СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Дисграфия"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

исследовать причины возникновения дисграфии,симптомы,механизмы и анализировать ошибки при письме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Дисграфия"»

Исследования на тему «ДИСГРАФИЯ»  учитель – логопед МОУ СОШ № 2  Альваева Наталия Николаевна

Исследования на тему

«ДИСГРАФИЯ»

учитель – логопед

МОУ СОШ № 2

Альваева Наталия Николаевна

Анализ обследований устной и письменной речи показал: дислексией и дисграфией страдают  6 – 8 % младших школьников. У мальчиков такие дефекты встречаются в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Анализ обследований

устной и письменной

речи показал:

дислексией и дисграфией страдают

6 – 8 % младших школьников.

У мальчиков такие дефекты встречаются

в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет. Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Леонардо Да Винчи писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет.

Ханс Кристиан Андерсен. Поначалу редакторы возвращали ему рукописи, даже не дочитав их до конца, и по Копенгагену долго ходили слухи о «потрясающе неграмотном авторе». В одной газете написали: «Человек, который так глумится над своим языком, не может быть писателем». И это почти правда – обычно дислектики выбирают себе профессию, не связанную с чтением и письмом.

Дисграфия- частичное нарушение процесса письма, повторяющихся ошибках проявляющееся в стойких,, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дисграфия-

частичное нарушение процесса письма, повторяющихся ошибках проявляющееся в стойких,, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Г.М.ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ Г.М.ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ

ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ

ОРГАНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА

Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Симптомы дисграфий Речевые симптомы Ошибки на уровне предложения Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д .  Неречевые симптомы

Ошибки на уровне буквы

Ошибки на уровне слова

Симптомы дисграфий

Речевые симптомы

Ошибки на уровне предложения

Неврологические нарушения, нарушение познавательной деятельности, памяти, восприятия, внимания, моторики, зрительно-пространственных ориентировок и.т.д .

Неречевые симптомы

Симптомы дисграфий: Речевые симптомы: Ошибки на уровне буквы. Ошибки на уровне слова. Ошибки на уровне предложения. Неречевые симптомы. Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти, внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

Симптомы дисграфий:

Речевые симптомы:

  • Ошибки на уровне буквы.
  • Ошибки на уровне слова.
  • Ошибки на уровне предложения.

Неречевые симптомы.

Неврологические нарушения, нарушения познавательной деятельности, памяти, внимания, моторики, зрительно – пространственных ориентировок и т.д.

Дисграфия  Артикулятор- но-акустическая Акустичес- кая Оптичес- кая Аграммати- ческая Отражение в письме Неправильного звукопроизношения Нарушение фонемного распознавания Недоразвитие грам- матического строя речи Недоразвитие зри- Тельного гнозиса, Пространственных представлений

Дисграфия

Артикулятор-

но-акустическая

Акустичес-

кая

Оптичес-

кая

Аграммати-

ческая

Отражение в письме

Неправильного

звукопроизношения

Нарушение

фонемного

распознавания

Недоразвитие грам-

матического строя

речи

Недоразвитие зри-

Тельного гнозиса,

Пространственных

представлений

Процесс письма Речедвигательный анализатор Речеслуховой анализатор Речезрительный анализатор Двигательный анализатор

Процесс письма

Речедвигательный

анализатор

Речеслуховой

анализатор

Речезрительный

анализатор

Двигательный

анализатор

Специфические операции, входящие в процесс письма Анализ звукового  состава слова, подлежащего записи 2.  Уточнение звуков 1.Определение последова- тельности и количества звуков Перевод фонем в графемы «Перешифровка» зрительных схем букв в кинети- ческую систему последовательных движений

Специфические операции, входящие в процесс письма

Анализ звукового состава слова,

подлежащего записи

2. Уточнение звуков

1.Определение последова-

тельности и количества

звуков

Перевод фонем в графемы

«Перешифровка» зрительных схем букв в кинети-

ческую систему последовательных движений

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий: Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение. Акустическая – нарушение фонемного распознавания. Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи. Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений.

