СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы со словарными словами в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание, которых правилами не проверяются – это  словарные слова. Главной задачей, стоящих перед  учителем – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Причинами трудного запоминания словарных слов является слабая волевая сфера, небольшой объем памяти, непроизвольное внимание у младших школьников. Поэтому учителю необходимо разнообразить этап знакомства учеников с новым словом. Вот какие приемы можно использовать на уроках:

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы со словарными словами в начальных классах»

Приемы работы со словарными словами в начальных классах

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание, которых правилами не проверяются – это словарные слова. Главной задачей, стоящих перед учителем – научить ребенка писать эти слова без ошибок. Причинами трудного запоминания словарных слов является слабая волевая сфера, небольшой объем памяти, непроизвольное внимание у младших школьников. Поэтому учителю необходимо разнообразить этап знакомства учеников с новым словом. Вот какие приемы можно использовать на уроках:

  1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи. Например: мороз, морозный, морозить.

  2. Подбери однокоренные слова к словарному слову, разбери его по составу.

  3. Запиши слова в два столбика: одушевленные, неодушевленные

  4. Запиши словарные слова в столбики по родам, склонениям, частям речи.

  5. Составь словосочетание из слов двух столбиков. Например:

спелое пирог

горячий яблоко

  1. Составь из словосочетаний предложения.

  2. Поставь словосочетание в указанный падеж.

  3. Замени описание предмета одним словом. Например : ящичек для хранения карандашей, ручек, ластика.

  4. Выборочное письмо. ( Выписать из предложения словарные слова, поставить их в начальную форму).

  5. Закончить предложение однородными членами предложения: В овощном магазине можно купить… 

  6. Найдите в каждом  ряду  слов лишнее слово. Выпиши его. Например: сорока, воробей, лестница, ворона.

  7. Составить рассказ из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

  8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

  9. Записать словарные слова по столбикам. (1 столбик – непроверяемая О, 2 столбик – непроверяемая А)

  10. Образовать новое словарное слово при помощи: приставки, суффикса. Например: тетрадь – тетрадка, шёл – пришёл.

  11. Выписать только одну букву, которую надо запомнить в словарном слове. Например : топор – О, сахар – А.

  12. Подобрать синоним к слову, антоним.

  13. Работа с пословицами ( В пословице пропущено словарное слово – вставить его ).

  14. Отгадывание загадок со словарными словами.



Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций.

  1. Игра «Угадай - ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

  1. Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан слог нужного слова.

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(...поги, ...тух, ...зета, ...пуста).

  1. Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

  1. Игра «Фотограф»

Картинки словарных слов на доске. Дать время посмотреть на них. Слова закрыть. Ученики пишут их по памяти.

  1. Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2, 10, 13, 6, 20; 33, 2, 13, 16 ,12, 16. (билет, яблоко).

Словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Применение новых форм работы на уроках повышает заинтересованность детей к знаниям. Запоминание должно быть осмысленным, а не механическим. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.