Учитель истории и обществознания Гусарова Надежда Александровна
Учитель русского языка и литературы Сергина Ирина Владимировна
с инхронизация и интеграция предметной информации, получаемой учащимися на уроках истории и литературы
- изучение исторических событий разных эпох;
- освещение их в литературном произведении.
Работа со схемой Полтавской битвы
Работа с текстом поэмы Пушкина А.С. «Полтава»
Синхронизация информации
Литература
5 класс . Древнерусская литература
«Повесть временных лет»
Лермонтов М.Ю. «Бородино»
Толстой Л.Н. «Кавказский пленник»
Тургенев И.С. «Муму»
6 класс Пушкин А.С. «Дубровский»
Лесков Н.С. «Левша»
7 класс Некрасов Н.А. «Русские женщины»
Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
8 класс Гоголь Н.В. «Ревизор»
История
6 класс «Культура древнерусского государства»
8 класс «Отечественная война 1812 года»
«Кавказская война»
7-8 класс « Крепостное право»
8 класс «Восстание декабристов»
7 класс « Крестьянская война»
8 класс « Николаевская Россия»
I .Последовательный
II .Параллельный
Николаевская Россия
в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»
Роман «о веке минувшем».
Изображение пугачевского
бунта в произведении
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Бл 1
Бл 2
Бл 3
Бл 4
Э2
Э1
Э3
Изображение Полтавской битвы в поэме
А.С. Пушкина «Полтава»
III . Смешанный
.
Э3
Э2
Э1
история
литература
искусство
IV . Опоясывающий
Урок литературы, истории, географии
«Синие горы Кавказа в жизни и творчестве Лермонтова М.Ю.»
При изучении темы привлекаются сведения
из разных предметов
- Эвристическая беседа
- Учебная дискуссия
- Поисковая работа
- Анализ конкретных ситуаций
- Индивидуальные задания
- Групповая работа
- Самостоятельная работа
- Игровые приемы обучения
- Синхронизация предметов учебного плана
- Создание среды для здоровьесбережения школьников
- Углубление знаний обучающихся
- Поиск модели сотрудничества
- Формирование универсальных учебных действий
Сравните картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и изображение заключительной сцены комедии. Найдите сходство? Каково его значение?
Найдите характеристики обоих полководцев и сделайте выводы о предопределенности исхода Полтавского боя
1. Лишь ты воздвиг. Герой Полтавы,
Огромный памятник себе…
2. … И горд, и ясен
И славы полон взор его…
3. ..Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,
Бог весть какому счастью верит; он силы новые врага Успехом прошлым только мерит- сломить ему его рога.
1 … Его глаза. Сияют,
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идет…
2. …И злобясь видит… могучий
Уже не расстроенные тучи
Несчастных нарвких беглецов,
А нить полков блестящих, стройных…
3. ..Он в думу тихо погрузился,
Смущенный взор изобразил
Необычайное волнение.
Какая жизнь, такие песни
Народной песне отведена значительная роль в романе.
Определите, к каким главам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» поставлены в качестве эпиграфа эти песенные строки. К каким персонажам они относятся. (прокомментируйте свой выбор)
Глава I Сержант гвардии
Глава II Вожатый
Глава III Крепость
Глава IV Поединок
Глава V Любовь
Глава VI Пугачевщина
Глава VII Приступ
Глава VIII Незваный гость
Глава IX Разлука
Глава X Осада города
Глава XI Мятежная слобода
Глава XII Сирота
Глава XIII Арест
Глава XIV Суд
1. Сторона ль моя, сторонушка,
Сторона незнакомая!
Что не сам ли я на тебя зашел,
Что не добрый ли да меня конь завез:
Завезла меня, доброго молодца,
Прытость, бодрость молодецкая
И хмелинушка кабацкая.
2. Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.
3. Мы в фортеции живем,
Хлеб едим и воду пьем;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку:
Зарядим картечью пушку .
Живые картины (инсценирование)
«Живые картины» - так в XVIII и XIX веках называли театрализованные представления. Вам предлагается «оживить» полотно художника
С. Герасимова «Суд Пугачева», используя отрывок из повести , начиная со слов «Я вошел в избу, или во дворец, как называли её мужики» - и заканчивая фразой:
«… утро вечера мудренее. Завтра посмотрим, что с ним сделаем.»