СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Экскурсия «Музеи православного зодчества»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экскурсия «Музеи православного зодчества»

В презентации есть заметки к слайдам.

Содержание: 

•Из истории Русской Православной церкви, 3-6 слайд.

•Шатровые каменные храмы, 6-8 слайд.

•«Огненные» храмы 9,10 слайд.

•Храмы в стиле неоготики, 11-13 слайд.

•Храмы «под звоном», 14-16 слайд.

•Храм Петра и Павла в Североуральске, 17-23 слайд.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Экскурсия «Музеи православного зодчества»»

Экскурсия  «Музеи православного зодчества»

Экскурсия «Музеи православного зодчества»

Содержание Из истории Русской Православной церкви, 3-6 слайд. Шатровые каменные храмы, 6-8 слайд. «Огненные» храмы 9,10 слайд. Храмы в стиле неоготики, 11-13 слайд. Храмы «под звоном», 14-16 слайд. Храм Петра и Павла в Североуральске, 17-23 слайд.

Содержание

  • Из истории Русской Православной церкви, 3-6 слайд.
  • Шатровые каменные храмы, 6-8 слайд.
  • «Огненные» храмы 9,10 слайд.
  • Храмы в стиле неоготики, 11-13 слайд.
  • Храмы «под звоном», 14-16 слайд.
  • Храм Петра и Павла в Североуральске,

17-23 слайд.

Из истории Русская Православная Церковь на протяжении многих столетий свидетельствует всему миру о вере, культуре и традициях российского народа. Храмовое зодчество является выразителем христианских идей и образов, проповедью в камне.

Из истории

  • Русская Православная Церковь на протяжении многих столетий свидетельствует всему миру о вере, культуре и традициях российского народа.
  • Храмовое зодчество является выразителем христианских идей и образов, проповедью в камне.
Из истории В настоящее время по всей стране возрождаются православные храмы, разрушенные в прежнее время, и одновременно идёт достаточно активное строительство новых церквей. Но традиции церковного строительства, как и многие другие традиции в послереволюционной России, были прервана на 70 лет.

Из истории

  • В настоящее время по всей стране возрождаются православные храмы, разрушенные в прежнее время, и одновременно идёт достаточно активное строительство новых церквей. Но традиции церковного строительства, как и многие другие традиции в послереволюционной России, были прервана на 70 лет.
В Православном храме священная традиция — это канон, неизменность, постоянство, и в этом постоянстве — многообразие. А потому каждый храм своеобразен, но в то же время и каноничен.
  • В Православном храме священная традиция — это канон, неизменность, постоянство, и в этом постоянстве — многообразие. А потому каждый храм своеобразен, но в то же время и каноничен.

Шатровые каменные храмы

  • На Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию.
  • Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III.

Вознесенский шатровый храм − главное и самое красивое здание дворцового села − был построен в 1532 году. Это первый каменный шатровый храм (есть предположение, что и деревянные шатровые церкви стали строить уже только в подражание Коломенскому) на Руси, поражающий своей грандиозностью и при этом гармоничностью форм. Он даже кажется не очень высоким, пока рядом с ним не появляются люди, − только тогда понимаешь, насколько огромна эта церковь. Заложен был храм либо в 1529, либо в 1530 году, по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола.

Есть большая вероятность того, что строили Вознесенский храм итальянские зодчие, возможно, Петрок Малый, прибывший в Москву в 1528 году.

Украшен храм чрезвычайно искусно и богато, при этом без излишеств. Внутри шатер открыт, что создает ощущение простора внутри небольшого по площади храма.

Шатровые каменные храмы По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г. Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.

Шатровые каменные храмы

  • По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.
  • Широко распространившийся всего за одно столетие стиль был запрещен после церковной реформы патриарха Никона в 1653г., как не соответствующий чину. Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма.

Шатровые каменные храмы

  • Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского зодчества XV-XVI веков.
  • Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников.

Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.

С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии. С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI-XVIIвв.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.

«Огненные» храмы Никольская церковь в усадьбе Никольское-Урюпино была построена в 1664-1665гг. зодчим Павлом Потехиным, крепостным Одоевских, которым в то время принадлежало подмосковное имение.

