В презентации представлен авторский курс "Жанровое многообразие лирики" как проект, позволяющий не только развить литературные творческие способности учеников, но и воспитать квалифицированного читателя, любящего и понимающего литературу.
Просмотр содержимого документа
«Презентация авторского курса "Жанровое многообразие лирики" для учащихся основной школы»
Авторский курс
Цели проекта:
- помочь обучающимся овладеть основами «изящной словесности»;
- развить творческие способности;
- овладеть практикой стихосложения.
Задачи проекта:
- Способствовать становлению духовной культуры подростка, осмыслению его внутренних интересов и запросов;
- Вызвать естественное желание через поэтико-художественную речь передать собственное душевное эмоциональное состояние;
Помочь выражению своего «я», наделенного яркостью и неповторимостью субъектно-личностного восприятия мира;
Установить гармоническую взаимосвязь с окружающим миром.
Психологическая основа литературных творческих способностей:
- Особое отношение к миру , преодолевающее раздельность человека и мира;
- Человек чувствует одновременно и единство и единственность всех предметов и явлений в мире;
- Он по-другому начинает видеть , слышать и
чувствовать;
- Осознаёт необходимость творчества и невозможность
молчать и бездействовать.
Этапы творческого развития ребенка:
- обучение и подражание;
- пробы;
- научение;
- овладение ремеслом;
- потребность в творчестве, интерес к творчеству;
- поиск;
- пробы;
- отдельные творческие находки;
- привычка к творчеству;
- творчество.
Уровни способностей к литературному творчеству:
1.Уровень эстетического отношения к окружающему миру.
Составляющие:
Эстетическая позиция.
Поэтическое восприятие:
-яркое образное виденье;
-эмоциональное переживание восприятия;
-поэтическая зоркость;
-наблюдательность.
- Составляющие: Эстетическая позиция. Поэтическое восприятие: -яркое образное виденье; -эмоциональное переживание восприятия; -поэтическая зоркость; -наблюдательность.
- Составляющие: Эстетическая позиция. Поэтическое восприятие: -яркое образное виденье; -эмоциональное переживание восприятия; -поэтическая зоркость; -наблюдательность.
- Составляющие: Эстетическая позиция. Поэтическое восприятие: -яркое образное виденье; -эмоциональное переживание восприятия; -поэтическая зоркость; -наблюдательность.
2.Уровень творческого воображения;
3.Уровень овладения точным и вырази-
тельным литературным языком.
Составляющие :
- богатство словесны х ассоциаций; чувство языка; эмоциональность языка; выразительность.
- богатство словесны х ассоциаций; чувство языка; эмоциональность языка; выразительность.
- богатство словесны х ассоциаций;
- чувство языка;
- эмоциональность языка;
- выразительность.
4.Уровень овладения художественными средствами поэтики.
Жанровое многообразие лирики
(факультативный (элективный) курс для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школ)
(На основе “ Альтернативной технологии литературного образования ” В.И. Тюпы)
1. Принцип построения – жанровый.
2. Каждый раздел программы подчинён :
- максимально возможной возрастной доступности произведений;
- учёту психологических особенностей детского и подросткового восприятия ;
- исторической логике становления.
Оптимальный результат для обучающихся:
- уметь написать стихотворный текст в соответствии с требованием определенного жанра;
- собственное стихотворчество;
- уметь анализировать лирическое произведение по законам стихосложения.
Новизна проекта
- Ученик осваивает литературу через семиотику жанра и сочиняет тексты по заданному образцу, что делает его полноправным участником создания литературного произведения.
- Систематическая творческая деятельность способствует развитию различных уровней литературных творческих способностей учащихся.
- Создаются условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации творческих возможностей.
- Воспитывается высококвалифицированный читатель, любящий и понимающий литературу.
Результаты внедрения технологии. Клуб «Юный поэт» (с 2011 года)
С 2011 по 2016 гг. занималось 122 учащихся 5-9 классов.
- 100 учащихся – победители и лауреаты региональных, областных , муниципальных конкурсов детского литературного творчества.
- 14 учеников – победители и призёры предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.
- 4 ученика – участники Всероссийских олимпиад.
- 1 ученик – участник жюри международного кинофестиваля “ Новое кино. ХХ I век ” .