СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока русского языка в 5 классе "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для изучения темы " Существительные общего рода".

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка в 5 классе "Существительные общего рода"»

Несклоняемые имена существительные.  Имена существительные общего рода Ксенофонтова Ольга Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Подпорожская СОШ №3»
  • Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода

Ксенофонтова Ольга Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Подпорожская СОШ №3»

Род имён существительных Задание 1  Распределите существительные по родам:  стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.
  • Род имён существительных

Задание 1

Распределите существительные по родам:

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

Правильный ответ Мужской род Женский стол род ландыш Средний мышь лампа род солнце стул окно тетрадь шарф девочка дерево карандаш яблоко сумка море
  • Правильный ответ

Мужской

род

Женский

стол

род

ландыш

Средний

мышь

лампа

род

солнце

стул

окно

тетрадь

шарф

девочка

дерево

карандаш

яблоко

сумка

море

Общий род имён существительных Задание 2  Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?  Вот подходит к детворе,   Затевает драку.   Все боятся во дворе   Так ___ забияку    - ого      - ую Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…
  • Общий род имён существительных

Задание 2

Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?

Вот подходит к детворе, Затевает драку. Все боятся во дворе Так ___ забияку

- ого - ую

Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка…

Правильный ответ Слово «забияка» общего рода. Правило !  Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка , такая задира Ира . Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде. РОД ПОЛ Мужской Женский
  • Правильный ответ

Слово «забияка» общего рода.

Правило !

Некоторые существительные с окончанием –а (-я), обозначающее качество людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюшка , такая задира Ира . Это существительные общего рода. Имена прилагательные при них согласуются либо в мужском, либо в женском роде.

РОД

ПОЛ

Мужской

Женский

Задание 3   Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных.   1. Серёжа – кругл… сирота . Маша – кругл… сирота . 2. Миша – больш… забияка .  Марина – удивительн… забияка .
  • Задание 3 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных.

1. Серёжа – кругл… сирота . Маша – кругл… сирота .

2. Миша – больш… забияка .

Марина – удивительн… забияка .

Правильный ответ 1. Серёжа – кругл ый  сирота . Маша – кругл ая  сирота . 2. Миша – больш ой  забияка . Марина – удивительн ая  забияка .
  • Правильный ответ

1. Серёжа – кругл ый сирота . Маша – кругл ая сирота .

2. Миша – больш ой забияка . Марина – удивительн ая забияка .

Задание 4  Найдите в тексте существительные общего рода. Объясните к лицу какого пола они относятся. Как вы это определили?   Старуха сидит под окошком, На чём свет стоит мужа ругает: «Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу!»   (А. С. Пушкин)

Задание 4

Найдите в тексте существительные общего рода. Объясните к лицу какого пола они относятся. Как вы это определили?

Старуха сидит под окошком,

На чём свет стоит мужа ругает:

«Дурачина ты, прямой простофиля!

Выпросил, простофиля, избу!»

(А. С. Пушкин)

Правильный ответ Существительные общего рода: дурачина, простофиля .     какой?      х «Дурачина ты, прям ой простофиля! Выпросил , простофиля, избу!» Существительные дурачина и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола.
  • Правильный ответ

Существительные общего рода: дурачина, простофиля .

какой?

х

«Дурачина ты, прям ой простофиля!

Выпросил , простофиля, избу!»

Существительные дурачина и простофиля мужского рода, т. к. обозначают лицо мужского пола.

Задание 5  Определите род выделенных существительных. В последнем предложении к выделенному существительному подберите синонимы.  1. Обжору Федьку Натка приказала отправить домой. 2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: « Плакса ! ». 3. Наш малыш такой непоседа!

Задание 5

Определите род выделенных существительных. В последнем предложении к выделенному существительному подберите синонимы.

1. Обжору Федьку Натка приказала отправить домой.

2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: « Плакса ! ».

3. Наш малыш такой непоседа!

