СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация День славянской письменности и культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация в помощь учителям для проведения Дня славянской письменности и культуры - 24 мая. В данной работе рассказывается о истории данного праздника, а также о создателях русской письменности - апостолах Кирилле и Мефодие.

Просмотр содержимого документа
«Презентация День славянской письменности и культуры»

24 мая День славянской письменности и культуры

24 мая

День славянской письменности и культуры

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры и торжественно прославляют создателей славянской письменности святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры

и торжественно прославляют создателей

славянской письменности

святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских.

Впервые День славянской письменности  в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно  адрес праздника менялся:  в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск… Праздник многолик и разнообразен. Он обращает людей  не только к истокам письменности, но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание. Праздник 24 мая далеко превосходит рамки  культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную  созидательную потребность  в осознании любви к своему народу, к своей Родине.

Впервые День славянской письменности

в современной России отмечался в 1986 году. Ежегодно  адрес праздника менялся: 

в 1986 году это был Мурманск, в 1987 году – Вологда, в 1988 году – Новгород, в 1989 году – Киев, в 1990 году – Минск…

Праздник многолик и разнообразен.

Он обращает людей

не только к истокам письменности,

но и будит творческое начало, повышает гражданскую активность, пробуждает национальное самосознание.

Праздник 24 мая далеко превосходит рамки  культуры родственных славянских народов, имеет широкий общественный резонанс, демонстрирует нашу духовную близость к древнерусской культуре и выражает огромную  созидательную потребность

в осознании любви к своему народу, к своей Родине.

В 2013 году мир  отметил 1150 лет со времени возникновения славянской письменности –  24 мая 863 года в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

В 2013 году мир

отметил 1150 лет

со времени возникновения славянской письменности – 

24 мая 863 года

в городе Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Сегодня россияне отмечают особый праздник – праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения. 24 мая – день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла, которые стали первыми просветителями Руси. 

Сегодня россияне отмечают особый праздник –

праздник родного слова, славянской культуры и христианского просвещения.

24 мая – день памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла,

которые стали первыми просветителями Руси. 

Этот день стал отмечаться в России со второй половины 19 века, но по некоторым причинам был предан забвению. Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости. 

Этот день стал отмечаться в России

со второй половины 19 века, но по некоторым

причинам был предан забвению.

Лишь с 1991 г. указом Президента Российской Федераци

и ему был присвоен статус государственного праздника, что свидетельствует о его огромной значимости. 

 История создания азбуки  Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.

История создания азбуки

Новый алфавит получил название «кириллица»

по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом.

А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.

Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия. Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.

Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица.

Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. День памяти этих святых как День славянской письменности и культуры начали праздновать в Болгарии еще в 19 веке, а затем эта традиция перешла и в другие страны: Россию, Украину, Белоруссию, Молдову. В настоящее время этому празднику посвящаются научные форумы, проводятся фестивали, выставки, книжные ярмарки, поэтические чтения, смотры художественной самодеятельности, концерты и другие разнообразные культурные мероприятия.

Кстати, за вклад святых Кирилла и Мефодия

в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев  Кирилла и Мефодия

День памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия

  История праздника 1986 г. – возрождение праздника 1991 г. – утвержден как государственный праздник Каждый год  какой-нибудь город России становится хозяином праздника Во всех городах проводятся фестивали, концерты

История праздника

  • 1986 г. – возрождение праздника
  • 1991 г. – утвержден как государственный праздник
  • Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника
  • Во всех городах проводятся фестивали, концерты
В монастырской келье узкой  В четырёх глухих стенах  О земле о древнерусской  Быль записывал монах.  Он писал зимой и летом,  Озарённый тусклым светом.  Он писал из года в год  Про великий наш народ.    Н. Кончаловская

В монастырской келье узкой В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озарённый тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. Н. Кончаловская

Славянские азбуки:  кириллица и глаголица Глаголица Кириллица  В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах  Кирилл и Мефодий

Славянские азбуки: кириллица и глаголица

Глаголица

Кириллица

В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка

на пергамент

с помощью

той глаголицы.

Начертания букв

не сохранились

Церковно-славянский алфавит

Русский алфавит

 Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, - Остромирово Евангелие - 1057 г. Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены  из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название

Древнейшая книга на Руси, написанная кириллицей, -

Остромирово Евангелие - 1057 г.

Во времена Петра Великого были внесены изменения

в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены

из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию,

но проще и более приспособлен к печатанию различных гражданских деловых бумаг. Он так и получил название " гражданский ". В 1918 году была проведена

новая реформа алфавита, и кириллица потеряла

ещё четыре буквы: ять, и(I), ижицу, фиту.

«Букварь в лицах» Кариона Истомина

«Букварь в лицах»

Кариона Истомина

Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей ( в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей ( в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича. Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания – в Московском Печатном Дворе.

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ееёвнука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлёк известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию

на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже

в старейшем центре российского книгопечатания –

в Московском Печатном Дворе.

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году

в Московском Печатном Дворе тиражом

106 экземпляров.

Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.

От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.

От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.

Содержание «Букваря» очень пёстро и многообразно.  Всего в нём более 400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами, в которых также называются предметы на нужную букву. Например, стихи на букву «К».

Содержание «Букваря» очень пёстро и многообразно.

Всего в нём более

400 рисунков. Заканчивается каждая страница стихами,

в которых также называются предметы

на нужную букву.

Например, стихи

на букву «К».

Букварь К.Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся. Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,  с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре», в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. 

Букварь К.Истомина

можно считать своеобразной детской энциклопедией,

так как тексты книг вместе

с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли

кругозор учащихся.

Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским,

с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре»,

в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. 

Подобные приёмы только через сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях.  Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал.  Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство « Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек – « имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».

Подобные приёмы только через

сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях. Одновременно с обучением чтению ребёнок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал. Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и ещё одно несомненное достоинство

« Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек –

« имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».

Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле. Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.

Ценность «Букваря» состоит ещё и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперёд в развитии книгопечатания,

в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIII веке.

И будет славить  Русь родная  Святых апостолов славян,  И, сладким звуком их имён  Свои молитвы оглашая,  Из века в век, из рода в род  Она их память соблюдёт!

И будет славить  Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдёт!