Учитель-логопед Наливайко Ирина Анатольевна
Каждый родитель задаётся вопросом: «А правильно ли говорит мой ребёнок?». Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:
• понимание речи;
• оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
• фонематический слух;
• связная речь;
• лексико-грамматический строй речи;
• состояние голоса;
• темп речи.
Понимание речи включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определённой последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.
Связная речь подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребёнок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определённого количества слов.
Оценка речи по звучанию предполагает определить внятность речи ребёнка.
Фонематический слух . Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.
Лексико-грамматический строй речи . Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).
Состояние голоса . Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса.
Темп речи . Говорит ли ребёнок либо слишком медленно, либо слишком быстро.
Порою нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью.
Этому есть несколько причин.
Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонений в развитии зубов и другое.
Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
- Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении звуками. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включение на полную громкость радио, телевизора), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, друзей, с которыми малыш часто общается. Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеётесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие. Для того, чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Как правильно проводить логопедические занятия
Логопедическое воздействие состоит из 4 этапов.
Роль родителей на них различна:
- - Артикуляционные упражнения (родители помогают логопеду);
- - Постановка звуков (осуществляет логопед);
- - Автоматизация звуков (логопед помогает родителям) в слогах, словах, предложениях, связной и бытовой речи. Этап сложный, требующий терпения. Автоматизация звуков полностью зависит от родителей; в течение первых 10 дней ребенок может сделать не более 10 ошибок, а в следующие 10 дней - не более 5. Трудно автоматизируются звуки [с] и [р], уже поставленные могут исчезнуть, если их не закреплять в повседневной речи ребенка.
- - Дифференциация (ведется совместно родителями и логопедом), то есть различение близких по звучанию звуков, которые ребенок путает. Без своевременной специальной помощи дети начинают заменять буквы при чтении и письме.
Заинтересованность семьи в результатах логопедических занятий, уважительное отношение к серьезному делу, которым занят ребенок, вселит в него уверенность в своих силах и поможет преодолеть трудности.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки ([с],[з],[ш],[ж],[л],[р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного положения к другому. Этому и поможет научиться артикуляционная гимнастика
Польза от артикуляционной гимнастики:
- - Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда;
- - Дети со сложными нарушениями произношения оказываются лучше подготовлены к занятиям с логопедом;
- - Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым произношением (о таких говорят "каша во рту");
- - Занятия артикуляционной гимнастикой помогут и детям, и взрослым говорить правильно и красиво.
Как правильно выполнять упражнения?
- - Сначала упражнения нужно проводить медленно, перед зеркалом - для зрительного контроля. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
- - Затем темп упражнений увеличивается, но нужно следить, чтобы они выполнялись точно и плавно, иначе занятия теряют смысл;
- - Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут в зависимости от возраста ребенка и его усидчивости;
- - Для детей 3-4 летнего возраста главная задача - усвоение основных движений;
- - Для детей 4-5 лет требования повышены: движения должны быть четкими и плавными, без подергиваний;
- - В 6-7 лет дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
- отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
- объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
- не употребляйте слово "неправильно", поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.
- разговаривайте с ребенком четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
- К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
- Читая ребенку книги, родители нередко предлагают ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.