Правильный ответ 1. Обжору (м. р.)  Федьку Натка приказала отправить домой. 2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: « Плакса!» (ж. р.).  3. Наш малыш такой непоседа (м. р.) Непоседа. Синонимы: егоза, юла.
  • Правильный ответ

1. Обжору (м. р.) Федьку Натка приказала отправить домой.

2. Карасиков припустился вдогонку Наташке и закричал: « Плакса!» (ж. р.).

3. Наш малыш такой непоседа (м. р.)

Непоседа. Синонимы: егоза, юла.

ИГРА «Кто быстрее?»   Назовите одним словом – существительным общего рода:   Драчун, зачинщик ссор и драк.  Тот, кто любит сладости.  Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?  Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?  Кто любит болтать вздор, пустяки?  Безобидный, тихий человек.  Грубый, невоспитанный человек.  Неаккуратный человек.  Ненасытный, прожорливый человек.  Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.

ИГРА «Кто быстрее?»

Назовите одним словом – существительным общего рода:

  • Драчун, зачинщик ссор и драк.
  • Тот, кто любит сладости.
  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой?
  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь?
  • Кто любит болтать вздор, пустяки?
  • Безобидный, тихий человек.
  • Грубый, невоспитанный человек.
  • Неаккуратный человек.
  • Ненасытный, прожорливый человек.
  • Праздный, глазеющий от скуки по сторонам.
ЗАБИЯКА ИГРА ИГРА ИГРА ИГРА
  • ЗАБИЯКА

ИГРА

ИГРА

ИГРА

ИГРА

СЛАДКОЕЖКА ИГРА
  • СЛАДКОЕЖКА

ИГРА

ЛЕВША ИГРА ИГРА
  • ЛЕВША

ИГРА

ИГРА

ПОПРОШАЙКА ИГРА
  • ПОПРОШАЙКА

ИГРА

ПУСТОМЕЛЯ ИГРА
  • ПУСТОМЕЛЯ

ИГРА

ТИХОНЯ ИГРА ИГРА
  • ТИХОНЯ

ИГРА

ИГРА

НЕВЕЖА ИГРА ИГРА
  • НЕВЕЖА

ИГРА

ИГРА

НЕРЯХА ИГРА ИГРА
  • НЕРЯХА

ИГРА

ИГРА

ОБЖОРА ИГРА ИГРА
  • ОБЖОРА

ИГРА

ИГРА

ЗЕВАКА ИГРА ИГРА
  • ЗЕВАКА

ИГРА

ИГРА

Правило! Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и  врач Иванова . Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине:  Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт , и в женском роде, если речь идёт о женщине:  Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт. Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт .
  • Правило!

Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так и лиц женского пола, например: врач Иванов и врач Иванова .

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем – существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач Иванов (м. р.) выписал (м. р.) рецепт , и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач Иванова (ж. р.) выписала (ж. р.) рецепт.

Определение – прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт .

Задание 7 Выборочный диктант Выпишите только те существительные, которые относятся к общему роду. Расставьте (устно) пропущенные знаки препинания.  1. Доктор пригласила в кабинет очередного больного.  2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор  понял что проект принят.  3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша .  4. Молодой агроном сортировала семена.  5. Наш сынишка такой непоседа !

Задание 7

Выборочный диктант

Выпишите только те существительные, которые относятся к общему роду. Расставьте (устно) пропущенные знаки препинания.

1. Доктор пригласила в кабинет очередного больного.

2. По весёлым лицам по одобрительным репликам архитектор понял что проект принят.

3. Наташа какая ты сегодня растрёпа сказал Саша .

4. Молодой агроном сортировала семена.

5. Наш сынишка такой непоседа !

Правильный ответ Доктор – ж.р.  Архитектор – м.р. Растрёпа – ж.р. Агроном –ж.р. Непоседа – м.р.
  • Правильный ответ
  • Доктор – ж.р.
  • Архитектор – м.р.
  • Растрёпа – ж.р.
  • Агроном –ж.р.
  • Непоседа – м.р.

Задание 8  Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.      Сердитый недотрога   Живет в глуши лесной.   Иголок очень много,   А нитки – ни одной.              ?

