Профилактика буллинга в начальной школе.
Профилактика буллинга в начальной школе является важной задачей. Буллинг, то есть агрессивное поведение группы людей по отношению к одному человеку или небольшой группе людей, чаще всего встречается в школьных классах.
В основном, это связано с тем, что дети только начинают учиться социальному взаимодействию и не всегда осознают, какие действия недопустимы. Длительная травля может привести к психологическим проблемам и комплексам как у жертвы, так и у агрессоров, которые могут сопровождать их на протяжении всей жизни. Одной из основных форм буллинга является "словесный" (вербальный), который включает издевки, обзывательства, постоянные упреки, критику, оскорбления и т.д. "Косвенный" вид агрессии включает социальное исключение жертвы путем отказа от общения с ней, изоляции и отделения, например, уклонения от совместной работы или отказа сидеть с ней за партой. "Физический" буллинг включает физическое насилие, такое как причинение боли, удары, отнятие и повреждение вещей и т.д.
Если рассматривать виды буллинга в начальной школе, то можно отметить присутствие элементов словесного и физического буллинга. Из-за своего возраста дети склонны оскорблять своих одноклассников словесно и некоторые из них могут проявлять стремление продемонстрировать свою силу. Однако, я считаю, что это происходит не из желания унизить или поиздеваться над другими, а из-за желания исследовать мир и познать новые вещи. Часто дети, услышав новые слова, хотят использовать их, чтобы показаться старше.
То же самое относится и к физическому насилию - дети часто не могут ясно выразить свое недовольство словами, поэтому они просто толкаются или применяют приемы, которые видели у старших детей. В работе педагогам очень важно обращать внимание на то, как дети общаются между собой и заниматься профилактикой буллинга. Лично мне не приходилось сталкиваться с этим явлением как таковым, но проблемы, связанные с обзываниями и потасовками, решались через беседы с учениками и их родителями.
Однажды у меня была ситуация, когда одна девочка пыталась подстрекать остальных не общаться с определенным ребенком из-за борьбы за лидерство. Я поговорила с девочкой, которую старались исключить, и дала ей совет. Этот совет помог и уже через один урок ее подруга подошла и стала интересоваться ее делами. Я очень рада, что все обошлось. Также сейчас появляется новая разновидность буллинга - кибербуллинг, при котором жертва становится объектом оскорблений через электронные устройства, такие как WhatsApp , telegram и т.д. В связи с этим, я обращаюсь к родителям с просьбой просматривать телефоны детей для предотвращения подобных случаев.
Особенности профилактики буллинга в младшем школьном возрасте
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций буллинга является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.
Можно выделить следующие методы общей профилактики буллинга в школе:
– информирование и консультирование обучающихся, родителей;
– единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по его профилактике и преодолению
– занятия с обучающимися, посвященные развитию навыков конструктивного общения, разрешению конфликтных ситуаций, развитию эмоционального интеллекта.
Методы борьбы с буллингом в начальной школе
Наименование метода | Краткое описание метода |
«Команда связей» | Создается «команда связей» из самых позитивных, улыбчивых, активных, с лидерскими качествами обучающихся. Их специально готовят стать «шефами» ребят из классов помладше (3-5 человек). Особое внимание тем, кто переходит на новую образовательную ступень (1 класс, 5 класс) и всем новеньким. Раз в день участники команды связей на перемене подходят к каждому своему подшефному, здороваются, улыбаются, спрашивают: «Как дела?», «Все ли в порядке?», «Есть ли проблемы?» и дают понять, что готовы помочь ему в решении проблем |
«Совет отцов» | Случаи травли рассматривает «Совет отцов» - избираемый орган, в который входят уважаемые отцы (не более 4 человек). В каждой школе можно найти ответственных и ратующих за справедливость отцов (например, из числа сотрудников органов внутренних дел, прокуратуры, или юристов, руководителей, военных). Совет отцов рассматривает случаи буллинга по заявлению учителя или ученика- жертвы и обеспечивает доведение до стадии исполнения санкций в отношении буллера. Как показывает практика (применяется в Казахстане), уже первая беседа, разъясняющая последствия, останавливает травлю в школе |
«Правило школы» | Когда родители приводят в школу своего ребенка (в первый класс или последующий), они получают красочно оформленную памятку или буклет, который вместе с ними следует внимательно прочитать. На листе крупными буквами (с картинками) представлены основные правила этой школы (обычно не более 8-10). Там самое необходимое - правила в отношении школьной формы, мобильных телефонов, жевательной резинки, поведения и буллинга. Позиция заявляется четко - буллинг недопустим. Санкции - такие-то. Внизу листка - место для подписи родителей |
Упражнения способствующие профилактики буллинга.
Упражнение «Волшебные заросли».
Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» всеми остальными участниками. «Водоросли» знают и понимают только хорошие слова и не приемлют силы и жестокости. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
Упражнение «За что меня любят мои одноклассники».
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любят одноклассники. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любят одноклассники каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.
Упражнение «С кем я подружился»
Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4-6 отверстиями такого размера, чтобы ребенок мог легко просунуть туда руку. Соответственно 4-6 участников закрывают глаза и просовывают руки в коробку (ее в это время придерживает ведущий). Там они находят чью-то руку, знакомятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились.