Урок чтения и развития речи в 7 классе Тема: Рассказ К.Г. Паустовского «Последний черт» 2ч.
Подготовила учитель вышей квалификационной категории, старший учитель
Кундина Татьяна Сергеевна
Задачи урока:
Образовательные:
- Продолжить работу с текстом:
- ознакомить с содержанием 2 части рассказа К. Г. Паустовского «Последний черт»;
- совершенствовать навык сознательного, правильного выразительного чтения; учить правильно формулировать ответы на вопросы педагога.
Коррекционное – развивающие :
- Развивать умение анализировать текст, определять тему, основную мысль; способствовать коррекции недостатков мышления (умения озаглавить текст, логично и последовательно передать содержание прочитанного,
- выявлять причинно—следственные зависимости);
- коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа;
- корригировать зрительную и слуховую память, внимание, усидчивость, наблюдательность;
- стимулировать познавательный интерес школьников.
Воспитательные:
- Воспитывать мотивацию к учению, любовь и интерес
к урокам чтения;
- учить понимать и чувствовать окружающую природу
- Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
- Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
- Тип урока: комбинированный.
- Оборудование : Персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебники, портрет К. Паустовского, книги, карточки словарных слов, индивидуальные карточки.
Здоровьесберегающие методики и технологи и :
- элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: электронная физминутка для профилактики близорукости, развитие зрительно-моторной реакции посредством сюжетных картинок по углам класса;
- технология личностно-ориентированного обучения:
разноуровневые задания;
дыхательная гимнастика.
Криптограмма
Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать
ключевые слова.
Шифр
15
6
20
1
12
25
7
18
19
20
20
18
1
26
6
15
12
15
1
15
12
6
14
1
13
32
32
20
Ключ
1
4
А
13
6
Г
14
Е
7
Л
Ё
М
12
15
19
20
Н
16
К
С
18
О
25
Т
26
Р
Ч
32
Ш
Ю
Ответ
15
6
н
20
е
1
т
12
а
к
25
7
ч
е
18
р
19
20
20
т
с
18
т
1
р
26
а
6
ш
е
15
н
12
15
е
к
15
1
а
г
6
12
к
о
14
м
1
а
13
32
л
ю
32
ю
20
т
«Не так страшен черт , как его малюют»
Значение; некто или нечто на самом деле не так страшен ( страшно ), как его изображают, представляют .
Пословица: краткое изречение, в котором есть осуждение, поучение, совет. Пословицы сочиняет народ. Пословицы учат жизни.
Целеполагание Поставьте цель урока. Закончите предложения : Узнать… . Учиться…. Определить…. Развивать….
Работа с ассоциативным рядом
писатель
Москва
1892 г .
Украина
К.Г.Паустовский
Мещора
«Барсучий нос»»
«Заячьи лапы»
«Кот ворюга»
76 лет
Проверка домашнего задания
а) Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения
-Как называется рассказ, который начали читать на прошлом уроке?
-Кто главный герой рассказа?
- За что дед Митрий получил кличку
«Десять процентов»?
-Как вы думаете, могла ли за ним
закрепиться эта кличка, если бы
он был удачен в делах? Почему ?
Проверка домашнего задания
а) Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения
- - Как еще отзывались в деревне о деде Митрии?
Найдите это слово и объясните значение.
- -Чем неудачен был поход деда
за ягодами на Глухое озеро?
- Как бы мог поступить другой
человек на его месте?
- -Как вел себя дед Митрий,
сопровождая Паустовского и
Рувима на Глухое озеро?
своему ответу в тексте.
Проверка домашнего задания
- Согласитесь или не согласитесь со следующими высказываниями о поведении баб в деревне:
- бабы поверили рассказу деда о чёрте;
- чёрт в описании Митрия был именно таким, каким его представляли себе бабы;
- они очень испугались появившегося
на озере чёрта;
- бабы всем говорили, что за ягодами
ходить на озеро нельхя, потому что
там живёт чёрт?
Проверка домашнего задания
Прочитайте описание жаркого лета в лесу. Попробуйте словами нарисовать картину изнуряющего жаркого летнего дня.
Проверка домашнего задания
ОЦЕНИВАНИЕ!
Физкультминутка
Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного
Словарная работа
крестьянская верхняя
одежда
Словарная работа
- Зверине ц (подберите слова, близкие по значению.
Словарная работа
- Узкоколейная дорога, Узкоколейная железная дорога – это дорога с шириной рельс меньше стандартных. В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог — 750 мм . Ширина между рельсами обычной железной дороги России - 1520 мм.
Словарная работа
Африканская
Прищуренный
Беседа по первичному восприятию
- Кем оказался черт?
- Как африканская птица оказалась в лесу на озере?
рассказ?
Лексическое упражнение
Вот она какая, жизня наша, милок!
Погодить надо.
Слышь, как зубами кляцает.
Дернуло меня с вами сюды переться, старого дурака!
И-и-и... милай… Пущай живет на воле, рыбку полавливает.
Ослобонили народ от страха. Порты у меня – первый сорт .
Речевая разминка:
а). Чтение слогов.
Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы
Не ни но ну по? Ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе? Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс …
Упражнение на дыхание "Задуй свечу"
- Инструкция: Сделайте глубокий вдох и выдох.
- Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями
Вопросы
- Кого увидели на озере путники? как выглядел пеликан?
- Чем он был занят?
- Как пеликан попал на озеро?
- Каким словом можно
заменить «зверинец»?
чем зверинец отличается
от цирка?
Вопросы
- Посмотрите, как изменилась речь деда Митяя, когда он увидел птицу. В его словах чувствуется неловкость, оправдание себя.
- Как вы думаете, было ему стыдно перед остальными?
Вопросы
- Почему пеликан никуда не уходил от путников?
- Как путники поступили с африканской птицей?
- На что потратил
заработанные
деньги дед Митяй?
Пеликан
Живут пеликаны в основном в тропиках и субтропиках (Австралия, Африка, Южная Америка).
Определите по силуэту птиц
Природу надо охранять и беречь и не причинять вреда никому живому, будь то муравей, букашка или экзотическая птица …
Игра «Раньше - позже ».
Прочитайте предложения, которые на них записаны. Определите, к какому кадру или к какой части они относятся. (Групповая работа, по 4 человека в группе)
Игра «Три ошибки»
- Ну,- сказал дед,- действуйте, как хотите (желаете). Я знать ничего не знаю!
- Мы осторожно поднялись. На черной воде плавала маленькая птица.
- Туман шуршал в траве. Над водой неторопливо подымалось огромное красное солнце.
«Шесть букв»
Нужно зачеркнуть в ряде букв шесть букв таким образом, чтобы оставшиеся буквы сложили бы хорошо знакомое слово)
- Жзгеночлегнаозерелк
- Аздимдчудоптица
- Омвнаградавзе
«Шесть букв»
Нужно зачеркнуть в ряде букв шесть букв таким образом, чтобы оставшиеся буквы сложили бы хорошо знакомое слово)
- Ночлег на озере (I гр.) Чудо птица (IIгр.) Награда (III гр.)
- Ночлег на озере (I гр.)
- Чудо птица (IIгр.)
- Награда (III гр.)
Пересказ по плану
- Чудо птица Ночлег на озере Награда
- Чудо птица
- Ночлег на озере
- Награда
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри Природы, Убивайте лишь зверей внутри себя...
Е. Евтушенко