Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
Активные методы обучения
при изучении профессиональных модулей специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».
Выполнила:
Преподаватель
Кисель Т.С.
г.Талица,
2017 г
- В данном проекте внимание акцентируется на практических занятиях, проводимых в форме деловых игр, в процессе которых приобретаются и отрабатываются основные приемы и методы деятельности будущих специалистов в сфере земельно-имущественных отношений.
- Целью исследования является рассмотрения влияния активных методов обучения на разных стадиях обучения будущих специалистов, на повышение эффективности практических знаний путем наиболее грамотного методического и материально- технического обеспечения.
- Предметом исследования является использование активных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса.
- Объектом исследования является процесс обучения будущих специалистов сферы земельно-имущественных отношений в колледже.
- Задачи, которые стоят при подготовке данной методической разработки, являются задачи:
- - рассмотрение форм и методов активного обучения;
- - рассмотрение формы организации обучения с использованием активных методов с ССУЗах;
- - проведение анализа применения активных методов обучения в ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И. Кузнецова»;
- - подготовка предложений по созданию базы, обеспечивающей проведение практических занятий на современном уровне.
-
- 1.1 Теоретические основы активных методов обучения.
Существует классификация методов активного обучения, которая предполагает, если ее рассмотреть схематично, следующее:
Методы обучения
Традиционные Активные
Групповые Индивидуальные
Дискуссионные Игровые Тренинг - методы - выполнение практических задач
- - групповая дискуссия - Деловая игра – Тренинг делового общения - тренировка
- - смена ситуаций - Сюжетно ролевая игра - Социально-ролевой тренинг
- морального выбора - тренинг умений
- - «Мозговой штурм»
- - разбор казусов из практики
- Методы активного обучения, возможно, использовать на различных этапах учебного процесса:
- I этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
- II этап – контроль знаний, т.е. их закрепление. На данном этапе, возможно, использовать такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
- III этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использования моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения позволяет решить одновременно три учебно-организационные задачи:
- Подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;
- Обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;
- Установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.
1.2 Формы работы, повышающие уровень активности обучения.
Существующие формы работы, повышающие уровень активности обучения, возможно, подразделить на следующие составляющие:
- Применение нетрадиционных форм проведения урока, например: урок - деловая игра; урок – соревнование; урок- семинар; урок-экскурсия; интегрированный урок и др.
- Использование нетрадиционных форм учебных занятий, таких как: интегрированные занятия, объединенные единой проблемой, либо единой темой, комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и т.д.
- Использование игровых форм;
- Диалогическое взаимодействие;
- Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации);
- Использование различных форм работы – (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные);
- Интерактивные формы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий);
- Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды)
- Использование всех методов изучения мотивации (эмоциональных, подготовительных, социальных)
- Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа);
- Деятельностный подход в обучении.
2. Практическая часть
2.1. Активные методы обучения в ГБПОУ СО «Талицкий лесотехнический колледж».
При освоении профессиональных модулей специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения предусмотрено более 300 часов практических занятий для выполнения, которых требуется как методическое, так и материально-техническое обеспечение.
Задача преподавателя – сделать практические занятия не только интересными, но и запоминающимися, содержательными, органически вписывающимися в изучении конкретного профессионального модуля. Студент осознано должен подходить к выполнению данных работ, зная , что приобретенные навыки, в дальнейшем будут использованы при выполнении курсового, дипломного проекта, а также в профессиональной деятельности.
Практические занятия – это сфера организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практических работ.
При проведении практических работ используют активные методы обучения, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Будущие специалисты земельно-имущественных отношений в процессе обучения изучают 4 профессионального модуля:
- ПМ 01- «Управление земельно – имущественным комплексом»
- ПМ 02 – «Осуществление кадастровых отношений»
В данной методической разработке будут рассмотрены применение активных методов обучения по ПМ 01 и ПМ 02.
При отборе содержания практических работ по профессиональному модулю следует руководствоваться перечнем профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у специалиста в процессе изучения модуля.
В перечень практических занятий по изученному модулю могут быть включены:
- - анализ профессиональных ситуаций;
- - решение конкретных задач перед специалистом;
- - принятие управленческих решений;
- - разработка проектов договоров и иных документов;
- - разработка проектов и схем размещения земельных участков, объектов недвижимого имущества на них;
- - подготовка проектов землеустроительного дела, межевого дела;
- - подготовка проектов дел об административном правонарушении;
- - подготовка проектов кадастровых паспортов на объекты недвижимого имущества;
- - исследование территории, установление и описание ее границ;
- Перечень практических работ может быть расширен исходя из опыта, творческой устремленности преподавателя и контингента студентов.
- Структура практических занятий в принципе традиционна.
- Оно включает в себя:
- - тему работы
- - цель работы
- - методические рекомендации по выполнению работы
- - оборудование (литература)
- - теоретическую часть
- - практическую часть
- - обобщение результатов
- - выводы.
