Приёмы устного счёта
на уроках математики
в 1 классе
(из опыта работы)
Подготовила : учитель начальной школы
МАОУ «Школа № 55», г. Нижнего Новгорода
Назарян Нелли Эдуардовна
Во все времена математика была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям, именно с математикой человек встречается каждый день.
В наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно.
А ведь изучение математики развивает логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека (расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д.)
Значение устной работы
- Устная работа на уроках математики в начальной школе, особенно в 1 классе имеет большое значение. Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала даёт учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
- Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Значение устной работы
- Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
- Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю:
- 1- переключить ученика с одной деятельности на другую,
- 2- подготовить учащихся к изучению новой темы,
- 3- в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала,
- 4- он повышает интеллект учеников.
Основные формы восприятия устного счета
Устный счет может проводиться в разной форме:
- Беглый слуховой счет , который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами.
- Зрительный счет , запись в тетради примеров с ответами.
- Комбинированная форма счета , т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений.
Беглый слуховой читается учителем, учеником, воспроизводится в записи на магнитофоне; при его восприятии большая нагрузка приходится на память, учащиеся быстро утомляются; но такие упражнения очень полезны для развития слуховой памяти.
Зрительный устный счёт (таблицы, записи на доске, плакаты и т.д.) облегчает вычисления с помощью записей – не надо запоминать числа. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить вычисления. Например, выполнить действия с величинами, выраженными в единицах двух наименований; заполнить или выполнить действия при сравнении выражений .
Комбинированный устный счёт может проводиться по - разному: учащиеся показывают ответы на карточках; проводится взаимопроверка, проверка с помощью компьютерной программы; происходит расшифровка ключевых слов; проводятся упражнения в форме игры (магические квадраты, викторины, лото, кодированные упражнения, математическая эстафета, лабиринты, числовой фейерверк и т.д.)
Работа в парах и группах
- Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. В классе есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их и не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели.
- При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и не верное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
- Работу в парах я начинаю вводить с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности и объёму учебного материала).
- После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах «учитель-ученик». Знакомимся с правилами общения.
- Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой).
- Тренажер предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов
(устный счет 5 минут в начале урока).
Основные виды устных вычислений в 1 классе
- 1. Работа с числовым рядом.
- 2. Математический диктант.
- 3. Состав числа.
- 4. Примеры.
- 5. Сравнение.
- 6. Задачи.
- 7. Задачи в стихах.
- 8. Занимательные задачи.
- 9. Математические игры.
- 10.Тесты
1.Числовой ряд
Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
- а) …5, 7, 9, …;
- б) …5, 6, 9, 10, …;
- в) …21, 17, 13, …;
- г) …6, 12, 18, …;
- д) …6, 12, 24, …;
Расставить вагончики по местам? ( нумерация вагоном перепутана)
Примерные задания при работе с таблицами:
Нумерация:
- - назвать все числа по порядку;
- - назвать предыдущее/ последующее число;
- - назвать соседей числа;
- - назвать наибольшее/наименьшее число.
- - прочитать четные/нечетные числа;
- - назвать числа в которых 1 д. и 3 ед.; 2 д. и 1 ед.
- - увеличить/уменьшить каждое следующее число на несколько единиц (можно – цепочкой);
2. Математические диктанты
Математический диктант
Математический диктант вида
«Да/ нет»
- 1) Запишите число, которое предшествует числу 12, 13...
- 2) Увеличьте 10 на 1.
- 3) Уменьшите 19 на 1.
- 4) Какое число меньше 15 на 1?
- 5) На сколько 12 больше 7?
- 6) Первое слагаемое 7, второе 4. Найдите сумму.
- 7) Сколько надо прибавить к 5, чтобы получить 12?
- 8) Чему равна сумма, если первое слагаемое 6, а второе 7?
- 9) В гараже было 5 машин, приехало еще 3 машины. Сколько машин стало в гараже?
- 1. Сумма чисел 3 и 1 равна 5.
- 2. Если уменьшаемое равно 6, а вычитаемое 2, то разность равна 8.
- 3. Число 8 больше числа 7 на 1.
- 4. Числа при сложении называются так: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма
- 5. Если число 10 уменьшить на 7, то получится 3.
- 6. 10 - это 8 и 1.
- 7. Разность чисел 14 и 2 равна 12.
- 8. Все числа, которые больше 20, но меньше 30, — двузначные.
- 9. Число 40 меньше 90 на 30.
- 10. Если число 60 увеличить на 10, то получится 50.
