СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы сжатия текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы сжатия текста»

Сжатое изложение проверяет 3.Умение письменно передавать обработанную информацию 1.Умение слушать,то есть адекватно воспринимать информацию,содержащуюся  в прослушанном тексте 2.Умение обрабатывать воспринятую информацию,выделяя в ней главное

Сжатое изложение проверяет

3.Умение письменно передавать обработанную информацию

1.Умение слушать,то есть адекватно воспринимать информацию,содержащуюся в прослушанном тексте

2.Умение обрабатывать воспринятую информацию,выделяя в ней главное

Внимание

Внимание

Основное содержание(или главная информация)текста - это то содержание,без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел

Основное содержание(или главная информация)текста - это то содержание,без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются 1.Разделение информации на главную и второстепенную,исключение несущественной и второстепенной информации(исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов,словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений) 2.Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются

1.Разделение информации на главную и второстепенную,исключение несущественной и второстепенной информации(исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов,словосочетаний фрагментов предложений и целых предложений)

2.Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее)

Примеры исключения Человек, любящий и умеющий читать , - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей . Друзья эти – книги.   Человек, любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством друзей. Друзья эти – книги.

Примеры исключения

Человек, любящий и умеющий читать , - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей . Друзья эти – книги.

Человек, любящий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством друзей. Друзья эти – книги.

Примеры обобщения Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают всю жизнь . Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться , чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми . Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг… Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые впечатления? Какие интересные люди и увлекательные события? Книги сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми.

Примеры обобщения

Книги встречают нас в раннем детстве и сопровождают всю жизнь . Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться , чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми . Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг… Всего не перечислишь, не расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется, когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые впечатления? Какие интересные люди и увлекательные события?

Книги сопровождают нас всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими передовыми людьми.

Примеры упрощения «может показаться парадоксальным »- «парадоксально» В любом случае- всегда

Примеры упрощения

«может показаться парадоксальным »- «парадоксально»

В любом случае- всегда

«Как писать сжатое изложение»   Памятка для учащихся ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ  Прослушайте текст. После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи,  особенности построения текста: (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

«Как писать сжатое изложение» Памятка для учащихся

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ

Прослушайте текст.

  • После первого чтения текста выполните следующие шаги:
  • Определите тему текста (о чем текст?).
  • Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  • Определите стиль текста и тип речи,
  • особенности построения текста:
  • (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец;
  • в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки;
  • в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  • Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  • Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ  Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста,  отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.  Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
  • ВТОРИЧНОЕ ЧТЕНИЕ
  • Прослушайте текст во второй раз.
  • Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.
  • Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  • Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  • Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
  • Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Объём изложения – не менее 90 слов.
  • Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Основные средства связи между предложениями в тексте  

Название средства

1

Слова-заместители

Пример

  • местоимения
  • наречия
  • синонимы
  • различные оценочные обозначения
  • родовидовые слова
  • имя собственное – имя нарицательное

Лексические повторы

девушка – она

в лесу – там

Быстро - стремительно

храбрец – богатырь

деревья – березы

офицер – Соболевский

Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку .(Ю. Олеша)

Соответствие видовременных глагольных форм

Предлоги

Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л. Васильева)

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Анафора (единоначатие) и эпифора (концовка)

Параллелизм

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

Противопоставление

что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).

Вопросительные предложения.

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед . Он попятился назад . (Чехов А.П.)

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.

Союзы

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин)

2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему – то нехватка этого время у человека возрастает. (Д. Гранин)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя…Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа …(И.С. Тургенев)

Последовательность в изложении мыслей

Слова-организаторы логических связей

встал, умылся, позавтракал

вот, почему, из этого следует и др.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

итак, наконец, в заключение разговора.

Типы заданий, направленных на сжатие текста.    1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). 3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения. 2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.  4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте

Типы заданий, направленных на сжатие текста.

