СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Достойные внимания знаки препинания"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация иллюстрирует исследовательский проект "Достойные внимания знаки препинания"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Достойные внимания знаки препинания"»

  Достойные внимания знаки препинания  Автор Иноземцева Полина  Научный руководитель учитель начальных классов  Лабузова Елена Викторовна

 

Достойные внимания

знаки препинания

Автор Иноземцева Полина Научный руководитель учитель начальных классов Лабузова Елена Викторовна

Да! Да. Да?! Да… Да?

Да!

Да.

Да?!

Да…

Да?

Т ема работы: «Достойные внимания знаки препинания». Проблема : выяснить значение знаков препинания в художественной речи. Цель работы : расширить представление о значении знаков препинания. Объект исследования : пунктуация, как раздел языкознания. Предмет исследования : знаки препинания. Цель, объект и предмет исследования дали основание для выдвижения гипотезы : постановка знаков препинания необходима для выявления авторского замысла произведения, устранения однотипности и бедности повествования.

Т ема работы: «Достойные внимания знаки препинания».

Проблема : выяснить значение знаков препинания в художественной речи.

Цель работы : расширить представление о значении знаков препинания.

Объект исследования : пунктуация, как раздел языкознания.

Предмет исследования : знаки препинания.

Цель, объект и предмет исследования дали основание для выдвижения гипотезы : постановка знаков препинания необходима для выявления авторского замысла произведения, устранения однотипности и бедности повествования.

Анкетирование одноклассников

Анкетирование одноклассников

Сказка.  В одном сказочном городе жили Знаки Препинания: Точка, Запятая, Вопросительный знак и Восклицательный знак. Они жили дружно.  Знаки помогали жителям своего города писать грамотно.  Восклицательный знак очень любил свой город. Он всегда восхищался: «Как вокруг красиво! Какие прекрасные дома, деревья!».  Вопросительный знак был очень любопытным. Он спрашивал у жителей города: «Как ваше здоровье? Какая завтра будет погода?».  Точка и Запятая дружили и ходили всегда вместе. Точка была спокойной и молчаливой, а Запятая любила много рассказывать и перечислять разные события.  Если кто – то хочет писать грамотно, то он обязательно должен съездить в этот сказочный город и познакомиться со всеми знаками препинания.

Сказка.

В одном сказочном городе жили Знаки Препинания: Точка, Запятая, Вопросительный знак и Восклицательный знак. Они жили дружно.

Знаки помогали жителям своего города писать грамотно.

Восклицательный знак очень любил свой город. Он всегда восхищался: «Как вокруг красиво! Какие прекрасные дома, деревья!».

Вопросительный знак был очень любопытным. Он спрашивал у жителей города: «Как ваше здоровье? Какая завтра будет погода?».

Точка и Запятая дружили и ходили всегда вместе. Точка была спокойной и молчаливой, а Запятая любила много рассказывать и перечислять разные события.

Если кто – то хочет писать грамотно, то он обязательно должен съездить в этот сказочный город и познакомиться со всеми знаками препинания.

Угадай знак препинания! Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца! Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом. Выйдет на дорожку, всем подставит ножку . Загораживает путь, предлагает отдохнуть . На крохотное ушко похожа завитушка. Велит нам постоять чуть-чуть и отправляться дальше в путь. Никогда он не молчит, оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!» Что о себе могу сказать? Согнула жизнь меня в дугу. За свой характер я плачу – за то, что много знать хочу. Я маковкой-крупинкой упала на тропинку,   Остановила вас - закончила рассказ.

Угадай знак препинания!

Бурным чувствам нет конца: пылкий нрав у молодца!

Вечно думал он над смыслом, изогнулся коромыслом.

Выйдет на дорожку, всем подставит ножку .

Загораживает путь, предлагает отдохнуть .

На крохотное ушко похожа завитушка.

Велит нам постоять чуть-чуть

и отправляться дальше в путь.

Никогда он не молчит, оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Что о себе могу сказать? Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу – за то, что много знать хочу.

Я маковкой-крупинкой упала на тропинку, 

Остановила вас - закончила рассказ.

В гости к Вопросительному знаку Зачем нужны знаки препинания? Какую роль играют в вашей жизни книги? Чем вы увлекаетесь? ?

В гости к Вопросительному знаку

  • Зачем нужны знаки препинания?
  • Какую роль играют в вашей жизни книги?
  • Чем вы увлекаетесь?

?

Что можно видеть с закрытыми глазами? Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»? На какой вопрос нельзя ответить

Что можно видеть с закрытыми глазами?

Как правильно говорить: «не вижу белый желток» или «не вижу белого желтка»?

На какой вопрос нельзя ответить "да"?

