Приемы работы над смысловым чтением на уроках русского языка
Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые.
Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предусматривает изменения в структуре и содержании образовательного процесса, а также изменение требований, предъявляемых к деятельности самого учителя. Сегодня учитель ставится перед необходимостью реализовывать системно-деятельностный подход в преподавании. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные. Необходимо создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы. Конечно, разнообразные методы и приемы работы с текстом педагоги применяли всегда. С начальной школы детей учили составлять план текста, пересказывать его в соответствии с планом, находить ключевые слова и т.п. Обращение к понятию смыслового чтения связано, прежде всего, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мы говорим: дети мало читают, не понимают прочитанное, имеют маленький словарный запас, не всегда грамотно выстраивают свою речь. Мотивировать учащихся, направлять их на осмысленное и увлеченное чтение - задачи, которые может решить применение технологии смыслового чтения.
Формирование смыслового чтения - процесс сложный. Известно, что чтение складывается из технического умения читать и смыслового. К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.
При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: обучающиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, учитель использует традиционные технологии обучения, низкий уровень читательской культуры родителей и т.п.
Исходя из документов, в том числе и из нового ФГОС и примерных программ по литературе, а также ориентируясь на требования к компетентностям выпускников, можно выделить следующие умения в рамках смыслового чтения:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;
умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;
умение различать основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей и т.п.
Актуальность
(аудиокнига, электронная книга, социальные сети и т.п.);
результаты международных исследований PISA и PIRLS показывают недостаточный уровень навыков функционального (смыслового) чтения
К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А. А. Леонтьев) С мысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста . (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.
Чтение не может существовать без
познавательной деятельности .
под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Основные виды тексов (СХЕМА)
Сплошные и несплошные
Отдельные приемы по формированию смыслового чтения
(для сплошных и несплошных текстов)
«Фишбоун»
«Концептуальная таблица»
«Пирамидная история»
«Синквейн»
«Мышление под прямым углом»
«Эссе»
«Чтение и суммирование в парах»
«Создание общественного текста»
«Прогнозирование содержания»
«Ромашка вопросов Блума»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Уголки»
«Двучастный, трехчастный дневник»
«Ассоциации»
«Кубик»
«Круги по воде»
«Прогнозирование содержания»
«Знаю. Хочу узнать. Узнал»
«Инсерт»,
«Двучастный, трехчастный дневник»
«Зигзаг»
«Чтение с остановками»
«Бортовой журнал»
«Кластер»
Дискуссия «совместный поиск»
«Перекрестная дискуссия»
«Создание общественного текста»
«Денотатный граф»
Антиципация - это предвосхищение, предугадывание содержания.
чтения: при систематических тренировках ребёнок учится
по начальным буквам угадывать слово, по начальным
словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.
Ассоциативный куст
учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную
активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Виды и приёмы чтения несплошных текстов
ТАБЛИЦА
Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку.
Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?
1. Отметьте верные утверждения значком √.
Продолжительность экскурсии – 1 час.
Музей находится в Москве.
Саша посетил выставку 3 июня.
Саша сделал фотографии экспонатов.
Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода
2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √.
А. Антикварная мебель
Б. Старинные книги
В. Драгоценные камни
3. «Можно или нельзя?» Запиши слова в 2 колонки
входить в верхней одежде;
любоваться экспонатами;
входить через Боровицкие ворота;
фотографировать;
приводить на выставку детей дошкольного возраста;
оставить вещи в камере хранения;
входить через Троицкие ворота.
4. Выполни грамматические задания
(на слайде)
В основной школе уроки русского языка и литературы позволяют в полной мере использовать технологию смыслового чтения. На уроках литературы в 5, 6 классах при работе с текстом дети делят его на части и каждую из них озаглавливаю. У них получаются мини тексты. Тезисы по данным мини тезисам составляют сообщение, пересказывают абзацы, находят главную идею автора по прочитанным произведениям, проводят викторины, кроссворды — это формируют интерес к чтению. Без внимания к слову нет понимания текста большое внимание уделяю словарной работе. Словарную работу на уроке делю на три вида: – Работа с незнакомыми словами – С ключевыми словами – Работа со словами образами. Учу обучающихся самостоятельно выделять непонятные слова в тексте и выяснять их значение желательно использовать толковый словарь. Обращаем внимание на ключевые слова те важные слова, они помогают понять смысл текста.
Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.)
Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора).
Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.
Проверка ДЗ,если текст читался дома (терминологический.диктант).
Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).
Приём «Ассоциативный куст». Задание: назовите все возможные ассоциации со словом Подберите слова-ассоциации к слову
Приём «Восстанови текст» Упражнение № 254 Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.
1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел. 2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову. 3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ». 4. «А разве есть такая земля?» 5. «Куда же они летят?» 6. «Есть». 7. «Д..леко?» 8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями». (И. Тургенев)
Прием «Письмо по кругу» Сочинение на определенную тему по одному предложению. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору.
ВИДЫ СПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ (таблица на слайде)
постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на
качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Простые вопросы. | Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию |
Уточняющие вопросы. | Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал. |
Объясняющие вопросы. | Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей |
Творческие вопросы. | В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». |
Оценочные вопросы | Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?». |
Практические вопросы | Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?». |
Текстовые упражнения
*Восстановление текста разного типа по схемам.
*Составление тематической зарисовки
*Восстановление текста по таблице.
*Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом.
*Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме.
*Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам.
*Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.
*Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк
*Восстановление текста по смыслу и плану-схеме.
*Составление текста, который нужно сократить и завершить.
(СЛАЙДЫ)
Восстановление текста разного типа по схемам.
Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно, предварительно поменяв их местами. Ниже
помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.
Денотатный граф
Позволяет разделить текст на части
Установить связь между частями
Представить эти связи графически
Правила составления
Выделение ключевого слова или словосочетания (Имя существительное).
Чередование имени и глагола в графе.
Выделение нескольких глаголов, соотносимых с ключевым словом. Глагол выражает динамику
мысли, движение от понятия к его существенному признаку (Глагол).
От ключевого слова проводятся линии – веточки, обозначающие логические связи.
К этим глаголам подбираются по смыслу существительные или словосочетания, которые также соединяются с глаголами лнями–«веточками» (Существительное).
Каждое слово на веточке соотносится по смыслу с ключевым словом, например, с помощью вопроса.
КЛАСТЕР
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).
Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
СИНКВЕЙН
Приём «круги по воде»
Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические
единицы
тире.
сущ. в им.п. сущ. в им.п.
городов России. (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
условие совершения действия
Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)
«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор. (Прямая речь)
Прием «Фишбоун»
Работа с ТЕКСТОМ
Составление таблицы, прием «Верно-неверно»
Осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи
Определением основной и второстепенной информации
Формулирование проблемы и главной идеи текста
В основной школе уроки русского языка и литературы позволяют в полной мере использовать технологию смыслового чтения. На уроках литературы в 5, 6 классах при работе с текстом дети делят его на части и каждую из них озаглавливаю. У них получаются мини тексты. Тезисы по данным мини тезисам составляют сообщение, пересказывают абзацы, находят главную идею автора по прочитанным произведениям, проводят викторины, кроссворды — это формируют интерес к чтению. Без внимания к слову нет понимания текста большое внимание уделяю словарной работе. Словарную работу на уроке делю на три вида: – Работа с незнакомыми словами – С ключевыми словами – Работа со словами образами. Учу обучающихся самостоятельно выделять непонятные слова в тексте и выяснять их значение желательно использовать толковый словарь. Обращаем внимание на ключевые слова те важные слова, они помогают понять смысл текста.
Словарно-смысловая работа (подбор синонима, развернутое описание, анализ морфемной структуры слова, логическое определение.)
Прогнозирование (по заголовку; по иллюстрации; по опорным словам; по фамилии автора).
Чтение вступительной статьи , диалогов персонажей.
Проверка ДЗ,если текст читался дома (терминологический.диктант).
Использование элементов занимательности и игры (кроссворд, викторина, загадки).
Приём «Ассоциативный куст». Задание: назовите все возможные ассоциации со словом Подберите слова-ассоциации к слову
Приём «Восстанови текст» Упражнение № 254 Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.
1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — объяснил Павел. 2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову. 3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают ». 4. «А разве есть такая земля?» 5. «Куда же они летят?» 6. «Есть». 7. «Д..леко?» 8. «Д..леко, д..леко, за тёплыми морями». (И. Тургенев)
Прием «Письмо по кругу» Сочинение на определенную тему по одному предложению. Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит сделать наших выпускников полноценными членами нового информационного общества.