Проанализировав ошибки детей при письме, выделяем часто встречающиеся виды дисграфий:

  • Артикулярно – акустическая – отражение в письме, неправильное произношение.
  • Акустическая – нарушение фонемного распознавания.
  • Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи.
  • Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса пространственных представлений.
 МЕХАНИЗМЫ ДИСГРАФИЙ   1.Неправильное произношение звуков. 2.Недостаточность слуховых дифференцировок. 3.Нарушение языкового анализа и синтеза. 4.Недоразвитие грамматического строя речи. 5.Несформированность зрительно- пространственных функций.

МЕХАНИЗМЫ ДИСГРАФИЙ

1.Неправильное произношение звуков.

2.Недостаточность слуховых дифференцировок.

3.Нарушение языкового анализа и синтеза.

4.Недоразвитие грамматического строя речи.

5.Несформированность зрительно- пространственных функций.

 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ   1.Артикулярно-акустическая. 2.На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая. 3.На почве нарушения языкового анализа и синтеза. 4.Аграмматическая. 5.Оптическая.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИЙ

1.Артикулярно-акустическая.

2.На основе нарушения фонемного распознавания или акустическая.

3.На почве нарушения языкового анализа и синтеза.

4.Аграмматическая.

5.Оптическая.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА: Речедвигательный анализатор. Речеслуховой анализатор. Речезрительный анализатор. Двигательный анализатор.

ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

  • Речедвигательный анализатор.
  • Речеслуховой анализатор.
  • Речезрительный анализатор.
  • Двигательный анализатор.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА:  Анализ звукового  состава слова, подлежащего записи. Определение последовательности и количества звуков; Уточнение звуков.  2. Перевод фонем в графемы.  3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ВХОДЯЩИЕ В ПРОЦЕСС ПИСЬМА:

  • Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
  • Определение последовательности и количества звуков;
  • Уточнение звуков.

2. Перевод фонем в графемы.

3. «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений

Дисграфия на основе нарушения  фонемного распознавания или акустическая дисграфия Механизмы: 1.Неточность слуховой дифференциации звуков  Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие, свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты   2. Неточность кинестетического анализа.  3.Неточность в выборе фонемы.  В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия

Механизмы:

1.Неточность слуховой дифференциации звуков

Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются: звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие,

свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты

2. Неточность кинестетического анализа.

3.Неточность в выборе фонемы.

В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласных нижнего ряда.

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1. Развитие языкового анализа и синтеза

2. Развитие слогового анализа и синтеза

3. Развитие фонематического анализа и синтеза

Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико – грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений. Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.). Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.

Аграмматическая дисграфия

Механизмы

Несформированность лексико – грамматического строя речи:

морфологических и синтаксических обобщений

  • Проявляется на уровне слова: искажение морфологической структуры слова, изменение падежных окончаний, предложных конструкций, падежа местоимений.
  • Проявляется на уровне словосочетания: нарушение согласования (сущ.+прил.,сущ.+числ.).
  • Проявляется на уровне предложения и текста: нарушение согласования слов в предложении.
1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

1. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Оптическая дисграфия Механизмы  Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.  Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме. Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Оптическая дисграфия

Механизмы

Несформированность зрительно – пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

  • Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме.
  • Проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв.

Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций:  зрительного гнозиса,  зрительного мнезиса,  зрительного анализа и синтеза,  пространственных представлений.

Коррекционная работа при оптической дисграфии

Развитие зрительно-пространственных функций:

  • зрительного гнозиса,

  • зрительного мнезиса,

  • зрительного анализа и синтеза,

  • пространственных представлений.
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ДИСГРАФИИ Замены звуков по глухости – звонкости. Замены звуков по твердости – мягкости. Пропуски букв, слогов при диктанте. Перестановки букв, слогов. Слитное написание слов с предлогами. Слияние двух предложений в одно.

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ДИСГРАФИИ

Замены звуков по глухости – звонкости.

Замены звуков по твердости – мягкости.

Пропуски букв, слогов при диктанте.

Перестановки букв, слогов.

Слитное написание слов с предлогами.

Слияние двух предложений в одно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!