СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для родителей и учителей для проведения классных и общешкольных родительских собраний "Психологические особенности учащихся средней и начальной ступени

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы педагога-психолога при проведении мероприятий(лекций, бесед, родительских собраний, педслветов).

Просмотр содержимого документа
«Презентация для родителей и учителей для проведения классных и общешкольных родительских собраний "Психологические особенности учащихся средней и начальной ступени»

Психологические особенности детей начального и среднего звена

Психологические особенности детей начального и среднего звена

 В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека : 1) перинатальный период (новорождённость); 2) младенчество (от рождения до 1 года); 3) раннее детство (1-3 года); 4) дошкольный возраст (3-7 лет); 5) младший школьный возраст (от 7-12 лет); 6) подростковый возраст (отрочество) (12-15 лет); 7) юношеский возраст (15-25 лет) 8) зрелость (от 25-60 лет) 9) старость (60 лет и старше)

В современной психологии принято выделять 9 возрастных периодов человека :

1) перинатальный период (новорождённость);

2) младенчество (от рождения до 1 года);

3) раннее детство (1-3 года);

4) дошкольный возраст (3-7 лет);

5) младший школьный возраст (от 7-12 лет);

6) подростковый возраст (отрочество) (12-15 лет);

7) юношеский возраст (15-25 лет)

8) зрелость (от 25-60 лет)

9) старость (60 лет и старше)

 Кризисы возрастного развития  Кризисы возрастного развития - это  переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Кризисы возрастного развития Кризисы возрастного развития - это переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

Критерием возрастной периодизации считают - ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития. Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции»и своя ведущая деятельность

Критерием возрастной периодизации считают - ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции»и своя ведущая деятельность

Период Возраст Критерии периодизации Новорождённость Социальная ситуация развития 0-1 мес. Младенчество 1 мес. 1 год Ведущая деятельность Раннее детство Взрослый-ребёнок Дошкольное детство 1-3 года Личностное новообразование Взрослый-ребёнок Физиологические отправления 3-7 лет Младшее школьное детство Эмоциональное общение Взрослый=ребёнок Способность активно бодрствовать, перцептивная память 7-12 лет Предметно-манипулятивная деятельность Способность активно бодрствовать, перцептивная память Подростковый возраст Ребёнок-взрослый Юность 12-15 лет Потребность в ориентировке, речь, система «Я» Ребёнок-сверстники Сюжетно-ролевая игра Игра и учение Внутренняя позиция, соподчинение мотивов 15-17 лет Подросток=сверстники Произвольное целеполагание Интимно-личностное общение Юноша-сверстники Способность к идентификации Самоопределение Чувство одиночества, первая любовь

Период

Возраст

Критерии периодизации

Новорождённость

Социальная ситуация развития

0-1 мес.

Младенчество

1 мес. 1 год

Ведущая деятельность

Раннее детство

Взрослый-ребёнок

Дошкольное детство

1-3 года

Личностное новообразование

Взрослый-ребёнок

Физиологические отправления

3-7 лет

Младшее школьное детство

Эмоциональное общение

Взрослый=ребёнок

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

7-12 лет

Предметно-манипулятивная деятельность

Способность активно бодрствовать, перцептивная память

Подростковый возраст

Ребёнок-взрослый

Юность

12-15 лет

Потребность в ориентировке, речь, система «Я»

Ребёнок-сверстники

Сюжетно-ролевая игра

Игра и учение

Внутренняя позиция, соподчинение мотивов

15-17 лет

Подросток=сверстники

Произвольное целеполагание

Интимно-личностное общение

Юноша-сверстники

Способность к идентификации

Самоопределение

Чувство одиночества, первая любовь

Учет психологических особенностей младших школьников (6-10 лет)

Учет психологических особенностей младших школьников (6-10 лет)

Физическое развитие В биологическом отношении младший школьный возраст - это период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; идет интенсивное развитие мышечной системы (с развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма); значительно возрастает сила мышц; все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

Физическое развитие

В биологическом отношении младший школьный возраст - это период второго округления: замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению; идет интенсивное развитие мышечной системы (с развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма); значительно возрастает сила мышц; все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

Ведущая деятельность Изменяется уклад жизни младшего школьника, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающими, расширяется сфера общения. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной.

Ведущая деятельность

Изменяется уклад жизни младшего школьника, появляются новые обязанности, новыми становятся отношения ребенка с окружающими, расширяется сфера общения. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной.