1.Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень

коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное   1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно. 4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. 3. Расположите события по степени важности. 2. Найдите главное событие. 5. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

Задания, направленные на умение выделять в тексте главное

1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль

текста, или сформулируйте ее самостоятельно.

4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало

изложения.

3. Расположите события по степени важности.

2. Найдите главное событие.

5. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или

выборочно).

Правила построения абзаца:   3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца. 1)В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема . 2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: за- чин, развитие мысли, концовка. 4) Развитие мысли в абзаце  осуществляется одним из следующих способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или про- тивопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса и т.п.

Правила построения абзаца:

3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором

выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в

конце абзаца.

1)В одном абзаце, как правило, излагается только одна микротема .

2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: за-

чин, развитие мысли, концовка.

4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих

способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или про-

тивопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса и т.п.

Задания по сжатию текста

Задания по сжатию текста

Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант. Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В. И. Курбатову) Задание 1 Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите окончательный вариант.   Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)

Прочитайте текст. Зачеркните в нем второстепенную информацию (можно убрать из текста, не нарушая его смысла), запишите окончательный вариант.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В. И. Курбатову)

Задание 1

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Запишите окончательный вариант.

 

Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой)

Задание 2 Прочитайте текст, найдите в нем и подчеркните поясняющие конструкции. Запишите текст без них. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман)

Задание 2

Прочитайте текст, найдите в нем и подчеркните поясняющие конструкции. Запишите текст без них.

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман)

Задание 3 Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. Запишите окончательный вариант. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину) Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью сложного предложения. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

Задание 3

Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. Запишите окончательный вариант.

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину)

Прочитайте текст. Изложите его содержание с помощью сложного предложения.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

Задание 4 Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словом) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Прочитайте текст. Подумайте, как можно несколькими словами охарактеризовать окружение этой семьи. Запишите свой вариант. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)

Задание 4

Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словом)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Прочитайте текст. Подумайте, как можно несколькими словами охарактеризовать окружение этой семьи. Запишите свой вариант.

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)

.

.

(1)Одной из самых заметных черт личности Ильи Ефимовича Репина была неутомимая пытливость. (2)Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал его множеством жадных вопросов и почтительно слушал его учёную речь. (З)Путешественников расспрашивал об их путешествиях, хирургов - об их операциях. (4)Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.

(5)Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на все протесты и просьбы собравшихся.

(6)Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.

(7)Чтение книг и журналов было его ежедневной привычкой. (8)Каждую книгу он воспринимал как событие, а разнообразием своих литературных интересов превосходил даже профессиональных писателей.

(9)Невозможно понять, как умудрялся он, постоянно работая над своими полотнами, выкраивать время ещё и для слушания лекций. (10) Бывало, ради того, чтобы послушать университетскую лекцию, скажем, о Древнем Египте, он истратит четыре часа на дорогу туда и обратно, вытерпит жестокую давку в трамвае и вернётся домой во втором часу ночи.

(11)Видя такие качества Репина, начинаешь понимать, что талант, дар - это ещё далеко не всё, чем должен обладать тот, кто собирается добиться чего-то значительного в жизни.

(По К.И. Чуковскому) (218 слов)

Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста Главная информация Микротема Абзац Проблема Основная мысль

Что нужно знать, приступая к информационной обработке текста

  • Главная информация
  • Микротема
  • Абзац
  • Проблема
  • Основная мысль
Информационная схема текста Проблема (вопрос, который ставит автор в тексте)  Какие качества личности определяют жизненный успех человека? Что делает автор, чтобы решить эту проблему? Исследует что?  Тема (о чем, о ком текст)  Качества личности Ильи Ефимовича Репина.  Основная мысль. (Какой ответ на поставленный вопрос находит)  Жизненные достижения определяются не талантом, а другими качествами личности, его стремлением к знаниям (пытливостью).

Информационная схема текста

Проблема

(вопрос, который ставит автор в тексте)

Какие качества личности определяют жизненный успех человека?

Что делает автор, чтобы решить эту проблему?

