Тема урока:
«Численность и воспроизводство населения мира»
Задачи урока:
1. Познакомиться с основными поня-
тиями наук, изучающих население;
2. Рассмотреть и проанализировать ди-
намику изменения численности насе-
ления мира;
3. Выявить долю ЭРС и РС в мировом
населении;
4. Рассмотреть типы воспроизводства
населения разных стран.
Основные понятия урока:
Воспроизводство, естественный прирост,
демографический взрыв, демографическая
политика, типы воспроизводства,
демография, раса, этнос.
ЭТНОГЕОГРАФИЯ
- наука о происхождении народов и взаимоотношениях между ними .
исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные,
передаваемые по наследству внешние признаки.
Раса -
Науки о население :
1. Науки, изучающие население. Основные понятия.
наука о закономерностях воспроизводства населения,
изучающая его численность, естественный прирост,
возрастной и половой состав.
ДЕМОГРАФИЯ
- наука о закономерностях воспроизводства населения , изучающая его численность, естественный
прирост , возрастной и половой состав.
Демография -
негроидная австралоидная европеоидная монголоидная
Этнос -
исторически возникшая устойчивая соц. группировка людей,
связанных общностью самосознания, территории, языка и
культуры.
наука о происхождении народов и взаимоотношениях
между ними
Этногеография -
Основные понятия:
это совокупность процессов рождаемости, смертности и
естественного прироста, которые обеспечивают смену
поколений.
Воспроизводство -
разница между числом родившихся и числом
умерших за определенный период времени.
Естественный прирост -
положительный отрицательный
Демографический взрыв -
резкое ускорение темпа роста численности
населения за относительно короткий период
времени.
1. Науки, изучающие население. Основные понятия.
наука о закономерностях воспроизводства населения,
изучающая его численность, естественный прирост,
возрастной и половой состав.
Демография -
наука о происхождении народов и взаимоотношениях
между ними
Этногеография -
Основные понятия:
Воспроизводство -
это совокупность процессов рождаемости, смертности и
естественного прироста, которые обеспечивают смену
поколений.
разница между числом родившихся и числом
умерших за определенный период времени.
Естественный прирост -
положительный отрицательный
Демографический взрыв -
резкое ускорение темпа роста численности
населения за относительно короткий период
времени.
Раса -
исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные,
передаваемые по наследству внешние признаки.
негроидная австралоидная европеоидная монголоидная
Этнос -
исторически возникшая устойчивая соц. группировка людей,
связанных общностью самосознания, территории, языка и
культуры.
млн чел.
С начала Х I Х века в мире было более 2000 переписей. В настоящее время в мире не осталось стран, в которых не было бы переписи. 1975 – 1985 годы ООН объявила десятилетием переписи населения, 191 страна провела перепись, охвачено было 95% мирового населения.
По подсчетам статистов-демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд человек.
Со второй половины ХХ века быстрый рост на-селения приобрел характер демографического взрыва. Рассмотрите график, восколько раз увеличился ежегод-ный прирост населения по сравнению с серединой ХХ в.
ЗАДАНИЕ.
Определите, насколько человек увеличилась численность насе-ления Земли за 2000 год?
ЕЖЕГОДНЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ МИРА
В каком году произошел пик демогра-фического взрыва?
Г О Д
График. Динамика численности населения мира с начала нашей эры.
По прогнозам ООН, численность населения земного шара достигнет 10 млрд человек к середине ХХ I века.
- развитые страны
- развивающиеся страны
1990 г.
Китай
Индия
2002 г.
1139
851
США
Китай
250
Индия
1292
2050 г. (прогноз)
Индонезия
Индия
1045
США
Бразилия
188
1531
281
Китай
151
Индонезия
Россия
США
1395
Бразилия
Япония
148
231
408
Пакистан
Пакистан
176
124
Пакистан
Россия
114
Бангладеш
Индонезия
148
348
Нигерия
Нигерия
Бангладеш
110
294
145
87
133
258
Бангладеш
Нигерия
130
255
Япония
Бразилия
127
Эфиопия
233
171
Конго
152
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте график, опираясь на следующие вопросы:
1. Как менялась численность населения мира до 17 в?
