СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы устных вычислений. коспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приемы устных вычислений. коспект»

Государственное казенное образовательное учреждение «Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат № 12»

641884, Курганская область, г. Шадринск, ул. Февральская, 197

Соломина Алла Александровна, учитель начальных классов


Конспект урока

по математике в 3 классе для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (вариант 4.1) для слабовидящих обучающихся. УМК «Школа России».


Тема урока: Приемы устных вычислений.

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить с приемами устных вычисле­ний с трехзначными числами, оканчивающимися нулями;

Задачи: закреп­лять знание нумерации в пределах 1000, умение решать задачи изученных видов; развивать вычислительные навыки, через устный счет и решение примеров; развивать коммуникативную речь, через полные ответы; воспитывать интерес к урокам математики, через занимательные задания; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, через работу в парах и умения слушать и дополнять ответы одноклассников; сохранять и укреплять здоровье обучающихся с ОВЗ (слабовидящих), через развитие полей зрения, во время использовании таблицы Шульте; использование тифлотренажера, динамических физкультминуток, дозированных индивидуальных заданий.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание трехзначных чисел, окан­чивающихся нулями; решать задачи изученных видов; изменять условие и вопрос задачи по данному решению; анализировать и делать выводы; работать в парах; высказывать свое мнение; научаться слушать одноклассников и учителя; научаться приемам сохранения и укрепления своего здоровья, улучшения возможностей зрительного анализатора; повышение эмоционального положительного состояния за счёт рефлексии в течение урока.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся – профилактика зрения, осанки, снижения утомляемости.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточка с таблицей Шульте, карточки с индивидуальным заданием; ноутбук, проектор, интерактивная доска, аудиторная доска, презентация, стенд со зрительной физкультминуткой.

Ход урока

  1. Организационный момент (слайд 2)

Долгожданный дан звонок 
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи 
За работу, в добрый час!

II. Каллиграфическая минутка.

- Тихо сели. Положили перед собой тетради под углом 45%, спина прямая. Записываем сегодняшнее число и классная работа.

III. Актуализация знаний

Устный счет

  1. Работа с таблицей Шульте.

(карточка у каждого ученика лежит на парте)











- Смотрим на точку в центр таблицы, не бегая глазами используя боковое зрения и называем все четные числа в порядке увеличения.

- Дети называют числа (2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24)

- Поморгали глазами и перевели глаза на слайд. Проверили осанку.

2. Счет трехзначных чисел в виде суммы разрядных сла­гаемых

— Сосчитай и запиши ответ. Расставьте цифры с соответствующими буквами от большего числа к меньшему и расшифруйте слово. (слайд 3)

(А) 500 + 50 + 7 (М) 577 - 70 (Л) 430-30

(Т) 531-500 (Ё) 108 - 8

(С) 700 + 5 (О) 404 + 70

705 557 507 474 400 100 31 (слайд4)

С А М О Л Ё Т

- Какое слово поучилось? (Самолёт)

Сегодня мы совершим на уроке путешествие по стране математике на самолёте. Пристегнули ремни. (звук взлёта самолёта). Наше путешествие начинается.

А узнать область математики, куда мы полетим, поможет следующее задание.

IV. Самоопределение к деятельности.

— Рассмотрите примеры. (слайд 5)

5+4 30 + 20 700 + 200

9-6 70-50 600 - 500

— Чем похожи примеры первого столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание однозначных чисел.)

— Решите примеры.

— Чем похожи примеры второго столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание круглых двузначных чисел.)

— Как складывать и вычитать круглые двузначные числа?

— Решите примеры.

— Чем похожи примеры третьего столбика? (Примеры на сло­жение и вычитание круглых трехзначных чисел.)

— Как складывать и вычитать круглые трехзначные числа? (Мы еще не решали такие примеры.)

— Сформулируйте тему и задачи урока. (слайд 6)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Откроем учебник на с. 26. Прочитаем тему нашего урока. Прочитайте, что предстоит нам узнать на уроке.

- Наш самолет сделал посадку в области «Приемы устных вычислений».

Прочитайте теоретический материал.