Исследует что?

Тема

(о чем, о ком текст)

Качества личности Ильи Ефимовича Репина.

Основная мысль.

(Какой ответ на поставленный вопрос находит)

Жизненные достижения определяются не талантом, а другими качествами личности, его стремлением к знаниям (пытливостью).

Как реализована проблема? Какие качества определяют жизненный успех? (Талант или другие качества?) Ключевые слова: Черты личности Неутомимая пытливость Обывательская болтовня отвратительна Старался учиться Чтение –ежедневная привычка Умудрялся выкраивать время для лекций Талант Добиться чего-то значительного в жизни

Как реализована проблема?

Какие качества определяют жизненный успех? (Талант или другие качества?)

Ключевые слова:

Черты личности

Неутомимая пытливость

Обывательская болтовня отвратительна

Старался учиться

Чтение –ежедневная привычка

Умудрялся выкраивать время для лекций

Талант

Добиться чего-то значительного в жизни

Как реализована тема? Качества личности Ильи Ефимовича Репина. Встреча с учеными (забрасывал жадными вопросами, почтительно слушал, страстно любил) Отвращение к обывательской болтовне (дрязги, болтовня, отвратительна, сердито, убегал без оглядки) Желание учиться (каждую минуту, старался) Литературные интересы (ежедневная привычка, разнообразие интересов, превосходил профессионалов) Слушание лекций (умудрялся, выкраивать) Талант (далеко не всё, добиться значительного в жизни) Репин пытлив: любознателен, пытается многое узнать

Как реализована тема?

Качества личности Ильи Ефимовича Репина.

  • Встреча с учеными (забрасывал жадными вопросами, почтительно слушал, страстно любил)
  • Отвращение к обывательской болтовне (дрязги, болтовня, отвратительна, сердито, убегал без оглядки)
  • Желание учиться (каждую минуту, старался)
  • Литературные интересы (ежедневная привычка, разнообразие интересов, превосходил профессионалов)
  • Слушание лекций (умудрялся, выкраивать)
  • Талант (далеко не всё, добиться значительного в жизни)

Репин пытлив: любознателен, пытается многое узнать

Как реализована основная мысль?  Что определяет жизненный успех человека? Талант?   Далеко не всё… Качества личности? Встреча с учеными  Отвращение к обывательской болтовне  Желание учиться  Литературные интересы Слушание лекций   Видя такие качества, начинаешь понимать…

Как реализована основная мысль? Что определяет жизненный успех человека?

  • Талант?

Далеко не всё…

  • Качества личности?

Встреча с учеными

Отвращение к обывательской болтовне

Желание учиться

Литературные интересы

Слушание лекций

Видя такие качества, начинаешь понимать…

Назови способ и прием сжатия. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на тему искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, артисты, поэты. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Назови способ и прием сжатия.

  • Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на тему искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, артисты, поэты.
  • Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Назови способ и прием сжатия. Есть люди, которым всегда всё ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.  Есть люди, которым всегда всё ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания.

Назови способ и прием сжатия.

  • Есть люди, которым всегда всё ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
  • Есть люди, которым всегда всё ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания.
Назови способ и прием сжатия. Невыполненные намерения, неудовлетворенные желания с течением времени превращаются в груз, который отягощает душу. Невыполненное с течением времени превращается в груз, отягощающий душу.

Назови способ и прием сжатия.

  • Невыполненные намерения, неудовлетворенные желания с течением времени превращаются в груз, который отягощает душу.
  • Невыполненное с течением времени превращается в груз, отягощающий душу.
Задания по орфографии Задание 1.  Объясните написание слов, опираясь на этимологию (для этого используйте этимологические словари русского языка); определите современный морфемный состав слов.              Воплотить, знакомый, мерцать, печаль, попечение, опекать, повесть, повествователь, извещение, починить, сочинить, притязания, распорядился, состязаться.

Задания по орфографии

Задание 1.

