СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Басни Эзопа"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня — один из древнейших литературных жанров, -короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Басни Эзопа"»

Урок литературы в 5 классе  Басни Эзопа  Автор : Салимова Мадина Ганиятулловна, у читель литературы МБОУ гимназии г.Сафоново Смоленской обл.

Урок литературы в 5 классе Басни Эзопа

Автор : Салимова Мадина Ганиятулловна,

у читель литературы МБОУ гимназии

г.Сафоново Смоленской обл.

Цели: Показать  роль басни в литературе разных времён и народов,  обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы:  басня, мораль, аллегория, метафора, ирония; Формировать  навыки выразительного чтения, внимание к художественной детали; Способствовать развитию  образного и аналитического мышления,  творческой фантазии .

Цели:

  • Показать
  • роль басни в литературе разных времён и народов,
  • обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей;
  • закрепить изученное по теории литературы:

басня, мораль, аллегория, метафора, ирония;

  • Формировать
  • навыки выразительного чтения,
  • внимание к художественной детали;
  • Способствовать развитию
  • образного и аналитического мышления,
  • творческой фантазии .

Басня Басня — один из древнейших литературных жанров, короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею. 

Басня

Басня — один из древнейших литературных жанров,

  • короткий занимательный рассказ в стихах или прозе с обязательным нравоучительным выводом. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе.

Мораль – нравоучение, поучение. Басня содержит мораль, чтобы автор мог показать собственное отношение к рассказанному в басне, донести до читателя авторскую идею. 

Приёмы баснописцев    - При помощи каких приёмов писатели-  баснописцы выражали свои мысли?   - Аллегория – иносказание; метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления; ирония – скрытая насмешка, иносказание).  

Приёмы баснописцев

 

  • - При помощи каких приёмов писатели-

баснописцы выражали свои мысли?

 

  • - Аллегория – иносказание;
  • метафора – употребление слов в переносном значении для определения предмета на основе сходства значения, уподобления;
  • ирония – скрытая насмешка, иносказание).

 

Аллегория Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные. Они не имеют собственных имён. За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами и недостатками.  

Аллегория

  • Иносказание в басне заключается в том, что главными героями являются животные.
  • Они не имеют собственных имён.
  • За их обобщёнными образами скрываются люди с их характерами
  • и недостатками.

 

Эзоп   (VI—V в. до н. э.)   - полулегендарный раб  с острова Самос,  живший в VI в. до н. э., автор множества басен,  ставших достоянием  европейской – земной культуры. Его сюжетами пользовались  такие мастера басни, как  Лафонтен и Крылов. Его афоризмы вошли в нашу жизнь...  Эзо́п 150 до н. э. Рим (Villa Albani коллекция)

Эзоп (VI—V в. до н. э.)

  • - полулегендарный раб

с острова Самос,

живший в VI в. до н. э.,

  • автор множества басен,

ставших достоянием

европейской – земной культуры.

  • Его сюжетами пользовались

такие мастера басни, как

Лафонтен и Крылов.

  • Его афоризмы вошли в нашу жизнь...

Эзо́п 150 до н. э. Рим

(Villa Albani коллекция)

Эзопов язык Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?    - Иносказательное выражение мыслей.    - С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?    - Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.

Эзопов язык

  • Благодаря Эзопу в обиходе появилось выражение «Эзопов язык». Что означает это выражение?

 

- Иносказательное выражение мыслей.

 

  • - С какой целью поэты пользовались Эзоповым языком?

 

- Эзопов язык, понятный искушённому читателю, позволял избегать преследований властей и выражать запретные мысли при помощи различных приёмов.

Эзоп Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.  Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт. Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Эзоп

  • Известно, что Эзоп был рабом. Благодаря своему уму он добился свободы.
  • Даже правители Греции прислушивались к его советам, выраженным в иносказательной форме. В своих баснях под видом животных Эзоп высмеивал глупость, жадность и другие пороки людей. Многие принимали это на свой счёт.

Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.  Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека. Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)
  • Чтобы отомстить Эзопу, обиженные им люди подложили в его котомку золотую чашу, украденную из храма. Согласно легенде, когда Эзопа схватили, его должны были либо казнить, либо он снова должен был признать себя рабом – и тогда хозяин уплатил бы штраф, а Эзоп сохранил бы жизнь.
  • Эзоп не захотел терять свободу и выбрал смерть свободного человека.

Картина Диего Веласкеса (1639 – 1640)

 Басня «Крестьянин и дети» Один крестьянин-виноградарь  Участок свой из края в край  Возделывал всегда, как надо,  Чтоб был высоким урожай.   Поняв, что дни уж сочтены,  Подумал, как найти бы средство,  Чтоб глупые еще сыны  Не растранжирили наследство.   Вот, сыновей к себе позвав,  Сказал, лозу не указав,  Что под лозой зарытый клад  В наследство им оставить рад.

Басня «Крестьянин и дети»

Один крестьянин-виноградарь

Участок свой из края в край

Возделывал всегда, как надо,

Чтоб был высоким урожай.

Поняв, что дни уж сочтены,

Подумал, как найти бы средство,

Чтоб глупые еще сыны

Не растранжирили наследство.

Вот, сыновей к себе позвав,

Сказал, лозу не указав,

Что под лозой зарытый клад

В наследство им оставить рад.

 Басня «Крестьянин и дети» Он умер. Сыновья, не зная  Где спрятан клад, лопаты взяли  И землю всю перекопали;  Клад не нашли, но урожая   Добились в этот год такого  Невиданного, право слово:  Он их обогатил стократ  Щедрее, чем заветный клад.   С тех пор известно на миру,  Что клад для человека - труд.

Басня «Крестьянин и дети»

Он умер. Сыновья, не зная

Где спрятан клад, лопаты взяли

И землю всю перекопали;

Клад не нашли, но урожая

Добились в этот год такого

Невиданного, право слово:

Он их обогатил стократ

Щедрее, чем заветный клад.

С тех пор известно на миру,

Что клад для человека - труд.

Басни Эзопа

Басни Эзопа

Ворон и лисица.      Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».   Вспомните аналогичную басню И.А.Крылова .

Ворон и лисица.  

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дерево. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос: выпустил он мясо и закаркал. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».

 

Вспомните аналогичную басню И.А.Крылова .

Русский преемник Эзопа

Русский преемник

Эзопа

Источники bookz.ru/authors/ezop/basni_176.html копия ещё http://ru.wikipedia.org/wiki/ Файл: Diego_Velasquez,_Aesop.jpg Анастасия Федоркова. Иллюстраиция к басне Эзопа

Источники

  • bookz.ru/authors/ezop/basni_176.html копия ещё
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ Файл: Diego_Velasquez,_Aesop.jpg
  • Анастасия Федоркова. Иллюстраиция к басне Эзопа "Крестьянин и дети" –2010-08-20 17:02:03 freelance.ru/users/Nastenka/?work=559
  • БАСНИ Эзопа и Трубниковой Надежды Михайловны

© Copyright Трубникова Надежда Михайловна ([email protected])

Размещен: 19/03/2009, изменен: 19/03/2009. 14k.

Благодарю за внимание!

Благодарю

за внимание!