Нервная система Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры; вес мозга увеличивается в среднем до 1400 г. и почти достигает веса мозга взрослого человека.Быстро развивается психика ребенка:  изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения  (процесс торможения становится более сильным, но по прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы);  повышается точность работы органов чувств  (по сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%).

Нервная система

Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры; вес мозга увеличивается в среднем до 1400 г. и почти достигает веса мозга взрослого человека.Быстро развивается психика ребенка:  изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения  (процесс торможения становится более сильным, но по прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы);  повышается точность работы органов чувств  (по сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%).

Восприятие Восприятие отличается  неустойчивостью  и неорганизованностью , но в то же время ``созерцательной любознательностью''  (младший школьник может путать цифры ``9'' и ``6'', ``ь'' и ``ъ'' с буквой ``р'', но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь);  малая дифференцированность восприятия , слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия ; к концу младшего школьного возраста  восприятие усложняется и углубляется, становится более дифференцированным, приобретает организованный характер .

Восприятие

Восприятие отличается  неустойчивостью  и неорганизованностью , но в то же время ``созерцательной любознательностью''  (младший школьник может путать цифры ``9'' и ``6'', ``ь'' и ``ъ'' с буквой ``р'', но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь);  малая дифференцированность восприятия , слабость анализа при восприятии отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия ; к концу младшего школьного возраста  восприятие усложняется и углубляется, становится более дифференцированным, приобретает организованный характер .

Внимание Внимание  непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему ;  произвольное внимание  развивается вместе с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Недостаток внимания -  рассеянность  . Причины рассеянности: переутомление; физиологические причины ; недостаточная умственная активность учащегося на уроке; быстрая смена новых впечатлений; негибкое внимание, связанное с типом темперамента (флегматик, меланхолик).

Внимание

Внимание  непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему произвольное внимание  развивается вместе с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Недостаток внимания -  рассеянность  . Причины рассеянности: переутомление; физиологические причины ; недостаточная умственная активность учащегося на уроке; быстрая смена новых впечатлений; негибкое внимание, связанное с типом темперамента (флегматик, меланхолик).

Уровень адаптации 1 КЛАССЫ

Уровень адаптации 1 КЛАССЫ

 Адаптация 5 классы

Адаптация 5 классы

Мышление Мышление развивается от  наглядно-образного к  абстрактно-логическому . По словам Л. С.  Выготского, ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта (гораздо лучше развиты функции восприятия и памяти). Мышление развивается во взаимосвязи с речью.

Мышление

Мышление развивается от  наглядно-образного к  абстрактно-логическому . По словам Л. С.  Выготского, ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта (гораздо лучше развиты функции восприятия и памяти). Мышление развивается во взаимосвязи с речью.

Речь Речь:  словарный запас  четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов, в процессе школьного обучения учащиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли .

Речь

Речь:  словарный запас  четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов, в процессе школьного обучения учащиеся приобретают умения устно и письменно излагать свои мысли .

Память Память: пластичность мозга младшего школьника позволяет ему осуществлять  дословное запоминание  (дошкольник, например, из 15 предложений запоминает 3-4, а младший школьник - 6-8); память имеет преимущественно наглядно-образный характер  (безошибочно запоминается интересный, конкретный, яркий материал); однако учащиеся  не умеют распорядиться своей памятью , подчинить ее задачам обучения.

Память

Память: пластичность мозга младшего школьника позволяет ему осуществлять  дословное запоминание  (дошкольник, например, из 15 предложений запоминает 3-4, а младший школьник - 6-8); память имеет преимущественно наглядно-образный характер  (безошибочно запоминается интересный, конкретный, яркий материал); однако учащиеся  не умеют распорядиться своей памятью , подчинить ее задачам обучения.

Личностное развитие Становление личности младшего школьника происходит под влиянием  новых отношений с учителями и одноклассниками ,  учения и общения , включения в целую  систему коллективов (общешкольного, классного); развиваются элементы  социальных чувств  (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.); предпосылками формирования высокоморальной личности являются внушаемость учащихся, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя

Личностное развитие

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием  новых отношений с учителями и одноклассниками учения и общения , включения в целую  систему коллективов (общешкольного, классного); развиваются элементы  социальных чувств  (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.); предпосылками формирования высокоморальной личности являются внушаемость учащихся, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя

Учет психологических особенностей учащихся среднего школьного возраста (10-11 - 15 лет)

Учет психологических особенностей учащихся среднего школьного возраста (10-11 - 15 лет)

Это  переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
  • Это  переходный период от детства к юности , который совпадает с обучением в 5-9 классах (школа второй ступени), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В своем развитии он уже «ушел» от детей, но еще не «пристал» к взрослым. Этот период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
Половое созревание организма Характерная особенность подросткового возраста -половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

Половое созревание организма

Характерная особенность подросткового возраста -половое созревание организма (у девочек - с 11 лет, у мальчиков - с 12-13 лет), которое вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вызывает новые переживания.

