Дидактический макет «В деревне».
Воспитатель: Ильина
Елена Евгеньевна
Виды деятельности, в которых можно использовать макет:
- Занятия по развитию речи, окружающему миру, экологическому воспитанию.
- Занятия по ручному труду, конструированию и лепке.
- Дидактические игры.
- Режиссерские игры.
- Самостоятельная игровая деятельность детей.
Макет предполагает интеграцию следующих областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития », «Художественно-эстетического развития».
Макет является и замечательным поводом для ознакомления детей с особенностями жизни людей в деревне, и удачным выбором для активизации
режиссерской игры, и прекрасным вариантом для формирования речевой компетентности, развития творческого воображения.
Цель работы с макетом: создание условий для развития познавательной мотивации и формирования целостного представления о жизни людей в деревне.
С помощью мелких игрушек-персонажей дети отправляются в гости к бабушке и дедушке и становятся активными участниками придуманных сюжетов, соединяя реальные, сказочные и фантастические события. .
Жизнь в деревне очень сильно отличается от жизни в городе.
С помощью тематических предметов дети знакомятся с особенностями деревенского подворья. Крыша деревенского домика открывается и ребенок может самостоятельно исследовать бревенчатый дом (наличники, ставни, печь), предметы деревенского быта.
В игре дети договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию.
Дедушка с папой убирают сено.
Ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь (комментирует свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интона цию.
Ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей.
Мама с детьми помогают собирать урожай
фруктов и овощей.
Ребенок применяет полученные знания, обобщает информацию, полученную ранее, таким образом происходит развитие связной речи, развивается доказательность речи, дети учатся рассуждать, а значит развивается логическое мышление, словарь и выразительность речи.
Бабушка с внучкой носят воду из колодца.
Не менее интересным для детей является возможность дополнить макет теми или иными предметами и формами. Это позволяет воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает внешние чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Папа с сыном посыпают около дома дорожки песком.
Замысел меняется и дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные события.
Чтобы злая мачеха не ругалась, поможем Машеньки постирать белье.
Поможем Машеньке посыпать дорожки песком.
Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.
Дидактические игры с макетом способствуют развитию математических представлений и открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей.
- «Какой овощ пропустили?»
- «Что в корзинке?»
- «Соберем фрукты в саду»
- «Вершки-корешки» и т.д.
В процессе игры закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д.
Поможем Машеньке собрать урожай.
Макеты помогают формировать у детей целостное представление о мире, способствуют пониманию у детей о взаимосвязи в природе, в жизни людей, позволяют трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Опыт работы с макетами с детьми с ОВЗ показывает, что интерес детей на занятиях значительно повышается, их творческое воображение рисует образы, тем самым подталкивая детей к речевой деятельности.
Спасибо за внимание!