На какой вопрос нельзя ответить "нет"?

  Какое слово всегда звучит неверно?

У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?

Что можно приготовить, но нельзя съесть?

Разные вопросы задаю я всем:  Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?   Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?   Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?   Вот какой я мастак –   Вопросительный знак.

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько?

Почему? Зачем?  Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?  Кто? Кому? Который?

Чья? Какие?

В чем?  Вот какой я мастак –  Вопросительный знак.

 «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Оноре Де Бальзак Все наши действия объясняются нашим любопытством,  и желанием понять, как то или иное устроено. Поэтому, если мы будем спрашивать, нам откроются любые двери. Вопросы – это начало для любой науки. Всегда появляется теория, и практическое решение этой теории. Наверное, неспроста учителя часто задают ученикам наводящие вопросы, заставляя, наиболее развернуто понять ту или иную тему. Это и неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания, поэтому без вопросительного знака в письменной речи не обойтись, так как он выполняет и смысловую, и интонационную роль. Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи. Он служит для разделения текста на смысловые отрезки, предупреждает читателя о том, что указанные предложения надо произносить с вопросительной интонацией, помогает выразить эмоции.

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».

Оноре Де Бальзак

Все наши действия объясняются нашим любопытством,  и желанием понять, как то или иное устроено. Поэтому, если мы будем спрашивать, нам откроются любые двери. Вопросы – это начало для любой науки. Всегда появляется теория, и практическое решение этой теории.

Наверное, неспроста учителя часто задают ученикам наводящие вопросы, заставляя, наиболее развернуто понять ту или иную тему. Это и неудивительно: вопросы – двигатель человеческого познания, поэтому без вопросительного знака в письменной речи не обойтись, так как он выполняет и смысловую, и интонационную роль.

Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи. Он служит для разделения текста на смысловые отрезки, предупреждает читателя о том, что указанные предложения надо произносить с вопросительной интонацией, помогает выразить эмоции.

Вопросительный знак обеспечивает пишущему и читающему не только понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности. ?

Вопросительный знак обеспечивает пишущему и читающему не только понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.

?

В гости к Восклицательному знаку .

В гости к Восклицательному знаку .

Поздравляем сборную России с победой! Полухин Артём Путятов Роман Ах, красивая она – эта радуга – дуга! Ах, какая ты красивая! Числов Александр Австриевских Анастасия Я выбираю спорт! Дмитриенко Артём Осенний закат солнца – это восхитительно! Богатикова Анастасия. Как приятно услышать чудесное пение птиц! Рябцев Дмитрий Я восхищаюсь красотой русской природы ! Алисова Дарья Юнина Виталия

Поздравляем сборную России с победой!

Полухин Артём

Путятов Роман

Ах, красивая она – эта радуга – дуга!

Ах, какая ты красивая!

Числов Александр

Австриевских Анастасия

Я выбираю спорт!

Дмитриенко Артём

Осенний закат солнца – это восхитительно!

Богатикова Анастасия.

Как приятно услышать чудесное пение птиц!

Рябцев Дмитрий

Я восхищаюсь красотой русской природы !

Алисова Дарья

Юнина Виталия

! Как хорошо жить в мирное время! Иноземцева Полина

!

Как хорошо жить в мирное время!

Иноземцева Полина

Друзья! В произведениях  Стою я для того,  Чтоб выразить волнение,  Тревогу, восхищение,  Победу, торжество!  Не зря я от рождения –   Противник тишины!  Где я, те предложения  С особым выражением  Произнести должны.

Друзья!

В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество!

Не зря я от рождения –  Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнести должны.

С помощью восклицательного знака можно выразить все чувства и эмоции: грусть и радость, восторг и ярость, вопрос и ответ – все человеческие чувства слились в одном знаке препинания. В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи чувства выражает восклицательный знак. Ни точка, ни запятая, ни тире – ни один из этих знаков на может выразить эмоции. Например, сравним два предложения:

Я очень счастлива.

Я очень счастлива!

Первое предложение, в конце которого поставлена точка, звучит невыразительно, без эмоций. А второе выражает счастье, любовь, радость. Этот знак придает предложению торжественность!

Не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример! Это знак препинания, который является выражением очень сильных эмоций автора. Если пишущий ставит в конце предложения восклицательный знак, он показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Восклицательный знак обязательно нужно использовать почаще, потому что он помогает выразить состояние души.

Прочитай правильно. Мама пришла. Мама пришла! Мама пришла? Звенит звонок на перемену. Звенит звонок на перемену? Звенит звонок на перемену! ! ? .

Прочитай правильно.

Мама пришла.

Мама пришла!

Мама пришла?

Звенит звонок на перемену.