Задание 8

Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

  • ?
Правильный ответ ЁЖИК         Существительное общего рода: недотрога
  • Правильный ответ

ЁЖИК

Существительное общего рода: недотрога

Вопросы классу: Все ли существительные можно изменить по падежам, т.е. просклонять? Приведите примеры таких существительных.  Как называют такие существительные в русском языке?
  • Вопросы классу:
  • Все ли существительные можно изменить по падежам, т.е. просклонять?
  • Приведите примеры таких существительных.
  • Как называют такие существительные в русском языке?
Правило! Несклоняемыми называют существительные, которые во всех падежах имеют одну форму: вижу пальто (в. п.), любуюсь пальто (т. п.).  1) Слова, заимствованные из других языков, которые оканчиваются на гласный и обозначают неодушевленные предметы: какао, депо, пальто, кино, портмоне, алоэ, такси, кофе. 2) Слова, заимствованные из других языков, обозначающие животных: кенгуру, шимпанзе, какаду. 3) И ноязычные слова, которые называют географические объекты: Хельсинки, Баку, Кале, Торонто.
  • Правило!
  • Несклоняемыми называют существительные, которые во всех падежах имеют одну форму: вижу пальто (в. п.), любуюсь пальто (т. п.).

1) Слова, заимствованные из других языков, которые оканчиваются на гласный и обозначают неодушевленные предметы: какао, депо, пальто, кино, портмоне, алоэ, такси, кофе.

2) Слова, заимствованные из других языков, обозначающие животных: кенгуру, шимпанзе, какаду.

3) И ноязычные слова, которые называют географические объекты: Хельсинки, Баку, Кале, Торонто.

Задание 9 Составьте словосочетания (сущ.+ прил.) с данными существительными : Кофе, шоссе, пианино, метро, какао.
  • Задание 9
  • Составьте словосочетания (сущ.+ прил.) с данными существительными :

Кофе, шоссе, пианино, метро, какао.

Работа со словарём ЕГОЗА, -ы, м. и ж. (разг.). Суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях). МЕТРО, нескл., ср. 1. То же, что метрополитен. Ехать на м. Станция м.2. Станция метрополитена (разг.). Встретиться у м. Жить рядом с м.
  • Работа со словарём
  • ЕГОЗА, -ы, м. и ж. (разг.). Суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях).
  • МЕТРО, нескл., ср. 1. То же, что метрополитен. Ехать на м. Станция м.2. Станция метрополитена (разг.). Встретиться у м. Жить рядом с м.
Выводы: О словах какой части речи сегодня мы вели разговор? *Какие термины следует вспомнить, их мы сегодня называли? *Какие из слов, приведённых сегодня в пример, вы употребляете в своей речи?
  • Выводы:
  • О словах какой части речи сегодня мы вели разговор?
  • *Какие термины следует вспомнить, их мы сегодня называли?
  • *Какие из слов, приведённых сегодня в пример, вы употребляете в своей речи?
Домашнее задание: Пользуясь словарём, записать 5 несклоняемых существительных и 5 существительных общего рода. Составить с ними предложения, записать их. Подготовить иллюстрацию на тему «Существительные общего рода, несклоняемые существительные» (на дополнительную оценку).
  • Домашнее задание:
  • Пользуясь словарём, записать 5 несклоняемых существительных и 5 существительных общего рода.
  • Составить с ними предложения, записать их.
  • Подготовить иллюстрацию на тему «Существительные общего рода, несклоняемые существительные» (на дополнительную оценку).
Урок окончен.    Спасибо за внимание!
  • Урок окончен. Спасибо за внимание!
Источники информации: http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512 http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml Кудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. - Нюрнберг, 2009. – 204 с. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
  • Источники информации:
  • http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm
  • http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200701512
  • http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/2rod_s.shtml
  • Кудрявцева Е.Л. Имя существительное за 11 уроков. - Нюрнберг, 2009. – 204 с.
  • Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.