«Огненные» храмы

  • Никольская церковь в усадьбе Никольское-Урюпино была построена в 1664-1665гг. зодчим Павлом Потехиным, крепостным Одоевских, которым в то время принадлежало подмосковное имение.
  • "Церковь украшена по фасадам орнаментом из фигурного кирпича и многоцветных изразцов, и завершается ярусами нарядных кокошников".
  • Обращают на себя внимание красивые завершения центральной части и приделов – из нескольких рядов остроконечных кокошников.
«Огненные» храмы Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке была построена в 1657г. на месте прежней деревянной, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами. Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя, по приделу Святителя Николая.

«Огненные» храмы

  • Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке была построена в 1657г. на месте прежней деревянной, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами. Церковь Николая Чудотворца первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, позднее получила свое более известное ныне имя, по приделу Святителя Николая.

Храмы в стиле неоготики

  • Неоготика (псевдоготика, ложная готика) – архитектурное направление, возникшее в XVIII веке в Великобритании и распространившееся в Европе и в России.
  • В Москве неоготических церквей практически нет, зато в Московской области их немало; есть они и в других областях, и в открытом новым веяниям Петербурге.
  • Настоящей готики в России нет – по объективным историческим причинам, поэтому зачастую неоготику в России для краткости именуют просто готикой.

Из названия ясно, что этот стиль связан с использованием деталей готической архитектуры; обращение архитекторов к средневековому европейскому зодчеству было вызвано общей тенденцией к возрождению старинных традиций не только в архитектуре, но и в ландшафтном дизайне.

В России их крайне немного, и далеко не во всех можно сразу и безошибочно угадать неоготические черты, но тем не менее храмы этого стиля существуют и очень интересны не только своим обликом, но и своей историей.

Как правило, это не простые приходские церкви, а усадебные храмы известных людей. Церковь Александра Невского, Ленинградская область. Церковь Петра и Павла в Парголово Санкт-Петербург.

Храмы в стиле неоготики

  • Строительство церкви Михаила Архангела было начато по заказу владельцев села, братьев А.М. и П.М. Юрьевых в 1778г. , закончилось оно в 1783г.
  • Внешний декор храма прост, но не выглядит скудным благодаря большому количеству стрельчатых и круглых окон разного размера.
  • Высокая готическая церковь странно выглядит в одиночестве на пустом месте.

Построенный в стиле неоготики (или ложной русской готики)двухэтажный кирпичный храм поставлен на белокаменный цоколь.

Здание увенчано куполом с люкарнами и световым барабаном, на котором вместо традиционной главки поставлен готический каменный шпиль с крестом.

Внешний декор храма прост, но не выглядит скудным благодаря большому количеству стрельчатых и круглых окон разного размера.

Пол здания выложен каменными плитами; на верхнем этаже на сводах сохранились росписи начала ХХв. и иконостас, современный церкви, иконы которого утрачены; второй, более поздний, трехъярусный иконостас сохранился лишь частично – каркас, расписанный «под мрамор».

Высокая готическая церковь странно выглядит в одиночестве на пустом месте. Но в те времена, когда ее строили, вокруг все было иначе.

От усадьбы не сохранилось ничего; господский дом был разрушен, служебные постройки, о которых нет никаких сведений, возможно, и существовали при небольшой усадьбе, но следов их не осталось ни в селе, ни в литературе об этих местах. Сохранилась только удивительная церковь, одна из самых необычных церквей не только Клинского района, но и всего Подмосковья.

Храмы в стиле неоготики

  • Це́рковь Рождества́ Иоа́нна Предте́чи построена в 1776—1778 годах при инвалидном доме моряков Балтийского флота, архитектор — Ю. М. Фельтен. Затем церковь была передана Мальтийскому ордену, когда император Павел I стал его главой.
  • В советское время церковь была закрыта 15 марта 1938 года. Всё церковное имущество бесследно пропало.
  • Она была возвращена приходу в 1989 году, 14 ноября 1990 в ней возобновились богослужения.

Иоанновская церковь является ярким примером псевдоготического стиля и издалека по виду напоминает католический костёл. Она представляет собой неоштукатуренное здание из красного кирпича с остроконечным стрельчатым куполом серого цвета. Над входом возвышается колокольня, состоящая из одного яруса, в котором располагается звонница. Вместо сплошной стены с имеющимися в ней проёмами для звонниц на колокольне по углам расположены четыре колонны, поддерживающие четырёхгранный шатёр серого цвета, который заменяет купол.