1
-
2
3
-
+
4
+
5
+
6
7
-
8
+
9
+
-
10
-
3. Состав числа
- Чтобы попасть в дом, надо подобрать ключ к домофону. Он состоит из 3-х цифр, сумма которых равна 15.
- «Заселяем жильцов» в новые квартиры. На каждом этаже должно проживать 10 (число меняется) человек.
1
4
2
3
7
5
6
8
9
10
5
6
3
1
2
3. Состав числа. Магические квадраты.
- Магические квадраты использую для отработки навыков сложения и вычитания. Квадрат разделён на 9 частей. В центре записана сумма, которая должна получиться при сложении трёх чисел в каждой строке и каждом столбце. Задача: вставить пропущенные числа.
6
2
10
3
2
3
4
10
1
7
4. Примеры
- Для устного счёта применяю карточки , на которых напечатаны примеры. (сложение, вычитание в пределах 10, сложение, вычитание с переходом через разряд.
- Игра “Угадай пример” Пример записан на доске, закрыт карточкой с ответом. Дети называют различные примеры с данным ответом, стараясь угадать пример, записанный на доске.
9
8
5
8-3
7-4
5+7
12-8
9-6
8+4
11-5
9+3
15-7
10
6
4
3
1
2
4. Примеры. «Расшифруй слово».
- Как зовут героя мультфильма?
- Расшифруй слово и узнаешь фамилию великого математика
Р
6-2
К
7+2
Л
Г
И
9-3
3-3
Д
8-5
1+4
Е
О
4+3
А
10-2
0+1
Н
5-3
9
к
4
7
р
9
о
7
к
о
5
3
д
0
и
л
6
8
Г
2
е
н
1
а
9
П
7
И
6
5
Ф
А
3
Г
1
0
О
Р
4. Примеры
- «Помоги … исправить ошибки».
На доске записаны примеры на сложение и вычитание, решённые с ошибками.
Задание: проверить и исправить ошибки (цель: развитие зрительного сосредоточения и закрепление пройденного материала).
+2
+4
-5
-1
3
?
?
?
?-3
?+5
6+4
?+1
?+8
?-8
?-10
?+7
1* *8 = 1* Эти упражнения имеют ряд вариантов. Даны выражения, надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 1* *0 107 + 4 … 8 + 6 Выражение составить или дополнить так, чтобы сохранялось равенство или неравенство 2 + 7 …3 + 5 3 + 2 = 4 +… 2 + 3 … 4 – 1 6 - 2 … - 2 2 – 1 … 1 + 1 Задача этих упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах; помогать выработке вычислительных навыко в Сравни выражения, не считая. Объясни свой выбор 3 – 2 … 5 – 2 5 – 2 … 5 – 4 5 + 1 … 5 + 2 4 +4 … 5 + 4 " width="640"
5. Сравнение
Сравнение математических выражений.
- Вместо * поставь цифру так, чтобы получились верные равенства или неравенства:
*4 = 14 1* 1* *8 = 1*
Эти упражнения имеют ряд вариантов.
- Даны выражения, надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
1* *0 10
7 + 4 … 8 + 6
- Выражение составить или дополнить так, чтобы сохранялось равенство или неравенство
2 + 7 …3 + 5
3 + 2 = 4 +…
2 + 3 … 4 – 1
6 - 2 … - 2
2 – 1 … 1 + 1
Задача этих упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах; о равенствах и неравенствах; помогать выработке вычислительных навыко в
- Сравни выражения, не считая.
Объясни свой выбор
3 – 2 … 5 – 2
5 – 2 … 5 – 4
5 + 1 … 5 + 2
4 +4 … 5 + 4
6. Задачи
7. Задачки в стихах
1) На подстилке 2 птенца,
2) 5 мышат в траве шуршат,
Два пушистых близнеца.
3) На берёзе 3 синички
5) Цапля по воде шагала,
4) 5 малышек-медвежат
И ещё готовы 5 из скорлупок вылезать.
Продавали рукавички.
3 забрались под ушат.
Прилетело ещё 5,
2 мышонка спят под ёлкой.
Мама уложила спать.
6) Ветер дунул, лист сорвал.
Сколько станет птиц в гнезде, помогите сосчитать мне.
Лягушат себе искала.
Сколько будут продавать?
Двое спрятались в траве,
Сосчитать мышей недолго.
И ещё один упал.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?
6 - под кочкой.
А потом упало 5.
Сколько лягушат спаслось?
Кто их сможет сосчитать?
Только точно!
8. Занимательные задачи
- Масса петуха, стоящего на двух ногах, 4 кг. Какова будет масса петуха, если он встанет на одну ногу?