2. Почему, начиная с 17 в. в мире начинается демографи-ческий взрыв?
3. Какова динамика численности населения в настоящее время? Причины такой динамики.
4. Прогноз на будущее. Вывод.
График. Динамика численности населения мира с начала нашей эры.
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте график, опираясь на следующие вопросы:
1. Как менялась численность населения мира до 17 в?
2. Почему, начиная с 17 в. в мире начинается демографи-ческий взрыв?
3. Какова динамика численности населения в настоящее время? Причины такой динамики.
4. Прогноз на будущее. Вывод.
Доля экономически развитых и развивающихся стран в мировом населении (в %)
В экономически развитых стра-нах среднегодовой прирост насе-ления составляет в среднем 0,3%, в развивающихся странах – 1,7%.
Поэтому 90% всего мирового прироста населения приходится на развивающиеся страны и их доля в мировом населении продолжает возрастать.
Выбери правильный ответ.
1. Демографический взрыв характерен для стран:
Восточной Европы
2. В настоящее время численность насе-ления мира приближается к (млрд чел.)
Азии, Африки, Лат. Америки
5
3. Лидером по численности населения яв-ляется:
Австралии и Океании
Индия
10
4. Пик демографического взрыва произо-шел в:
7
1950 гг.
Китай
США
1970 гг.
2000 гг.
Проанализируйте диаграмму опираясь на следующие вопросы:
1. Какова доля и динамика численности населения в развитых и
развивающихся странах?
2. Каковы, по вашему мнению, причины такой динамики?
3. Сделайте прогноз и вывод.
ОТВЕТЫ
Доля экономически развитых и развивающихся стран в мировом населении (в %)
Проанализируйте диаграмму опираясь на следующие вопросы:
1. Какова доля и динамика численности населения в развитых и
развивающихся странах?
2. Каковы, по вашему мнению, причины такой динамики?
3. Сделайте прогноз и вывод.
правильный ответ.
1. Демографический взрыв характерен для стран:
Азии, Африки, Лат. Америки
2. В настоящее время численность населения мира приближается к (млрд чел.)
3. Лидером по численности населения является:
7
4. Пик демографического взрыва произошел в:
Китай
1970 гг.
НАЗАД
ВОСПРОИЗВОДСТВО
Рост численности населения зависит от характера воспроиз-водства.
В настоящее время выделяют два типа воспроизводства насе-ления (см. схему).
ПЕРВЫЙ ТИП
ВТОРОЙ ТИП
(РАСШИРЕННЫЙ – демографическая весна )
(СУЖЕННЫЙ – демографическая зима)
I
Характеристика
типа:
Характеристика
II
типа:
невысокая
Рождаемость -
Рождаемость -
высокая
Смертность -
невысокая
Смертность -
низкая
Естественный
Естественный
до 12 чел. на 1000 жит.
прирост -
прирост -
свыше 12 чел. на 1000 жит.
Задание:
ЗАДАНИЕ. Рассмотрите карту.
В каких регионах мира получил распространение I тип воспроизвод-ства, а в каких – II тип.
1. Откройте учебник на
стр
. 49, карта №13 «Воспроизводство населения».
2. Проанализируйте карту: какие страны и регионы мира
относятся к
типу, сделайте вывод.
II
типу, какие ко
I
На следующем слайде будут рассмотрены причины, вызы-вающие разные типы воспро-изводства в развитых и разви-вающихся странах.
РАСШИРЕННЫЙ ТИП
СУЖЕННЫЙ ТИП
На рисунке показаны половозрастные пирами-ды для развивающихся и развитых стран. Длина каждой полосы соответ-ствует указанному коли-честву людей.