Объясните написание слов, опираясь на этимологию (для этого используйте этимологические словари русского языка); определите современный морфемный состав слов.             Воплотить, знакомый, мерцать, печаль, попечение, опекать, повесть, повествователь, извещение, починить, сочинить, притязания, распорядился, состязаться.

Задание 2.

Перед вами список слов, проверка которых вызывает наибольшие затруднения, подберите к ним проверочные слова, проверьте себя по орфографическому словарю. Б_готворить, в_пиющий, загл_дение, з_млетр_сение, огр_ничение, оп_лчение, оскв_рненный, осн_стить, от_гощать, пов_сть, погл_щать, препод_вать, расст_гнуть, благосл_вение, нас_ждать, насл_ждаться, настр_чить, об_ятельный, обн_женный, обог_щать, расщ_пить, р_бина, сп_ртакиада, ст_жательство, сум_рки,  уб_юкать, убл_жать, угн_тение, уд_вительно, укр_щение, ч_рующий, шп_ргалка.

Необходимо запомнить группы однокоренных слов, в которых орфографической традицией закреплено разное написание корней: -дет- : дети, детина, детвора, детеныш, детишки; -дит- : дитя, дитятко, дитяти; -сид- : сидеть (сидя), сиделка, сидение, сидячий, посиделки; -сед- : седло, седлать, сесть, седок, восседать, заседать, наседать, приседать; -вис- : виснуть, виселица, висеть, свисать, зависать, нависать, провисать, висячий, висюлька, провисеть; -вес- : весы, весовой, весовщик, весомый, весить, взвесить, вывеска, навесу, повесить, вывесить, подвесной, навесной, отвесить.

Часто встречаются ошибки в написании корней-омофонов, например: поласкать  – полоскать, развиваться – развеваться. Задание 3.

  1. Подберите к обоим словам каждой пары слов, содержащих корни-омофоны, проверочные слова. Выделите корни. Придумайте словосочетания с каждым из слов. Благословить – прославлять, вытеснить – вытиснить, долина – удаляться, залезать – зализать, запевать – запивать, нагромождение, громадный, облаченный – облеченный – обличенный, обожать – обижать – обежать, оземь – озимь, освещенный – освященный, отварить – отворить и др.

2. Безударные гласные, непроверяемые ударением. Существует немало слов, гласные в которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю, например: аккомпанемент, бюллетень, винегрет, делегат, легальный, палисадник, обаяние, обоняние, эксперимент. Написание таких слов следует запомнить, причем достаточно знать написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах: вагон, вагонный, вагонетка, вагоновожатый .

3. Безударные чередующиеся гласные корня. Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е-и, а (я) – им (ин); а – о) основано на ряде особых правил. Какие четыре фактора влияют на выбор чередующейся гласной в корне слова? 1)ударение; 2)наличие суффикса а; 3)качество последнего согласного в корне; 4)значение.

Задание 4 . Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от ударения. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Задание 5. Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от суффикса –А– или согласного в корне. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы .

Задание 6.

  Выберите из данных слов слова, в которых правописание чередующегося гласного зависит от значения корня. Объясните правописание гласного в корне.

Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

Задание 7.

Прочитайте слова, сгруппируйте их по условиям правописания чередующихся гласных в корнях  и запишите в тетради. Ур_вень знаний, сл_жить песню, оп_реться на палку, зар_внять канаву, заг_релась бумага, сж_чь письмо, выск_чить на улицу, ур_внять в правах,  неправильное ср_щение кости,  ск_кать вдоль дороги, бл_стать на балу, зонт пром_кает,  прил_гать усилия,  ср_внять землю в саду,  чудесное тв_рение, вьющееся р_стение,  м_кнуть в соль,  отвратительный р_стовщик,  разл_жить вещи, переб_рать овощи, написать изл_жение, зам_чить  бельё, зам_рать от восторга, заг_релый юноша, ум_реть со смеху, буйная пор_сль, яркие з_рницы.

