Мастер- класс для Цоктоевой Т.А.
Тема: Приемы смыслового чтения
Цель: повышение мотивации участников мастер-класса в обсуждении и использовании представленных форм, приемов и методов работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию смыслового чтения .
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по развитию смыслового чтения на уроках литературного чтения;
показать практическую значимость использования данных приёмов;
развивать личностную и познавательную рефлексию участников мастер-класса
Ход мастер-класcа:
I. Актуализация
1.-Добрый день, уважаемые участники Мастер- класса!Я приветствую вас на моем Мастер- классе.
2.-В начале прошу вас прочитать текст, который лежит у вас на столах, а затем закрыть его листом бумаги.
Торговец только что выключил свет в магазине, когда появился какой –то человек и потребовал денег. Владелец открыл кассу. Содержимое кассы было собрано, и грабитель поспешно скрылся. Полицейский был извещен незамедлительно.
Итак, текст прочитан! Теперь оцените, пожалуйста, следующие утверждения как истинные или ложные.
Человек появился сразу после того, как владелец выключил свет в магазине.
Грабитель не требовал денег.
Владелец магазина собрал содержимое кассы.
В кассе были деньги, но не сказано сколько.
В событии принимал участие полицейский.
Давайте проверим ответы.
Ключ
Ложно, так как «торговец» не обязательно «владелец магазина».
Истинно, так как не сказано, что «человек, который потребовал денег», и «грабитель, который поспешно скрылся», одно и то же лицо.
Ложно, поскольку не сказано, кто именно собрал содержимое кассы.
Ложно, так как «содержимое» — это не обязательно деньги.
Ложно, так как полицейский был извещен только после грабежа.
Вывод:
-Спасибо, коллеги! На практике мы еще раз убедились в том, как важно быстро, внимательно прочитывать текст и правильно его осмысливать.
- Согласны ли вы со словами академика Льва Дмитриевича Кудрявцева
«Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностейк обучению и самообразованию»?
Я полностью с вами солидарна!
Согласиться с данным изречением мне позволили проблемы, с которыми я столкнулась в своей практике:
(Слайд 1- дети имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,
- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,
- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,
- затрудняются кратко пересказать содержание,
- при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания.
II.Представление опыта работы.
-Сегодня я хотела бы поделиться с некоторыми методическими приемами развития навыков смыслового чтения, которые, на мой взгляд, работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией.
Итак, Тема моего мастер-класса «»
III.Моделирование. Организация самостоятельной деятельности слушателей.
Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица — 45-50 см. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами). Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции. Систематичность — залог успеха. Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут — от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет. Перенапрягаться тоже не стоит — если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера. Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.
Источник: linzopedia.ru
Составьте интеллект- карту по теме: Приемы смыслового чтения
Методический комментарий
IV. Рефлексия. Заключение
Надеюсь, что я кого-то заинтересовала приёмами развития смыслового чтения.
И в конце мне бы хотелось, чтобы вы ответили на несколько вопросов.
1. Была ли полученная информация для Вас полезна? (да, нет, не совсем)
2. На каких уроках можно использовать приёмы ? (на русском языке, на литературном чтении, на любом)
3. Возможно ли в Вашей практике использование приёмов ? (да, нет, уже применяю)
— Благодарю вас за плодотворное сотрудничество. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе!
На этом наш мастер-класс закончен.
Коллеги, спасибо Вам за внимание! Мне было приятно с Вами работать.