При изучении ПМ 02 «Осуществление кадастровых отношений» особое внимание уделяется изучению кадастрового деления территории Российской Федерации, методике кадастровой оценки земельных участков и иного недвижимого имущества, установлению кадастровой стоимости объектов и исчислению налога.
Для выполнения практических работ по ПМ 02 необходимы знания действующего законодательства о кадастре недвижимости, о кадастровом учете, определении кадастровой стоимости, налоговое законодательство и правила определения кадастровой стоимости и исчисления налогов. Получив определенные теоретические знания и применив их при выполнении практических заданий по конкретной ситуации, студент подходит с необходимым багажом знаний к курсовому проекту по ПМ 02 и дипломному проектированию.
Следующий этап выполнения практических заданий - это разработка различного вида гражданско-правовых договоров.
При выполнении данного вида работ используются групповой метод,
суть которого состоит в том, что студенты объединяются в группы
(риэлторы, государственные регистраторы), первые составляют проекты
договоров купли продажи, мены, дарения, мены объектов недвижимого
имущества. В состав группы входит 7 – 8 студентов с различным уровнем
подготовки. Каждый выполняет определенное самостоятельное действие
– по одному из студентов выполняют подготовку проекта одного вида
договора. На каждого составляющего договор студента – 2 эксперта, один
из которых проводит правовую экспертизу договора, другой – экспертизу
представленных к договору иных документов. Таким же образом, студенты
объективно оценивают друг друга, а преподаватель выявляет способность
каждого, как личности и как специалиста
.
Деловые игры требуют специальной подготовки, как студентов, так и преподавателя. Преподаватель должен детально разработать сценарий, чтобы уложиться во времени, студенты – применить теоретические знания, умение мобилизовать все свои внутренние резервы. В ходе проведения деловых игр возможна импровизация, в зависимости от уровня подготовки, темперамента, активности участников игры и знания ими норм действующего законодательства. Наиболее интересными для студентов, как показала практика – деловые игры – моделирование судебного заседания по защите права в сфере земельно-имущественных отношений, игра «Планирование и развитие территории», игра – КВН «Знатоки».
Не менее значимыми практическими занятиями является выполнение творческой работы студентами по завершению изучения профессионального модуля. Диапазон выбора творческой работы значителен. Это и видео презентации по определенной теме с озвучиванием материала, это и такие творческие работы, как разработка буклетов, альбомов с кроссвордами – это составление паспортов населенных пунктов, газеты, рефераты, которые подчеркивают творческий потенциал студента, умение работать в команде, проявляя не только знания, но и выдумку и фантазию, к проявлению индивидуальных и коммуникативных способностей каждого студента, что повышает интерес студентов к учебе и осознанию того, что будущая профессия ими выбрана правильно.
2.2 Мероприятия по повышению качества освоения профессиональных
Компетенций
Несмотря на многообразие форм и методов проведения занятий, на мой взгляд, их все же следует усовершенствовать, для чего необходимо соответствующее методическое обеспечение и материально-техническая база.
Для более лучшего освоения профессиональных модулей в сфере земельно-имущественных отношений целесообразно, чтобы у каждого студента на рабочем столе во время проведения как теоретических, так и практических занятий имелся ПК, наличие которого позволит студенту научиться ориентироваться в сложном лабиринте действующего законодательства в сфере земельно-имущественных отношений, уметь работать в автоматизированных системах кадастра , технической инвентаризации государственной регистрации, уметь работать в кадастровой карте; применять шаблоны гражданско-правовых договоров и иных документов, составлять межевые дела, разбираться в документации по ведению земельного баланса, моделировать паспорта населенных пунктов, выполняя определенную работу по землеустройству, составлять документы по административным правонарушениям, поскольку, выполнение указанных документов – это объемный процесс.
Для реализации указанного, необходимо иметь комплексную информационную систему АИС – кадастр; АИС – юстиция и др.
Наличие обеспечения каждого студента ПК и соответствующими АИС – системами позволит приблизить процесс обучения к тем профессиональным условием, в которые выпускник окунется после окончания учебного заведения и позволит колледжу выпустить в жизнь именно конкурентоспособного специалиста.
Заключение
С развитием современного рынка в сфере земельно-имущественных отношений и внедрением в них исследовательского процесса, увеличивается поток и объем информации обязательной для усвоения студентами специальности 21.02.05. «Земельно-имущественные отношения» и в первую очередь объем правовой информации. Из этого вытекает следующее, что информация быстро устаревает, нуждается в обновлении и то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти может удовлетворить современные требования.
В связи с этим выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать все новую и новую информацию, развивать такие способности, которые бы позволили сохраниться и после завершения образования, тем самым обеспечить специалист возможность не отставать от научно-технического прогресса, быть всегда востребованным.
А для этого необходимы новые подходы и новые методы обучения, которые могли бы научить студента учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. И как раз, здесь уместно сказать об активных методах обучения, которые позволяют создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков у студентов. Они окажут большое влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности, вооружат их основными знаниями, помогут сформировать профессиональные и общие компетенции, тем самым помогут воспитать грамотного, востребованного в сфере земельно-имущественных отношений специалиста.
Спасибо за внимание!