 Тест I. В каком ряду все слова с непроверяемыми гласными корня? выч…тание, р…вноправие, ин…циатива д…фицит, л…гион, к…мпьютер бл…стеть, натв…рить, попл…вок пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать II. В каком ряду все слова имеют корни с проверяемыми гласными? см…родина, пок…затель, д…стоверный уд…ление, ф…рмацевт, л…скать т…чилка, с…ринка, ув…жение локом…тив, укр…щение, ш…нтажист III. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными? зан…мать, угр…жать, соч…тание расст…лать, уг…реть, бл…стать зам…реть, прор…щивать, ум…лять прид…раться, прик…сновение, просл…влять IV . В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? абон…мент, бал…рина, б…нокль инц…дент, к…бернетика, г…рбарий в…кансия, б…хрома, г…строном ж…тон, з…фир, кан…тель V. В словах какого ряда  пропущена одна и та же буква? л…гуна, изл..гать, р…сток заст…лать, выч…тать, ц…стерна ур...вень, спл…влять, выр…щенный прил…жить, водор…сль, выпл…влять

Тест

I. В каком ряду все слова с непроверяемыми гласными корня?

выч…тание, р…вноправие, ин…циатива

д…фицит, л…гион, к…мпьютер

бл…стеть, натв…рить, попл…вок

пл…вчиха, обл…чать, предпол…гать

II. В каком ряду все слова имеют корни с проверяемыми гласными?

см…родина, пок…затель, д…стоверный

уд…ление, ф…рмацевт, л…скать

т…чилка, с…ринка, ув…жение

локом…тив, укр…щение, ш…нтажист

III. В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

зан…мать, угр…жать, соч…тание

расст…лать, уг…реть, бл…стать

зам…реть, прор…щивать, ум…лять

прид…раться, прик…сновение, просл…влять

IV . В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

абон…мент, бал…рина, б…нокль

инц…дент, к…бернетика, г…рбарий

в…кансия, б…хрома, г…строном

ж…тон, з…фир, кан…тель

V. В словах какого ряда  пропущена одна и та же буква?

л…гуна, изл..гать, р…сток

заст…лать, выч…тать, ц…стерна

ур...вень, спл…влять, выр…щенный

прил…жить, водор…сль, выпл…влять

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях Упражнения

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

Упражнения

Перед нами предложение От цветов в саду и на полях разливается удивительный запах. - Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием? Почему остальные сочетания не являются словосочетаниями?  Вспомним! НЕ являются словосочетаниями: Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, в течение урока, пусть поёт и т.п. Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову и т.п. Составные словоформы: более светлый, будет ходить Существуют три способа подчинительной связи: согласование примыкание управление

Перед нами предложение

От цветов в саду и на полях разливается удивительный запах.

- Какое сочетание слов можно назвать словосочетанием?

  • Почему остальные сочетания не являются словосочетаниями?

Вспомним!

НЕ являются словосочетаниями:

Подлежащее и сказуемое: наступила ночь;

Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, в течение урока, пусть поёт и т.п.

Сочетание слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову и т.п.

Составные словоформы: более светлый, будет ходить

Существуют три способа подчинительной связи:

согласование

примыкание

управление

При согласовании зависимое слово – прилагательное,  причастие,  порядковое числительное,  местоимение, по форме сходное с ними - согласуется с главным (сущ.) в роде, числе и падеже: морскОЙ берег, морскОГО берега… Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? Затем найти слово, от которого оно зависит!

При согласовании зависимое слово –

прилагательное,

причастие,

порядковое числительное,

местоимение, по форме сходное с ними -

согласуется с главным (сущ.) в роде, числе и падеже: морскОЙ берег, морскОГО берега…

Чтобы найти словосочетание с согласованием, надо выделить в предложении слово, которое отвечает на вопрос КАКОЙ? Затем найти слово, от которого оно зависит!

