Цели урока:
- Знакомство с понятиями доли и обыкновенной дроби.
- Отработка навыков чтения и записи обыкновенных дробей.
Историческая справка
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части.
Знаменатель показывает, на сколько долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.
Загадка №1
Сидит в корзине девочка,
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Название этой сказки …
А дорога – нелегка,
А корзина – тяжела.
Сяду на пенек,
Съем я пирожок.
Задача №1:
Как пирожок разделить между Машей и
медведем поровну?
Какую долю получит каждый?
Загадка №2
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Задача №2
Маша пришла в гости к медведям. Она подарила им мёд. На сколько частей надо разделить мёд в сотах ?
Какую долю получил каждый медведь?
Загадка №3
Столяр Джузеппе – сизый нос
Полено как-то в дом принес.
Он начал что-то мастерить,
Полено стало говорить.
Кто в том полене говорил?
Кого Джузеппе мастерил?
Задача №3
Рано утром Мальвина, Пьерро, Буратино и Артемон завтракали. На столе стоял кувшин с какао. Мальвина разлила каждому равное количество напитка в чашку. Какую долю от всего какао получил каждый?
Памятка
4
Сколько?
числитель
7
знаменатель
Каких?
(Какая?)
Прочитайте дроби
Физическая минутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Сообщение
«Дорогие друзья!
Помогите мне, пожалуйста, найти закрашенные части фигуры и не закрашенные части фигуры».
Клоун
1. Какая часть фигуры закрашена?
2. Какая часть фигуры не закрашена?
пять девятых
одна третья
две третьих
семь восьмых
одна седьмая одна восьмая
Какая часть фигуры закрашена?
две третьих одна третья четыре восьмых
Какая часть фигуры закрашена?
пять шестых одна пятая одна шестая
1
6
4
8
1
4
Дроби
Каждый может за версту Видеть дробную черту. Над чертой – числитель , знайте, Под чертою – знаменатель.
Ответы к тестам
1 вариант
1 - d
2 - b
3 - c
4 - a
5 - a
2 вариант
1 - a
2 - c
3 - c
4 - a
5 - d
Критерии оценивания:
Оценка « 5 » - за 5 правильно выполненных задания;
Оценка « 4 » - за 4 правильно выполненных задания;
Оценка « 3 » - за 3 правильно выполненных задания.
Запишите в виде обыкновенной дроби:
а) три шестых, б) одна третья,
в) половина, г) семь десятых,
д) одиннадцать сотых,
е) три четвертых,
ж) одиннадцать сорок восьмых.
Ответы:
Критерии оценивания:
Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;
Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;
Оценка «3» - за 3-4 правильно выполненных задания.
Задача № 889
Решение:
250 : 5 · 1 = 50 (см)
Ответ: На платье пошло 50 см ткани.
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
О. Севастьянова