«Проектная деятельность обучающихся и родителей как способ взаимодействия семьи и школы»
( древняя китайская мудрость ).
Что такое «проект»? Что представляет собой проектная деятельность?
Метод проектов не является принципиально новым
в педагогической практике,
но вместе с тем его относят
к педагогическим технологиям
ХХ I века
как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
- Позволить каждому увидеть себя как человека способного и компетентного.
- Развить у каждого позитивный образ себя и других.
- Развить у учащихся умение истинно оценивать себя.
2 . Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
3 . Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать мышление.
- желание самого ребёнка
- благоприятная среда
- грамотный доброжелательный – консультант
- посильная помощь взрослых
- Воспитание познавательного интереса.
- Формирование глубоких , прочных и действенных знаний.
- Создание положительной мотивации учения.
- Развитие интеллекта.
- Формирование умений и навыков самообразования .
Этапы работы над проектом
- Организационный момент
- Организационный момент
- Организационный момент
- Организационный момент
- Организационный момент
Дети знакомятся со спецификой проектной деятельности.
В ходе этого этапа происходит распределение детей на инициативные группы.
2. Формулирование темы и целей деятельности
3. Подготовительный этап
Разрабатывается общий план деятельности, определяются основные разделы проекта, результатом которого является определённый продукт.
4. Собственно проектная деятельность
Осуществляется разработка основных разделов проекта.
5. Практическое применение
6. Самоанализ
Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.
7. Рефлексия
Подведение итогов всей работы в целом.
- Учебный проект- специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.
Анкета для учеников
- Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
- С кем бы ты хотел сотрудничать?
- По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?
Результаты анкетирования учеников 4 класса
Папка исследователя (А.И. Савенков)
Подумать
Задать себе вопросы
Спросить у другого человека
Посмотреть в компьютере
Провести эксперимент
Посмотреть
в книгах
Понаблюдать
Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
В процессе проектной деятельности у детей формируются следующие умения:
Умения в решении проблем
Исследовательские умения
Техноло
гические
коммуникативные
рефлексивные
информационные
Участие в проектной деятельности погружает ребёнка в атмосферу, требующую рассуждать, грамотно излагать свои мысли, применять знания. ( Самосовершенствование )
« Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
- Главная идея организации проектной деятельности :
Типология проектов
- Исследовательский проект – это исследование какой-либо проблемы по правилам научного исследования.
- Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт – альманахи, совместная газета и сочинение, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.
- Ролево-игровые проекты – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
- Информационные проект – это сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Типология проектов
- Мини-проекты – укладываются в 1 урок или часть урока.
Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
Средней продолжительности – укладываются в 1-2 месяца.
Формы продуктов проектной деятельности
- Справочник
- газета, журнал, учебное пособие
- Альбом, гербарий
- Игра, сценарий
- Костюм, макет, модель, сувенир
- Мультимедийный продукт и др.
Продукты проектной деятельности:
- рассказы, стихи ( синквейны), сказки, кроссворды, ребусы, рисунки, аппликации, фотоальбомы, презентации, буклеты, книжки-самоделки.
- Творческие выставки: «Любимые игрушки», «Твори, выдумывай, пробуй!», «Эти забавные животные», «Край мой родной», «Путешествие к звёздам», панно-коллаж «Аленькие цветочки»; «Новогодняя гостья», «В подводном царстве Русалочки»,
- «Осеннее лукошко», «Чародейка-зима», «Новогодняя сказка», «Плакала Снегурочка, зиму провожая», «От кареты до ракеты», и др.;
- творческая выставка
- литературно-музыкальные и поэтические вечера и сказки: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение».
Формы презентации проектов
- Демонстрация медиа-презентации, коллажа. макета, журнала;
- Защита докладов;
- Сюжетно- ролевая игра;
- Инсценировка;
- Демонстрация учебного пособия.
Участники проектной деятельности
Роль учителя
Роль ученика
Роль родителей
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности..
Поэтому держим за спиной свои "помогающие ручки", включаем силу воли и играем только помогающую роль - помочь найти ВМЕСТЕ информацию в книгах, сводить в библиотеку, поискать в Интернете, помочь отобрать главное, помочь оформить аккуратно результаты поиска.
Главное слово для родителей “
ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО ".
Отслеживают
выполнение плана
Консультируют
Решают
оперативные вопросы
Родители могут выступать одновременно в нескольких ролях
Обеспечивают
режим работы,
отдыха, питания
Участвуют
в подготовке
презентации
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- оценка и самооценка проекта.
- презентация проекта.
I этап:
- помочь ребёнку выдвинуть как можно больше идей;
- записать их на листе бумаги вразброс, чтобы не выделять эти идеи порядком записи в столбце.
II этап:
- выбор и формулировка темы проектной работы.
III этап:
- обсуждение возможных результатов работы по теме проекта в
IV этап:
Родители могут посоветовать дополнить или убрать какие-то источники , которые не совсем подходят к выбранной теме. Взрослые посодействуют ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помогут сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, беседа , а так же книги, периодические издания, интернет.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности .
Детям может потребоваться помощь в редакционной правке, грамматическом и стилистическом контроле.
По результатам выполнения проекта готовится отчёт и публичная презентация. На этом этапе родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение детей перед выступлением.
Анкета для родителей
- Знаете ли вы о проектной деятельности?
- Нужно ли в школе заниматься проектной работой?
- С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
- Нужна ли вам информациями по данной теме?
- Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
- Окажете ли вы ему помощь?
«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой .
Образно говоря, окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.