При управлении главное слово ( глагол и его формы; сущ, прил.,числ.) управляет зависимым ( ставит в нужный падеж) – существительным, местоимением, по форме сходным с ним.   При примыкании зависимое слово связано с главным (глаголом, деепричастием, причастием, наречием, прилагательным, существительным) только по смыслу. Зависимым словом может быть любое неизменяемое знаменательное слово: Наречие, Деепричастие, Инфинитив, Сравнительная форма, неизменяемое прилагательное, притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ,ИХ)

При управлении главное слово ( глагол и его формы; сущ, прил.,числ.) управляет зависимым ( ставит в нужный падеж) – существительным, местоимением, по форме сходным с ним.

  При примыкании зависимое слово связано с главным (глаголом, деепричастием, причастием, наречием, прилагательным, существительным) только по смыслу. Зависимым словом может быть любое неизменяемое знаменательное слово:

Наречие,

Деепричастие,

Инфинитив,

Сравнительная форма,

неизменяемое прилагательное,

притяжательные местоимения (ЕГО, ЕЁ,ИХ)

Тренируемся! Задание 1 .  В данных словосочетаниях установите способ подчинительной связи. Новый микрорайон, улицы столицы, слушать молча, любовь к родине, по-летнему жарко, достойный награды, в соседней комнате, украдкой зевая, этой новости, не глядя на него, её ресницы, все общество, из всего перечисленного, вышедшие из леса, никому не известное, через всю реку, его ответ. Задание 2 .  Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи. Встану я в утро туманное,  Солнце ударит в лицо.  (А.Блок) Задание 3 .  Замените словосочетания бумажные чудеса , морской берег , деревянный дом , построенные на основе связи согласование, синонимичными со связью управление.

Тренируемся!

Задание 1 .

В данных словосочетаниях установите способ подчинительной связи.

Новый микрорайон, улицы столицы, слушать молча, любовь к родине, по-летнему жарко, достойный награды, в соседней комнате, украдкой зевая, этой новости, не глядя на него, её ресницы, все общество, из всего перечисленного, вышедшие из леса, никому не известное, через всю реку, его ответ.

Задание 2 .

Выпишите из предложения словосочетания и определите способ связи.

Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо. (А.Блок)

Задание 3 .

Замените словосочетания бумажные чудеса , морской берег , деревянный дом , построенные на основе связи согласование, синонимичными со связью управление.

Синтаксис Упражнения

Синтаксис

Упражнения

При изучении темы “Сложноподчинённое предложение с одним придаточным” учащимся предлагается следующая работа: написать диктант, насыщенный изученными к данному моменту орфограммами и пунктограммами и выполнить задания.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Задания:

Определите разновидность придаточного в предложении 2.

Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.

Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.

Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.

Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

Тема “Бессоюзное сложное предложение ”.

Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун. (2) В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле: днём мухи и оводы не дали бы им покоя. (3) Сидя без шапок и в старых полушубках на самых бойких клячонках, мчатся они с весёлым гиканьем и криком, болтая руками и ногами, высоко подпрыгивают, звонко хохочут. (4) Лёгкая пыль жёлтым столбом поднимается и несётся по дороге; лошади бегут, навострив уши; впереди всех, задрав хвост и беспрестанно меняя ноги, скачет какой-нибудь космач. (5) Я сказал, мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. (6) Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. (7) Мы немного поговорили. (8) Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. (9) Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту круга быстрые отблески. (10) Длинные тени стремились к костру – свет побеждал их. (11) Они так и не могли дотянуться до огня.

Задания:

Выпишите составное глагольное сказуемое из предложений 5–8.

Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

Назовите разновидность предложения 1.

Укажите номера бессоюзных сложных предложений в первом абзаце.

Укажите номер бессоюзного сложного предложения со значением пояснения.

