Что такое учебный проект?
10-11
Виды самостоятельной творческой работы учащихся
Устное или письменное сообщение с целью познакомить слушателей с определённой темой, дать общую информацию, которая не требует научной проверки или доказательства.
Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в т.ч. представление различных точек зрения по данному вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов.
реферат
доклад
Работа, направленная на решение конкретной проблемы , на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата .
Работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом . Её цель приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности.
исследовательская работа
проект
Характерные особенности
- Проблема личностно значимого характера, чтобы мотивировать на поиски решения;
- ясная, реально достижимая цель ;
- проектный продукт , удовлетворяющий потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой был направлен проект.
Проект как метод обучения
Учебный проект – это самостоятельное, развёрнутое решение учеником, или группой учеников какой-либо проблемы научно-исследовательского, творческого или практического характера.
Этапы в создании проектов
Выбор проблемы.
Постановка целей.
Постановка задач (подцелей).
Информационная подготовка.
Образование творческих групп. (по желанию)
Внутригрупповая или индивидуальная работа.
Внутригрупповая дискуссия.
Общественная презентация.
Этапы работы над проектом
Возникновение первичного мотива к деятельности. Наделение проблемы личностным смыслом.
Проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата .
2.
целеполагание
1. проблематизация
5.
рефлексия
Какой жизненный опыт приобретён, как изменился взгляд на проблему, что узнал, чему научился.
Определяются задачи и способы решения задач. Разрабатывается график реализации проекта.
Может возникнуть необходимость изменения задач и способов работы, а иногда изменяется представление автора о конечном результате.
3.
планирование
4.
реализация
Завершается проект обычно презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.
Типы проектов
Преимущества
Преимущества
- Автор получает наиболее полный и разносторонний опыт;
- Развивается личная инициатива;
- Тема может быть максимально личностно-ориентирована;
- Итоговая оценка наиболее полно отражает качество работ автора.
Недостатки
Недостатки
- Формируются навыки сотрудничества;
- Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;
- Психологический комфорт для неуверенных детей;
- Способствует групповому сплочению.
- Можно не всем учащимся проявлять активность;
- Нельзя получить всесторонний опыт по участию на всех этапах;
- Не формируется ответственность за результат;
- Труднее организовать и координировать работу.
- Не вырабатывает опыт группового сотрудничества;
- Нет возможности обогащаться опытом деятельности других;
- Работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта.
Индивидуальные
Групповые
Практико-ориентированный проект
Цель проекта
Проектный продукт
Решение практических задач заказчика проекта.
Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Практическая деятельность в определённой учебно-предметной области.
Деятельност-
ная.
Исследовательский проект
Цель проекта
Проектный продукт
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Тип деятельности учащегося
Результат исследования, оформленный установленным образом.
Формируемая компетентность
Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями.
Мыслитель-
ная
Информационный проект
Цель проекта
Проектный продукт
Сбор информации о каком-либо объекте или явлении.
Тип деятельности учащегося
Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому либо вопросу.
Формируемая компетентность
Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми, как источниками информации.
Информацион-
ная
Творческий проект
Цель проекта
Проектный продукт
Привлечение интереса публики к проблеме проекта.
Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики.
Коммуникатив-
ная
Игровой или ролевой проект
Цель проекта
Проектный продукт
Представление публике опыта участия в решении проблемы проекта.
Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.).
Тип деятельности учащегося
Формируемая компетентность
Деятельность, связанная с групповой коммуника
цией.
Коммуникатив-
ная