Давление насыщенных паров
Давление насыщенных паров, т.е. давление пара, находящегося в равновесии с жидкостью при данной температуре, является одним из показателей испаряемости бензинов.
По давлению насыщенных паров можно судить о наличии легко испаряющихся фракций в бензине, способных образовывать паровые пробки, о его пусковых свойствах, а также о возможных потерях при хранении и огнебезопасности.
Давление насыщенных паров летних бензинов составляет 66,7 кПа, а зимних 66,7…93,3 кПа.
Детонационная стойкость бензинов
Процесс сгорания рабочей смеси приходит плавно с почти полным протеканием реакции окисления топлива и средней скоростью распространения пламени 10…40 м / с.
Когда скорость распространения пламени резко возрастает и достигает 1500…2000 м / с, возникает детонационное сгорание.
Детонация топлива, вызывающая ненормальную работу двигателя, является следствием накопления перекисей в рабочей смеси и их взрывным воспламенением.
Детонация сопровождается металлическими стуками, появлением в отработавших газах черного дыма, падением мощности и перегревом двигателя, главным последствием которой является механическое повреждение деталей.
Последствия детонации
Факторы влияющие на возникновение детонации
- Химический состав и количество используемого топлива, его соотношение с воздухом;
- Величина остаточных газов в цилиндре двигателя;
- Температура и давление в цилиндре двигателя;
- Конструкция камеры сгорания.
Эти факторы способствуют образованию перекисей, следовательно увеличивают детонацию топлива в двигателе.
Схема смесеобразования в карбюраторном двигателе
При увеличении частоты вращения коленчатого вала детонация уменьшается, так как при этом сокращается время, отводимое на сгорание рабочей смеси и на окисление топлива.
Форма камеры сгорания имеет большое значение, так как время, в течении которого пламя от свечи дойдет до крайних точек цилиндра увеличивается, вероятность образования перекисей возрастает и возникает детонация.
При увеличении размера цилиндра возрастает длинна пути, которое проходит пламя, следовательно повышается вероятность образования перекисей.
При неправильном выборе марки свечей зажигания возможен недостаточный отвод тепла от нее, а раскаленная свеча может сама служить источником детонации.
Нагарообразование на стенках головки цилиндра и днище поршня сильно ухудшает их теплопроводность, вследствие чего повышается температура газов в процессе сгорания. Отложившийся нагар, также уменьшает объем камеры сгорания и увеличивает степень сжатия, что приводит к детонации.
При изменении момента зажигания изменяются температура и давление процесса сгорания смеси, а также температура днища поршня и головки цилиндра, поэтому увеличение угла опережения зажигания задерживает воспламенение топлива и вызывает детонацию.
Углеводородный состав топлива решающим образом влияет на появление и интенсивность детонации.
Топливо состоящее из нормальных парафиновых углеводородов, легко окисляется образуя перекиси и детонирует при низкой степени сжатия.
Ароматические и изопарафиновые углеводороды обладают высокой детонационной стойкостью, образуют мало перекисей или вовсе не образуют.
Степень сжатия – это основной фактор, определяющий возникновение детонации. С увеличением степени сжатия смеси возрастают температура и давление в цилиндре двигателя, что способствует образованию кислых соединений.
Индикаторная диаграмма процесса горения рабочей смеси
Детонация возникает в тех случаях, когда концентрация перекисей в порции топливовоздушной смеси, сгорающей на конечном этапе, достигает критического значения.
Для подавления детонации при эксплуатации карбюраторных двигателей используют уменьшение угла опережения зажигания, прикрытие дросселя и увеличение скорости вращения коленчатого вала.
Октановое число
Мерой детонационной стойкости бензинов является октановое число , отражающее процентное содержание изооктана в искусственно приготовленной смеси, состоящей из изооктана и нормального гептана и по своей детонационной стойкости равноценной испытуемому топливу.
Методы определения октанового числа
Моторный Исследовательский
900 об/мин 600 об/мин
150 ° С без подогрева
Установки для определения октанового числа
Универсальная установка УИТ – 85 служит для одновременного определения октанового числа моторным и исследовательским методом.
Разность между показателями может составлять от 2 до 12 и называется чувствительностью бензина .
Методы повышения октанового числа
Методы повышения детонационной стойкости бензинов:
- воздействие на их химический состав;
- добавление в бензины до 40% высокооктановых компонентов;
- введение небольшого количества
присадок – антидетонаторов.
Стабильность бензинов
Физическая стабильность
Наиболее глубокие изменения свойств бензина возможны в результате двух физических процессов: нарушения однородности бензина вследствие выпадения кристаллов высокоплавких углеводородов и испарения его легких фракций.
Замерзание отечественных бензинов происходит при очень низких температурах (ниже – 60 °С).
Химическая стабильность
Химическое изменение бензина происходит в результате окисления непредельных углеводородов, образующих смолы при длительном хранении.
Склонность топлив к окислению и смолообразованию при их длительном хранении характеризуется индукционным периодом.
Чем больше индукционный период, тем стабильнее бензин и тем дольше его можно хранить (от 6 мес. до 6 лет).
Индукционный период обычных бензинов составляет 600…900 мин, бензинов со знаком качества 1200 мин.
Коррозионные воздействия бензинов на металлы
Коррозионные свойства бензинов определяется содержанием в них органических кислот, водорастворимых кислот и щелочей, а также сернистых соединений.
Органические кислоты
вызывают ускоренный износ вкладышей коренных и шатунных подшипников, втулок верхней головки шатуна и других деталей.
Сернистые соединения
вызывают коррозию цилиндропоршневой группы двигателя.
При увеличении содержания серы в бензине с 0,05 до 1,0% износ двигателя возрастает в 1,5…2 раза.
Механические примеси и вода
Согласно стандартам бензины не должны содержать механических примесей и воды, это является важным фактором повышения надежности работы и долговечности двигателей.
Домашнее задание:
Повторить пройденный материал по теме «Автомобильные бензины»
Спасибо за внимание !!!