Звенит звонок на перемену?

Звенит звонок на перемену!

!

?

.

 Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать. !

Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

!

В гости к Запятой . Казнить нельзя помиловать. Пороть нельзя простить. Уволить лишних работников нельзя оставить всех. Сносить нельзя строить. Я подошёл к калитке с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос. Когда соревнования окончились от усталости я с трудом держался на ногах. Стояло жаркое лето на подоконнике расцвели кактусы. Распустились листья на деревьях в траве застрекотали кузнечики. ,

В гости к Запятой .

Казнить нельзя помиловать.

Пороть нельзя простить.

Уволить лишних работников

нельзя оставить всех.

Сносить нельзя строить.

Я подошёл к калитке с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.

Когда соревнования окончились

от усталости я с трудом держался

на ногах.

Стояло жаркое лето на подоконнике

расцвели кактусы.

Распустились листья на деревьях

в траве застрекотали кузнечики.

,

В гости к Запятой . , Казнить нельзя, помиловать. Пороть нельзя, простить. Уволить лишних работников нельзя, оставить всех. Сносить нельзя, строить. Я подошёл к калитке, с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос. Когда соревнования окончились, от усталости я с трудом держался  на ногах. Стояло жаркое лето, на подоконнике расцвели кактусы. Распустились листья на деревьях,  в траве застрекотали кузнечики.

В гости к Запятой .

,

Казнить нельзя, помиловать.

Пороть нельзя, простить.

Уволить лишних работников

нельзя, оставить всех.

Сносить нельзя, строить.

Я подошёл к калитке, с радостным лаем навстречу мне выбежал Барбос.

Когда соревнования окончились,

от усталости я с трудом держался

на ногах.

Стояло жаркое лето, на подоконнике расцвели кактусы.

Распустились листья на деревьях,

в траве застрекотали кузнечики.

Я девица занятая,  Мое имя Запятая  Мне едва хватает дня,  Все, чуть что, зовут меня!

Я девица занятая, Мое имя Запятая Мне едва хватает дня, Все, чуть что, зовут меня!

,  Запятая рассказала нам случай, который произошёл с одним мальчиком. Он хотел пойти в поход с друзьями и послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и вот в этот же день получил ответную телеграмму:

,

Запятая рассказала нам случай, который произошёл с одним мальчиком. Он хотел пойти в поход с друзьями и послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и вот в этот же день получил ответную телеграмму: " Быть дома нельзя идти в поход". Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова "дома" или после слова " нельзя". Мальчик так и не понял, быть ли ему дома или отправиться в поход.

 А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.  1. Коля пел так, как пели все.  Коля пел, так как пели все.  2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.  Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.  3. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.  Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.  4. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.  Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.  5. Ребенок играл, так как играли все дети.  Ребенок играл так, как играли все дети.

А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.

1. Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.

2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.

Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

3. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.

Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.

4. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

5. Ребенок играл, так как играли все дети.

Ребенок играл так, как играли все дети.

,   Оказывается, научиться «читать» знаки препинания – дело трудное, но очень полезное, так как помогает лучше понять и автора, и его мысли.

,

  Оказывается, научиться «читать» знаки препинания – дело трудное, но очень полезное, так как помогает лучше понять и автора, и его мысли.

. В гости к Точке . В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке .

.

В гости к Точке .

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке .

В гости к Точке . . В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поёт синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. В руках девчурки нарядная там кукла. В клетке ручной щегол поёт. Салфетки там на столе лежат. Коньки к зиме готовят там. Очки лежат для бабушки. Тетрадки всегда содержатся в порядке .

В гости к Точке .

.

В реке там рыба. На бугре

мычит корова. В конуре

собака лает. На заборе

поёт синичка. В коридоре

играют дети. На стене

висит картина. На окне

узоры инея. В печурке

горят дрова. В руках девчурки

нарядная там кукла. В клетке

ручной щегол поёт. Салфетки

там на столе лежат. Коньки

к зиме готовят там. Очки

лежат для бабушки. Тетрадки

всегда содержатся в порядке .

У неё особый пост  В самой малой строчке.  Если Точка — вывод прост:  Это значит — Точка. Фразу следует кончать,  Если Точка рядом.  Точку надо уважать,  Точку слушать надо. И хотя она тверда  В книге и в тетради,  Без особого труда  Можно с ней поладить, Если только мысли нить  От воды избавить,  Если Точку не забыть  Вовремя поставить.

У неё особый пост В самой малой строчке. Если Точка — вывод прост: Это значит — Точка.

Фразу следует кончать, Если Точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо.

И хотя она тверда В книге и в тетради, Без особого труда Можно с ней поладить,

Если только мысли нить От воды избавить, Если Точку не забыть Вовремя поставить.