— Как нашли значение первого выражения? (Заменили числа сотнями: 300 — это 3 сотни, 200 — 2 сотни, сложили и полу­чили 5 сотен, т. е. 500.)

Чтобы не ошибиться в вычислениях, мы с вами будем выде­лять сотни и десятки карандашом.

(Учитель записывает примеры на доске.) 300 + 200 = 500

— Сколько сотен в каждом числе второго выражения? (8и 6.)

— Сколько сотен получили при вычитании? (2.)

— Какое это число? (200.) 800 - 600 = 200

— Что выделим в третьем выражении? (Десятки.)

— Сколько десятков в числе 120? (12.)

— Сколько десятков в числе 50? (5.)

— Сколько десятков получили при вычитании? (7.)

— Какое это число? (70.) 120 - 50 = 70

- Как удобно выполнять вычисления таких примеров? (Числа оканчивающиеся нулями можно заменить их действия с сотнями и десятками)

Используя новые знания, выполним

1 (с. 26).

(Первая строка — коллективно, с устным объяснением и запи­сью на доске, вторая строка — самостоятельно. Проверка.)

- Обменялись тетрадями для проверки. Взяли красный карандаш, чтобы исправить ошибки одноклассника. Если выполнено верно красным карандашом поставим плюс, есть 1-2 ошибки минус.

Смотрим на слайд (7)и проверяем.

2 (с. 26).

— Прочитайте задачу.

- Что нужно найти в задаче? (Найти массу покупки)

- Можем ответить на вопрос задачи сразу? (Нет, так как не знаем массу масла)

- Что известно по условию в задаче? (Масса сыра 400г.)

- Что сказано про массу масла? (Что масла купили на 100 г больше)

- Как узнаем, сколько купили масла? (К 400 + 100 и узнаем массу масла)

- Можем найти массу покупки? (Да, полученную массу складываем с массой сыра).

- Сколько действий в задаче? (Два)

- Как составим краткую запись? (по опорным словам: сыр и масло)

— Составим краткую запись.

(Краткая запись составляется под руководством учителя. Ученик записывает)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.)

Сыр – 400 г

Масло- ? на 100 г ? г

  1. 400+100 = 500(г) масса масла

  2. 500+ 400 = 900 (г) масса покупки

Ответ: покупка весит 900 г.

- Проверяем задачу, кто выполнил решение задачи, правильно ставит плюс на полях, есть ошибка-минус.

- Задачу мы решали про какие продукты? (Про молочные продукты)

- Какую пользу приносят для зрения молочные продукты? (В молочных продуктах содержатся витамины группы А,В и D, укрепляющее зрения и еще содержится кальций). слайд 8

-Сейчас я предлагаю встать и полетать на нашем самолете, выполняем задания глядя на слайд.

VI. Физкультминутка (слайд 9.)

Смотрите в небе самолет,

А в самолете том пилот

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает

Под самолетом то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод

VII. Закрепление изученного материала

-Тихо посадили самолет на посадку. Продолжаем исследовать область «Приемов устных вычислений».

-Посмотрели на слайд. Самолеты летают на большие расстояния, поэтому пилоты ориентируется хорошо в единицах длины.

-Проверим наши знания. Нужно выразить единицы длины. (Сильные ученики выполняют полностью задание, слабые только первые две строчки)

308 см = … м….см

45 мм = …см … мм

3м70см = …см

15дм8 см = …см

- Проверяем. Один из учеников зачитывает результаты. (слайд 10)

- Кто выполнил правильно ставит на полях плюс, у кого есть ошибка минус.

- Сели прямо.

1. Работа по учебнику

- Что бы летать на самолётах люди покупают билеты. Давайте решим задачу, связанную с единицами стоимости (деньгами).

4 (с. 27). Устное выполнение— Прочитайте задание. Выскажите свое мнение: соответствует ли выражение составленной задаче?

— Какое действие будет первым?

— Как обозначить в выражении, что это действие первое?

— Какое действие будет вторым?

— Сравните выражение, составленное нами, с выражением ученика.

— Какой сделаете вывод? (Выражение составлено неверно.)

— В чем ошибка? (Нет скобок.)

— Какую ошибку допустил ученик? (Неверно поставил вопрос.)

— Как его изменить? (Сколько денег было у Кати и Коли?)

— Что надо изменить в выражении, чтобы решение данной задачи было верным? (Поставить скобки.)

- Сколько денег было у Коли? (У Коли было 35 р).

- Что можно на них купить? (Йогурт, гематоген и т.д.) (слайд 11)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Открыли по положили перед собой рабочие тетради на печатной основе. Сидим прямо.

3(с. 47). Работа в парах. Проверка. Один из учеников зачитывает ответы. Если одноклассник сделал без ошибок, ставите плюс, если 1 или 2 ошибки минус.

3.Гимнастика для глаз

- Встали, нашему самолету нужно облететь область «Устных вычислений». Чтобы убедится, всё ли мы исследовали. Повернулись к тренажёру. Нашли глазами самолёт того цвета, который вы видите и запустили его в полет по траектории овала справа налево 3 раза и обратно слева направо 3 раза. Посмотрели потом вперед и опустили вниз глаза, наш самолет совершил посадку. Сели прямо.

4. Самостоятельная работа.

-Самостоятельная работа для будущих пилотов по теме урока.

- У вас 3 карточки: красная- сложная, желтая- средней сложности и зеленая – легкая.

Карточка: красная

400+ 300 900- 200

840 – 60 170 + 90

Карточка: желтая

400+ 300 900- 200

840 – 60

Карточка: зелёная

400+ 300 900- 200

-Выберите нужную карточку и произведите на ней вычисления. (Учитель проверяет у 4 учеников карточки).

Учащимся решение предлагается проверить на слайде презентации. слайд12.

VIII. Рефлексия слайд 13

-Посчитайте плюсики на полях в тетрадях.

-Если у вас 5 плюсов –значит вы справились с заданиями, можете поставить на полях себе 5 баллов.

-Если у вас 4 плюса- вы испытывали трудность работая с темой урока, можете поставить себе на полях 4 балла.

-Если у вас 3 и 2 плюса- вам надо дополнительно проработать тему урока, поставьте себе на полях 3 балла.

-Наше путешествуете на самолете подошло к концу. Самолет заходит на посадку. (звук самолета) Отстегнули ремни.

IX. Подведение итогов урока

— Чему вы научились сегодня на уроке?

— Кто хорошо понял тему?

— Что помогло понять новый вычислительный прием?

— Какое задание было самым интересным?

— Как научились укреплять своё здоровье? Улучшать зрение?

Домашнее задание

  • Базовый уровень: учебник: №5,6 (с. 27)

  • Сложный уровень: учебник с. 27 № 5,6 и рабочая тетрадь с. 47 №1,2

  • Повторить гимнастику для глаз.

















Приложение 1.

Таблица Шульте. (Цель работы с таблицей: помогает расширить поле зрения, научиться видеть слово, число и строчку текста)













































Приложение 2.

Стенд-Тифлотренажер (используется на уроках во время гимнастики для глаз, для снятия зрительного утомления)









































Приложение 3.

Карточки (с дозированным индивидуальным заданием, оформленные согласно тифлотребыванию к наглядности)

400+ 300 900- 200

840 – 60 170 + 90













400+ 300 900- 200

840 – 60













400+ 300 900- 200


















Список используемой литературы:

1.Математика. 3 класс. Учеб.пособие для общеобразоват.организаций. В 4ч. Ч. 4/ [М.И.Моро и др.]- М.:Просвещение, 2020.- 111с.

2. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учеб.пособие для общеобразоват.организаций. В 2ч. Ч. 2/ М.И.Моро , С.И. Волкова- М.:Просвещение, 2019.- 111с.

3. Поурочные разработки по математике к УМК «Школа России». 3 класс. – Ситникова Т.И., Яценко И.Ф. – М.: ВАКО, 2019.

4. https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html

5.https://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/veselaja_fizminutka_smotrite_v_nebe_samolet/319-1-0-41296

6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2548187433253913204&parent-reqid=1585146036179314-1516229868293322845700119-man1-3600&path=wizard&text=физкультминутка+про+самолет



















14