- Два мальчика играли в шашки 2 ч. Сколько часов играл каждый мальчик.
- Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?
- У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье?
- На Кусте малины было 9 зеленых ягод. 3 ягоды поспели, и их сорвал Саша. Сколько ягод малины осталось на кусте малины? (6)
- Маша старше брата на 3 года. На сколько лет Маша будет старше брата через 5 лет? (на 3 года)
- В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько свечей останется?
(Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.)
- На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
- Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько стало углов у стола?
8. Задания на внимание
9. Игра «Меткие стрелки» . Для каждого ряда на доске подготовлены столбцы с примерами и ответами. По команде одновременно ученик с каждого ряда подбегает к доске и проводит стрелку от примера к ответу. По окончанию игры подводится итог правильности выполнения задания.
1+3
4
7 + 2
5 + 3
8 – 6
9
8 – 4
2
9 – 8
9
7 + 2
2
8
4 – 2
1+3
4
8
1 + 7
10
3 + 7
9
1
5 + 3
2
9. Математические игры.
- Украшаем новогоднюю ёлочку.
На магнитной доске размещаю картинки с изображением водоплавающих птиц, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Поочередно вызываю детей к доске, они берут(снимают) птицу, читают пример, сажают на воду. Все ученики, решившие пример, показывают ответ цифрой на кубике.
Принцип тот же, примеры записаны на «новогодних шарах».
3
4
7
2
5
8
9
3
4
7
2
5
8
-2
9. Математические игры.
“ Ромашка”
- Данную игру использую для отработки навыков сложения и вычитания в пределах 10, сложения и вычитания с переходом через разряд (меняю цифры на лепестках и серединке цветка)
Молчанка.
- Указкой указываю на числовые данные и знаки действий, учащиеся молча составляют пример на сложение или вычитание и показывают ответ
1
1
2
6
3
-
7
+
4
8
0
9
5
10
+2
10. Тесты
Выбор правильного ответа.
1.Чему равна сумма чисел 3 и 6?
1) 5; 2) 8; 3) 9.
2. Какое число называют при счете между числами 14 и 16?
1) 15; 2) 16; 3) 17.
3. На сколько 1 меньше 6?
1) на 7; 2) на 5; 3) на 6.
4.К какому числу прибавили 1, если получили 17?
1) 18; 2)16; 3)15.
5. Разность каких двух чисел равна 5?
1) 3 и 2; 2) 10 и 5; 3) 5 и 2.
6. В школьной столовой обедало 6 мальчиков, а девочек на 4 меньше. Сколько девочек обедало в школьной столовой?
1) 6+4 =10(д.); 2) 6-4=2 (д.); 3) 10-4=6 (д.).
7. Уменьши число 10 на 2.
1) 7; 2) 8; 3) 6.
8. 7 – это 5 и сколько?
1)2; 2) 3; 3) 1.
9. Какой знак надо поставить вместо «*», чтобы равенство 6*4 = 7*3 стало верным?
1) +; 2 ) -.
10*. Какое число надо записать в «окошко», чтобы равенство 8-3 = 6- стало верным?
1)1; 2) 5; 3) 2.
Для детей тесты интересно выполнять при помощи пультов в «Системе голосования»
Верно или неверно данное утверждение?
Раздаю детям листочки, на которых записаны утверждения. Если ученики считают утверждение верным, то около его номера ставят знак «+», если считают его неверным, то знак «-».
- 1. Если число 6 увеличить на 2 , получится 8.
- 2. Если уменьшаемое 7, а вычитаемое равно 3, разность равна 10.
- 3. Число 4 меньше числа 8 на 4.
- 4. Сумма чисел 5 и 3 равна 7.
- 5. Числа 14, 17, 19, 15 больше числа 12.
- 6. Задача: «На тарелке лежало 9 слив. 3 сливы съели. Сколько слив осталось на тарелке?» решается вычитанием.
- 7. Если число 8 уменьшить на 6 получится 2.
- 8. В ряду чисел 10, 11, 12, 13, 14, 16 пропущено число 15.
- 9. Если к числу 5 прибавить 3, получится 9.
- 10. 8- это 3 и 6.
- 11*.Если вместо звездочки записать знак «-», равенство
- 10 – 6 = 6 * 2 станет верным.
- 12*.Ответы всех записанных примеров меньше числа 8, но больше числа 5.
- 7 – 1, 4 + 3, 6 + 0.
«Математические кубики»
1-й кубик с цифрами:
0, 1, 2, 3, 4, 5
2-й кубик с цифрами:
0, 1, 2, 6, 7, 8