.  Роль знаков препинания велика. Стоит пропустить одну лишь маленькую точку и получится неразбериха. Все знают, что телеграммы принято отправлять без

.

Роль знаков препинания велика. Стоит пропустить одну лишь маленькую точку и получится неразбериха.

Все знают, что телеграммы принято отправлять без "лишних" знаков, но как понять такую: "Мама выезжает утром встречайте"? Мама выезжает утром и её надо встречать, предварительно уточнив время прибытия поезда. Или мама выезжает, а утром её надо встречать.

Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.

. Знаки препинания подсказывают, направляют нас по нужному пути, помогают лучше понять авторский замысел

.

Знаки препинания подсказывают, направляют

нас по нужному пути, помогают лучше понять авторский замысел

Напутствие . В одном царстве проживали Знаки препинания. Мы к ним в гости приезжали, Чтоб улучшить знания. Хлебом – солью нас встречали, К себе в гости приглашали, Каждый знак в свой домик звал, Каждый дружбу предлагал. Вопросительный знак прибегал И вопросы всем задавал: Вы откуда? Зачем? Что хотите? Подружиться со мной ? Что стоите? Восклицательный знак не молчал И Из домика громко кричал: Как прекрасен мой дом! Посмотрите! И быстрее ко мне заходите! У запятых мы чай попили, О том, о сём поговорили. После беседы понял класс – Без них был скучным наш рассказ. В последнем доме жила точка, И тоже в гости звала нас, Ведь ей заканчивают строчку, И ей закончим мы рассказ. Нас знаки дружно провожали, И нам напутствие давали, Чтобы мы их не забывали, Как можно чаще повторяли. Путятов Роман ученик 4 а класса Селиванова М. В.

Напутствие .

В одном царстве проживали

Знаки препинания.

Мы к ним в гости приезжали,

Чтоб улучшить знания.

Хлебом – солью нас встречали,

К себе в гости приглашали,

Каждый знак в свой домик звал,

Каждый дружбу предлагал.

Вопросительный знак прибегал

И вопросы всем задавал:

Вы откуда? Зачем? Что хотите?

Подружиться со мной ? Что стоите?

Восклицательный знак не молчал

И Из домика громко кричал:

Как прекрасен мой дом! Посмотрите!

И быстрее ко мне заходите!

У запятых мы чай попили,

О том, о сём поговорили.

После беседы понял класс –

Без них был скучным наш рассказ.

В последнем доме жила точка,

И тоже в гости звала нас,

Ведь ей заканчивают строчку,

И ей закончим мы рассказ.

Нас знаки дружно провожали,

И нам напутствие давали,

Чтобы мы их не забывали,

Как можно чаще повторяли.

Путятов Роман

ученик 4 а класса

Селиванова М. В.

Повторное анкетирование одноклассников

Повторное

анкетирование одноклассников

Заключение Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения .  Знаки препинания подсказывают, направляют нас по нужному пути, помогают лучше понять авторский замысел.  Оказывается, научиться «читать» знаки препинания – дело трудное, но очень полезное, так как помогает лучше понять и автора, и его мысли.

Заключение

Точки, палочки, крючки…

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения .

Знаки препинания подсказывают, направляют нас по нужному пути, помогают лучше понять авторский замысел.

Оказывается, научиться «читать» знаки препинания – дело трудное, но очень полезное, так как помогает лучше понять и автора, и его мысли.

Заключение  Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.  Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.  Таким образом, результаты проведённой нами работы подтвердили выдвинутую гипотезу.

Заключение

Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.

Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

Таким образом, результаты проведённой нами работы подтвердили выдвинутую гипотезу.

 В заключение мы хотим рассказать притчу «О пользе знаков препинания».  Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразы проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.  Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.  Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.  Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.  К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

В заключение мы хотим рассказать притчу «О пользе знаков препинания».

Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразы проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

Литература Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995. Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994. Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. Ожегов С. И. Словарь русского языка под редакцией Шведовой Н. Ю.. – 20-е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1989. Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010 Румянцева А.А., Пунктуация. М, «Планета», 2010 Русский язык: 4-й кл.: учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013. Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 1993. Интернет-ресурсы

Литература

  • Волина В. В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  • Волина В. В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  • Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986.
  • Ожегов С. И. Словарь русского языка под редакцией Шведовой Н. Ю.. – 20-е изд., стереотип. – Москва: Русский язык, 1989.
  • Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010
  • Румянцева А.А., Пунктуация. М, «Планета», 2010
  • Русский язык: 4-й кл.: учебник: в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013.
  • Шклярова Т. В. Справочник для начальных классов. – М.: ТЕРРА, 1993.
  • Интернет-ресурсы
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание