы. Ученики каждой группы получают свое задание:

  1. Перечислите млекопитающих нашего города.

  2. Предложите идеи, как эти млекопитающие приспособились к жизни в нашем городе.

  3. Перечислите вам известные особенности строения млекопитающих, о которых мы не говорили на уроке.

Например: Мы уже знаем (или умеем) … . Придумайте задачу (жизненную ситуацию), где понадобится это знание (или умение).

Например: Найдите и выпишите…

5. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме).

Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по одному из списков.

6. Пересечение тем (ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем).

Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать формы сравнения, сопоставления, противопоставления.

7. Базовый лист контроля (на первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля»)

В нем перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый.


8. Опрос по цепочке

Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

9. Тихий опрос

Беседа с одним или несколькими учениками проходит полушепотом в то время, как класс занят другим делом.

10. Магнитофонный опрос

Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать

11. Тестовая методика проверки знаний

Тесты могут быть закрытого или открытого типа.

12. Взаимоопрос

Ученики опрашивают друг друга по базовым листам

13. Защитный лист

Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

14. Отсроченная реакция

Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика.

15. Щадящий опрос

(учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы ребят)

Для этого класс разбивается по вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первый вариант второму варианту. За тем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второго варианта, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему «+» или «-«. На следующий вопрос учителя отвечает ученик второго варианта. Т.о. задав 10 вопросов, учитель добивается того, что каждый ученик в классе ответит на 5 вопросов, прослушает ответы на все вопросы, оценит своего товарища. В конце опроса ребята выставляют друг другу отметки.

16. Идеальный опрос (почти шутка) (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю).

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет – значит, сэкономим время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики поднимают руку). На «4»? На «3»? Спасибо…

17. Постановка вопросов учителем в адрес ученика

  • Что будешь контролировать?

  • Соответствуют ли твои действия целям и условиям поставленной тобой учебной задачи?

  • Как, каким способом будешь контролировать свое продвижение в решении учебной задачи? Можно ли достичь цели по-другому?

  • Какие вопросы, задания для контрольной работы ты составишь, выберешь?

  • Что вызвало трудности в работе над …? Что помогло их преодолеть?

  • Что значит, подготовиться к уроку? Контрольной работе?

  • За какой помощью в учебной работе ты обратишься к товарищу, учителю?

  • Составь рассказ, иллюстрирующий применение биологии в деятельности людей.

  • Из приведенного перечня действий, выбери те, которые относятся к теме «Строение живых организмов»:

работа с микроскопом, наблюдение влияния факторов природы на живой организм, изучение таблиц-схем о строении живого организма, определение физических законов, работающих в процессе дыхания живых организмов и т.п.

  • Каким образом легче запомнить строение растительной, животной, бактериальной клеток?

18. Задания на разные виды контроля

На пооперационный контроль:

  • Строение какой части растения у тебя вызывает наибольшие затруднения? Отметь ее знаком.

  • Придумай задание, чтобы проверить, как твой одноклассник усвоил процесс деления путем митоза.

  • Восстанови испорченный текст.

  • Исправь ошибки в работе другого ученика (пусть это будет, как будто, ученик из другого класса).

  • Ученики выполнили действие так … С кем из них ты согласен?

  • Выбери правильное, на твой взгляд, решение.

  • Сравни с образцом.

На процессуальный контроль:

  • Сколько вопросов теста выполнил верно?

  • В какой последовательно рассказывал процесс мейоза? Можно ли убрать один из шагов?

  • Что изменится, если в митозе не произойдет образования нитей веретена деления?

  • Какую часть рассказа о строении вирусов можно заменить одним предложением?

  • Выполни задание в тетради на печатной основе с комментированием.

На итоговый контроль:

  • Составь задания (контрольную работу, вопросы к зачету, и т.п.) для одноклассников. Обоснуй выбор.

  • Составь сказку, рассказ, схему по теме «Строение живых организмов».

  • Опиши жизненную ситуацию, в которой ты использовал знания по теме «Строение живых организмов.


Приемы оценивания

(учитель производит сам и учит этому учащихся)

1. Оценочное суждение.

Оценка не в виде отметки, а виде оценочного суждения позволяет самому ученику отрефлексировать свой ответ.

2. Расширение поля отметок

Две пятерки сразу, зачет «автоматом», ОХ – очень хорошо (соответствует пятерке), ХО – хорошо, но не очень (соответствует четверке), ЗГ – знает, но не говорит (соответствует тройке), ГЗ – говорит, но не знает (соответствует двойке), ХН – хуже некуда.

3. Знакомство с критериями

Учитель знакомит школьников с критериями, по которым выставляются отметки.

4. Райтинг

Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку. За ту же работу оценку ставит и учитель. Записывается дробь. Райтинг от англ. right – правильно.

5. Кредит доверия

В некоторых случаях учитель ставит отметку

«в кредит».

6. Своя валюта

(на уроках вводится своя «денежная» единица).

Работают с ними по-разному. Накопил на уроке определенную сумму – получай отметку. Или покупаешь себе право не сдавать один раз фактологический диктант. Например: на «денежной» банкноте могут быть слова: «только не надо мне тут жаловаться на свое счастье», «действителен на всей территории СНГ», «пять кайфов», подделка билета преследуется по закону», «один борник» (учитель по фамилии Борытко), «один мосник» (Мосинцева).


7. Наработка критериев оценивания

Оцени предложенные способы выполнения работы:
  • какой понятнее;

  • интереснее;

  • быстрее дает достижение цели

Дана оценка прозвучавшего ответа. Аргументируй ее.

Приемы рефлексии

1. Опрос – итог

(в конце урока задайте вопросы, побуждающие к рефлексии урока).

На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников, мнения могут не совпадать. Не добивайтесь «административными мерами», чтобы главным назвали именно то, что считаете таковым сами. Другое дело – наравне со всеми выскажи свое мнение.

2. Обсуждение Д/З

Обсуди с учащимися, какое должно быть домашнее задание, чтобы материал был качественно закреплен, и прошла рефлексия.

3. Резюме

(ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю…

Резюме дается раз в неделю или в месяц. Некоторые типовые вопросы:

        1. Что нравится на уроках?

        2. Что не нравится на уроках?

        3. Можешь ли учиться лучше по предмету?

        4. Что мешает учиться лучше?

        5. Какие действия учителя считаешь неправильными?

        6. Поставь отметку учителю по 10-бальной системе. Обоснуй ее.

        7. Поставь себе отметку по 10-бальной системе. Обоснуй ее.

4. Постановка учащимися к себе вопросов после полного или частичного решения учебной задачи

  • Какие мои качества помогли мне в выполнении задания? Какие мешали?

  • Что меня порадовало в работе?

  • Чем я смог помочь группе? Чем группа помогла мне?

  • Как я помогаю себе довести дело до конца?

  • Как я действую, когда у меня не получается работа?

  • Как можно действовать иначе?

  • Какие правила нам удалось соблюдать в группе? Какие мы еще не умеем выполнять? Как можно помочь друг другу в их выполнении?

5. Постановка учителем вопросов в адрес ученика.

Некоторые из возможных вопросов:

  • Как ты расслабляешься, делаешь передышки во время учебы?

  • Как настраиваешься на работу?

  • Как поднимаешь себе (родным, одноклассникам) настроение?

  • Легко ли придумывать задания?

  • Какой важный вопрос тебя сейчас волнует?

  • Для ответа на какие вопросы тебе нужны другие люди (одноклассники, учитель, родители)?

  • Тебе больше нравится придумывать странные вопросы или странные ответы?

  • О ком ты узнал что-то новое в ходе этой работы?

  • Какое из твоих собственных правил учения тебе кажется особенно важным?

  • Какие наиболее важные правила вашего класса? Важны ли они на уроках биологии?

  • Что на уроках биологии самое интересное для тебя? Что самое скучное?

  • Придумай, как сделать учение на уроках биологии интереснее?

  • Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать? Что для этого нужно делать?

  • Переживаешь ли ты, когда совершаешь на уроке биологии ошибку?

  • Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

  • В какой ситуации ты учишься лучше всего?

  • После какой подсказки ты догадался, что делать дальше?

  • Было ли что-нибудь на уроке, что ты делал действительно с удовольствием?

  • Слушали тебя ребята в группе? Почему ты так считаешь?

  • Есть ли у тебя желания, которые могли бы выполнить твои одноклассники, учитель?

  • Доволен ли ты результатом работы группы?