Просмотр содержимого документа
«Приемы визуализации учебной информации на уроках физики и астрономии»
Приемы визуализации учебного материала на уроках физики и астрономии
Классика:
Ипользование презентаций и учебных видео при изучении новой темы
Демонстрационный эксперимент
Учебные таблицы и плакаты (бумажные)
Решение графических задач
а) условие задачи представлено в виде графика или дополнено рисунком
б) для облегчения решения задачи необходимо построить график, сделать рисунок
Заполнение таблиц ( при изучении раздела «Сравнительная планетология» составляется сводная таблица «Планеты Солнечной системы» с наиболее важными параметрами планет, что дает более полное представление о всех планетах)
Инновации:
При изучении нового понятия, явления, физической величины необходимо придерживаться определенной схемы, последовательности (что необходимо знать). Эту информацию легко представить компактно на доске с помощью мела или на слайде, используя анимацию, чтобы составляющие схемы появлялись последовательно. Например, идеальный газ, тепловой двигатель, напряженность электрического поля, механические колебания, строение Солнечной системы, двойные звезды и т.д.
Удобно использовать при систематизации и обобщении материала, когда нужно связать в систему отдельные изученные понятия, показать их взаимосвязь (газовые законы, постулаты СТО). Причем учащимся можно предоставить уже готовые понятия, которые нужно соотнести между собой и расставить связи, т.е. создать свою интеллект-карту по заготовкам. Это можно сделать как на бумажном носителе (раздать разделенным на группы учащимся напечатанные понятия и чистые листы бумаги, маркеры) так и в электронном (Learningapps.org)
Лучше использовать для систематизации материала большого раздела (например, термодинамика, электростатика). Можно дать готовые схемы для заполнения, оставив некоторые ячейки пустыми.
Данный прием тоже можно использовать для систематизации знаний по большому разделу или нескольким разделам. Например, «Развитие взглядов на природу света». Для этого в помощь учащимся даются ключевые понятия , явления, имена ученых (волновая теория, корпускулярная теория, корпускулярно-волновой дуализм, Ньютон, Гюйгенс, образование тени, дисперсия, интерференция, дифракция, давление света ,фотоэффект и т.д.). Они должны расставить их в хронологическом порядке.