В1 Лексика, стилистическая окраска слов

В1 Лексика, стилистическая окраска слов

высокого

высокого

обман

обман

Сложно, непонятно

Сложно, непонятно

овраг

овраг

существующий

существующий

Неправда, сказка, выдумка

Неправда, сказка, выдумка

попался

попался

сумасшедший

сумасшедший

наказание

наказание

Не могу

Не могу

Жалостливый, слабый

Жалостливый, слабый

подняв

подняв

шум

шум

Спохватился, заволновался

Спохватился, заволновался

потихоньку

потихоньку

хорошо

хорошо

отдельно

отдельно

крыша

крыша

украинской

украинской

грустное

грустное

грустное

грустное

Охрана, наблюдение, обход

Охрана, наблюдение, обход

жители

жители

обещание

обещание

соучеников

соучеников

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему.

Обращая внимание на естественную связь употребления знаков препинания с произношением, мы достигаем того,что письменная и устная речь будут не мешать, а помогать одна другой. В.И.Чернышев.

Обращая внимание на естественную связь употребления знаков препинания с произношением, мы достигаем того,что письменная и устная речь будут не мешать, а помогать одна другой.

В.И.Чернышев.

Композиция сочинения-рассуждения модели От тезиса - через аргумент – к выводу Краткое вступление – аргументы – тезисы - выводы

Композиция сочинения-рассуждения

модели

От тезиса -

через

аргумент –

к выводу

Краткое вступление –

аргументы –

тезисы -

выводы

Основные функции знаков препинания смыслоразличительная интонационно - экспрессивная

Основные функции знаков препинания

смыслоразличительная

интонационно - экспрессивная

1.Смысл и знаки препинания * Восстановите логическую цепочку, назвав пропущенные звенья: Синтаксис - …Пунктуация

1.Смысл и знаки препинания

* Восстановите логическую цепочку, назвав пропущенные звенья: Синтаксис - …Пунктуация

Синтаксис – Интонация – Смысл - Пунктуация Казнить нельзя помиловать

Синтаксис – Интонация – Смысл - Пунктуация

Казнить нельзя помиловать

2.Постановка лишних запятых позволила И. А. Крылову придать оскорбительному письму, адресованному директору театра, который отказывал в постановке пьес, корректную, приличную форму : « И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы… Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться…» * Чем обусловлен комический эффект данных высказываний в устной речи?

2.Постановка лишних запятых позволила И. А. Крылову придать оскорбительному письму, адресованному директору театра, который отказывал в постановке пьес, корректную, приличную форму : « И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы… Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться…»

* Чем обусловлен комический эффект данных высказываний в устной речи?

3.Знаки препинания не только помогают передавать смысл но употребляются иногда вместо слов.  Существует одна занятная история. В. Гюго, Закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней своё письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из одного знака: «?». Издатель незамедлительно ответил таким же бессловесным письмом: «!». С.И.Львова. «Язык и речь». Учебное пособие для 8-9 классов.»

3.Знаки препинания не только помогают передавать смысл но употребляются иногда вместо слов.

Существует одна занятная история. В. Гюго, Закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней своё письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из одного знака: «?». Издатель незамедлительно ответил таким же бессловесным письмом: «!».

С.И.Львова. «Язык и речь». Учебное пособие для 8-9 классов.»

4.Работа с текстом

4.Работа с текстом

Человек потерял запятую,стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало .* Он ко всему относился без эмоций.

Человек потерял запятую,стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало .* Он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы ни происходили: в космосе, на земле или в собственной квартире.*

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы ни происходили: в космосе, на земле или в собственной квартире.*

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. * Берегите…

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. *

Берегите…

Задания 1. Определите жанр текста. 2.Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя произведения. 3.Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв? 4. Что означает выражение дойти до точки?

Задания

1. Определите жанр текста.

2.Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя произведения.

3.Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

4. Что означает выражение дойти до точки?

Знаки препинания конца предложения информативность Эмоционально-смысловая ёмкость Стилистическая ёмкость

Знаки препинания конца предложения

информативность

Эмоционально-смысловая ёмкость

Стилистическая ёмкость

5. Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов. И. Бродский Подберите похожие по синтаксической модели крылатые выражения.

5. Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов.

И. Бродский

Подберите похожие по синтаксической модели крылатые выражения.

Краткость – сестра таланта. Молчание – знак согласия. Новое – хорошо забытое старое.  Чтение- вот лучшее учение .

Краткость – сестра таланта.

Молчание – знак согласия.

Новое – хорошо забытое старое.

Чтение- вот лучшее учение .

Многоточие Раздумья человека Недосказанность Чрезмерное волнение говорящего Усиление впечатления длительности времени Особая значимость отдельного слова, выражения

Многоточие

Раздумья человека

Недосказанность

Чрезмерное волнение говорящего

Усиление впечатления длительности времени

Особая значимость отдельного слова, выражения

6.Учебник для 8 класса авторов: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. 27 –е издание. Москва : Просвещение. Текст упр. 431

6.Учебник для 8 класса авторов: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. 27 –е издание. Москва : Просвещение.

Текст упр. 431

Прообразы знаков препинания появляются уже в берестяных грамотах. В некоторых из них начало текста отмечается крестом, изредка встречаются точки. В рукописных текстах знаков препинания было немного. Система знаков препинания сложилась только после распространения книгопечатания. В « Российской грамматике» М.В. Ломоносова уже есть специальные разделы, посвящённые знакам препинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и «удивительный»знаки, запятую, точку с запятой, «две точки», «вместительный» знак (скобки). Учёный определил и принцип постановки знаков препинания : «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзами». С конца 18 века появляются новые знаки препинания : тире, кавычки и многоточие. Первым тире стал употреблять Н.М.Карамзин. Количество знаков препинания увеличивалось. Позже в особых случаях начали использовать комбинации знаков препинания.

Прообразы знаков препинания появляются уже в берестяных грамотах. В некоторых из них начало текста отмечается крестом, изредка встречаются точки. В рукописных текстах знаков препинания было немного. Система знаков препинания сложилась только после распространения книгопечатания. В « Российской грамматике» М.В. Ломоносова уже есть специальные разделы, посвящённые знакам препинания. Ломоносов выделял точку, вопросительный и «удивительный»знаки, запятую, точку с запятой, «две точки», «вместительный» знак (скобки). Учёный определил и принцип постановки знаков препинания : «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзами». С конца 18 века появляются новые знаки препинания : тире, кавычки и многоточие. Первым тире стал употреблять Н.М.Карамзин. Количество знаков препинания увеличивалось. Позже в особых случаях начали использовать комбинации знаков препинания.

 Как вы понимаете смысл высказывания М.В.Ломоносова? «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».

Как вы понимаете смысл высказывания М.В.Ломоносова?

«Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам».

смысл структура интонация

смысл

структура

интонация

Сочинение –рассуждение с опорой на прочитанный текст Интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста

Сочинение –рассуждение с опорой на прочитанный текст

Интерпретация смысла одного из ключевых фрагментов текста

Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста

Интерпретация – толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста

главная мысль финал указывает главный герой главное событие главная мысль связана отношение героя к этому событию чувства, переживания, размышления, впечатления отношение это

главная мысль

финал

указывает

главный герой

главное событие

главная мысль

связана

отношение героя к этому событию

чувства, переживания, размышления, впечатления

отношение

это

Структура сочинения 1. Тезис об общем смысле финала текста  2 . К тезису об общем смысле финала текста 3. Интерпретация финала 4 . Обоснование интерпретации финала : примеры – аргументы из прочитанного текста 5 .Вывод

Структура сочинения

1. Тезис об общем смысле финала текста

2 . К тезису об общем смысле финала текста

3. Интерпретация финала

4 . Обоснование интерпретации финала : примеры – аргументы из прочитанного текста

5 .Вывод

Задания, направленные на интерпретацию текста.   1.Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что… 3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события). 2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что… 4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. 5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Задания, направленные на интерпретацию текста.

1.Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что…

3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события).

2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что…

4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу.

5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.