 Развитие нервной системы Продолжается развитие нервной системы: мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость

Развитие нервной системы

Продолжается развитие нервной системы: мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого; возрастает роль сознания, улучшается контроль головного мозга над инстинктами и эмоциями; однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость

 Восприятие Восприятие подростка более  целенаправленно, планомерно и организованно  (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет  отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность -  неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .

Восприятие

Восприятие подростка более  целенаправленно, планомерно и организованно  (иногда оно отличается тонкостью и глубиной, иногда поражает своей поверхностью); определяющее значение имеет  отношение подростка к наблюдаемому объекту ; характерная особенность -  неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом .

 Внимание Характерная черта внимания - его  специфическая избирательность  (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной  непроизвольного переключения  внимания.

Внимание

Характерная черта внимания - его  специфическая избирательность  (интересные уроки или дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении); легкая возбудимость, интерес к необычному становятся причиной  непроизвольного переключения  внимания.

Уровень тревожности

Уровень тревожности

Рост и развитие всего организма   усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается  процесс окостенения   скелета ; значительно возрастает сила мышц;  развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на  поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы

Рост и развитие всего организма

  •   усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, у девочек - до 6-8 см, особенно интенсивно растут мальчики 15 лет, прибавляя в росте 20-25 см, и девочки 13 лет); продолжается  процесс окостенения   скелета ; значительно возрастает сила мышц;  развитие внутренних органов неравномерно (рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения, легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро, хотя жизненная емкость легких возрастает , дыхание подростка учащенное); неравномерность физического развития оказывает влияние на  поведение подростков : они часто излишне жестикулируют, движения порывисты, плохо координированы
 Мыслительная деятельность Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту -  критичность  (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития  творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.

Мыслительная деятельность

Происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности: мышление становится более систематизированным , улучшается способность к абстрактному мышлению ; мышление приобретает новую черту -  критичность  (подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, стремится иметь свое мнение, склонен к спорам и возражениям); этот возраст наиболее благоприятен для развития  творческого мышления . Развитие мышления происходит в неразрывной связи с развитием речи.

Речь Речь: заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со  сложной синтаксической структурой , речь становится  образной и выразительной .

Речь

Речь: заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям , доказательным суждениям; чаще встречаются предложения со  сложной синтаксической структурой , речь становится  образной и выразительной .

Психологические потребности подростка Основные психологические потребности подростка  - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей

Психологические потребности подростка

Основные психологические потребности подростка  - стремление к общению со сверстниками, к самостоятельности и независимости, к «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей

Нравственное и социальное формирование личности Нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще  не приобрели устойчивость  ; чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность  убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для  мальчиков-подростков  могут стать местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у  девочек-подростков  также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

Нравственное и социальное формирование личности

Нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы поведения еще  не приобрели устойчивость  ; чувства становятся сильными, проявляются бурно, иногда аффективно ; одна из самых серьезных проблем - несогласованность  убеждений и моральных понятий с поступками, действиями и поведением; наряду с положительно ориентированными качествами встречаются незрелые и даже аморальные представления : притягательными для  мальчиков-подростков  могут стать местные хулиганы, подражая которым подростки переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, уважение к себе - насилием над другим; у  девочек-подростков  также немало ложных идеалов (некоторые девочки-подростки не осуждают проституцию, спекулянтство, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями).

Уровень воспитанности 9 класс

Уровень воспитанности 9 класс

 1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать подде ржку.  2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.  3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований .  4.Не торопитесь искать виноватых  5.Не афишируйте свою беспомощность .  6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.  7.Не будьте унылыми пессимистами.  8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.  9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.

1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать подде ржку.

2.Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий ваших детей, не прибегайте к физической силе, показывая тем самым своё бессилие.

3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований .

4.Не торопитесь искать виноватых

5.Не афишируйте свою беспомощность .

6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью молчания можно избежать наказания.

7.Не будьте унылыми пессимистами.

8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите этому своего ребёнка.

9.Старайтесь говорить правду своим детям, они очень чутко распознают ложь.