Преподавание русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО.
Герейханова Сельмират Идрисовна
МКОУ «Прикумская СОШ»
Учитель русского языка и литературы
Нежно, внимательно, ласково, С каждым ребёнком…
С открытой душой… Всё, что умеем, знаем и можем, Всё отдаём…
И в сердце большом Место найдётся для каждого! Каждого нужно увидеть, раскрыть! Всем я желаю добра и терпения!
Всего самого лучшего!
И чтоб не пропало у нас желание детишек многому НАУЧИТЬ!!!
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»
В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому?
Как учителю сохранить
собственное лицо и учесть
при этом новые требования
ФГОС?
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
1.Мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
2. Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
3.Осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
6. Рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
5.Взаимопроверка, взаимоконтроль;
4.Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
Требования, предъявляемые к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
в центре внимания урока — дети
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества
времясбережение и здоровьесбережение
урок должен быть добрым
вывод делают сами учащиеся
учет уровня и возможностей учащихся (профиль класса, стремление учащихся, настроение детей)
умение демонстрировать методическое искусство учителя
планирование обратной связи
Новые стандарты - усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы.
Урок – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Изменение схемы урока:
От объяснительно-иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос)
К взаимодействию учащихся и учителя, а также взаимодействию самих учеников.
Ученик - живой участник образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
Подготовка к такому уроку состоит из шести шагов:
- Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п.
- Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
- Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.
- Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок
- Планирование результата . Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать
возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос:
«Так как же мы решили проблему?»
- Планирование заданий для применения нового знания . Следует помнить,
что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Современный урок
Технологическая карта урока
- - обобщенно-графическое выражение сценария урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
14
Формы организации эффективного урока
- Урок- викторина
- Урок- поиск
- Проектный урок
- Урок-экскурсия
- Урок – экспедиция
- Урок без учителя
- Стихотворно-музыкальный урок
- Урок пресс- конференция
- Урок взаимообучения
- Урок- игра (деловые, ролевые ситуационные игры)
- Интегрированные уроки
- Урок – фантазия
- Урок – сказка
- Урок- спектакль
- Урок- лекция
- И другие
Приемы эффективного урока
Прием “Корзина” идей, понятий, имен…
- Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием составления маркировочной таблицы “ЗУХ”
- Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал(а) новое, хочу узнать подробнее, что соответствует аббревиатуре ЗУХ.
- В каждую из колонок необходимо занести полученную в ходе урока информацию
З наю
У мею
Х очу
узнать
Инсерт ( чтение с пометами)
- Инсерт – это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных значков:
- «!» – Я это знал.
- «+» – Новое для меня.
- «-» – Вызывает сомнение.
- «?» – Вопрос.
Прием “Написание синквейна ”
- В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк , которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию . Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
Правила написания синквейна
1 строка - одно слово – существительное .
Это и есть тема синквейна. 2 строка - два прилагательных , раскрывающих тему синквейна. 3 строка - три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 4 строка - фраза , предложение , состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме . 5 строка – слово (словосочетание) резюме , которое дает интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение .
Синквейн (пять строк)
Проанализировав образ Герасима, учащиеся могут составить такой синквейн:
- Герасим
- добрый, трудолюбивый
- заботится, любит, работает
- не должен страдать из-за жестокости людей
- человек
Кластер
- Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.
Прием “Составление кластера ”
“ Кластер” это инструмент, созданный для того, чтобы эффективно мыслить
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока .
Современный урок – современный учитель ...