МУЖЧИНЫ
ЖЕНЩИНЫ
ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ НЕВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ ( I тип)
- высокий уровень социально-экономического развития;
- высокий уровень урбанизации (в сельской местности рождаемость выше, в городах - ниже);
- изменение статуса женщин, эмансипация и появление новой системы ценностей;
- увеличение доли старших возрастов - старение нации;
- производственный травматизм.
ПРИЧИНЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ВЫСОКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РОЖДАЕМОСТИ ( II тип)
- низкий уровень развития экономики, с преоб-ладанием сельского хозяйства;
- невысокий уровень урбанизации (в селе рож-даемость выше);
- своеобразный общественный уклад, рели-гиозные обычаи, поощряющие многодетность;
- подневольное положение женщин, ранние бра-ки;
- использование достижений современной меди-цины для борьбы с эпидемическими заболе-ваниями;
- запреты по планированию семьи в мусуль-манских странах.
Большинство стран современного мира стремятся управлять воспроизводством населения, проводя государственную демогра-фическую политику .
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИКА
- ЭТО СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕС-КИХ, ПРОПАГАНДИСТСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ ГОСУДАРСТВО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА РОЖДАЕ-МОСТЬ В ЖЕЛАТЕЛЬНОМ ДЛЯ СЕБЯ НАПРАВЛЕНИИ.
НАПРИМЕР …
В конституции Китайской Народной Республики говорится о том, что супруги должны осуществлять плановое деторождение. Создан комитет по планово-му деторождению, на рождение ребенка надо получить разрешение местных властей. Установлен более поздний возраст для вступления в брак. В период учебы в институте браки не разрешаются. Осуществление этой политики уже дало большие результаты.
Рассмотрим вопрос о
качестве населения.
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
ЭТО КОМПЛЕКСНОЕ ПОНЯТИЕ, УЧИТЫВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ:
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
(душевой доход, занятость, калорийность
питания)
КУЛЬТУРНЫЕ
(уровень грамотности, количество
библиотек, театров на душу населения)
СОЦИАЛЬНЫЕ
(уровень здравоохранения, развитие
демократических институтов)
О ДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ СЛУЖИТ ПОКАЗАТЕЛЬ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ. В СРЕДНЕМ ОН СОСТАВЛЯЕТ 66 ЛЕТ.
СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ В МИРЕ ( КОНЕЦ ХХ ВЕКА )
САМЫЙ НИЗКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
36 лет
СЬЕРРА-ЛЕОНЕ
ГВИНЕЯ
ГАМБИЯ
БУРКИНА-ФАСО
САМЫЙ ВЫСОКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
80 лет
ЯПОНИЯ
АВСТРАЛИЯ
ШВЕЦИЯ
КАНАДА
П р о в е р ь с е б я.
НАУКИ О НАСЕЛЕНИИ.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ
ВОСПРОИЗВОДСТВО
НАСЕЛЕНИЯ
Дайте определения понятиям:
- Демография;
- Воспроизводство;
- Естественный прирост;
- Демографический взрыв;
- Демографическая политика;
- Типы воспроизводства;
- Демография;
- Раса;
- Этнос.
- Какова динамика численности населения мира? Сколько жите-лей на нашей планете?
- Чему равен ежегодный прирост населения?
- Назовите десятку стран-лидеров по населению?
- Какова доля экономически раз-витых и развивающихся стран в мировом населении?
1. Какие типы воспроизводства существуют в современном ми-ре? Чем они отличаются друг от друга?
2. Для каких стран характерен первый тип, а для каких – второй?
3. Какие причины вызывают ра-зные типы воспроизводства?
4. Может ли государство влиять на воспроизводство населения? Приведите примеры.
КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ
- Что понимают под понятием «качество населения»?
- Что является главным показате-лем качества населения?
Если Вы ответили на данные вопросы, то можете приступать к выполнению задания к уроку.