Доминирующим готическим архитектурным элементом церкви являются зарешеченные стрельчатые окна, в такой же форме выполнен козырёк над входом. Возле входа в церковь по бокам на углах имеются треугольные выступы в стене, опускающиеся до земли. На один из них прикреплена табличка с названием церкви, годом постройки и архитектором. Церковь в плане крестообразная. Внутренние помещения перекрывают сомкнутые стрельчатые готические своды. Деревянный иконостас также слегка стилизован под готику.

Храмы «под звоном»

  • Это столпообразные храмы, у которых ярус звона помещен на основном объеме, под главой. Замечательные образцы древнерусской архитектуры этого типа появились на Руси в XIV веке – предположительно, первым из них был храм Иоанна Лествичника в Московском Кремле, построенный еще при Иване Калите в 1329 году и не дошедший до наших дней.

Ряд превосходных храмов «под звоном» дало русской архитектуре московское (нарышкинское) барокко. Это касается тех храмов, авторство (или работы по строительству) которых принадлежит (или приписывается) зодчему Якову Бухвостову: Покрова в Филях, Бориса и Глеба в Зюзино, Троицкая в Троице-Лыково, Спаса в Уборах, Знамения на Шереметевом дворе. Стройные, высокие барочные храмы становятся еще выше благодаря дополнительному ярусу звона – пирамидальные строения, похожие на свечи, великолепно смотрятся издалека. В Москве из барочных церквей «под звоном», кроме нарышкинских, есть современная им знаменитая Меньшикова башня (церковь Архангела Гавриила), украшенная в стиле западного барокко и близкая по архитектуре не только к культовым, но и к светским постройкам.

Храмы «под звоном»

  • Церковь Святых Мучеников Бориса и Глеба в селе Зюзино (1688-1704) начала строиться по заказу боярина Бориса Ивановича Прозоровского, одного из соратников молодого Петра I, вместо прежнего деревянного храма.
  • Новый храм в усадьбе был построен двухъярусным, в стиле московского барокко, «под звоном». В нижней части – зимний храм во имя св. благоверного князя Владимира, в верхней – летняя церковь Бориса и Глеба. Строительство растянулось надолго: нижний храм был освящен в 1688г., а верхний – только в 1704г.

Храм украшен скромнее прочих барочных церквей того времени: наличников на окнах нет, грани восьмерика разделены фигурными колонками и увенчаны небольшими резными фронтонами. Колонки украшают и междуоконное пространство второго яруса церкви. Окна нижнего яруса утоплены в широкие ниши в стенах. В летнюю верхнюю часть храма ведут нарядные лестницы, добавляющие всему зданию пышности и изящества.

В 1879г. к храму была пристроена небольшая колоколенка на четырех столбах, завершающаяся шпилем.

В советское время в 1938г. храм был закрыт. Местные жители, вскрыв замки, унесли на дрова ценнейший резной иконостас – ровесник храма. Не уцелели и деревянные дверные и оконные рамы. Колокольня начала рушиться. В конце 1950-х гг. началась первая реставрация памятника, после которой в нем разместили мастерскую по обработке алмазов.

Все же в 1989г. удалось добиться передачи храма православной общине Севастопольского района. Сначала, как и при постройке храма, был освящен нижний храм, а в 1990г. – верхний.

В настоящее время храм полностью отреставрирован, и рядом строится новое здание воскресной школы.

Храмы «под звоном» Церковь Воздвижения Креста Господня  в селе Воздвиженском была построена в 1838 году, отделка ее была окончена в 1847 году. Село Воздвиженское имеет древнюю историю, и это неудивительно − ведь оно стоит на старой Ярославской дороге, одном из главных трактов во все времена в России. Это очень интересное для своего времени здание, оно выстроено в стиле ампир, но по типу «иже под колоколы», или «под звоном», с колокольней в барабане, поставленной на основной объем храма.

Храмы «под звоном»

  • Церковь Воздвижения Креста Господня  в селе Воздвиженском была построена в 1838 году, отделка ее была окончена в 1847 году. Село Воздвиженское имеет древнюю историю, и это неудивительно − ведь оно стоит на старой Ярославской дороге, одном из главных трактов во все времена в России.
  • Это очень интересное для своего времени здание, оно выстроено в стиле ампир, но по типу «иже под колоколы», или «под звоном», с колокольней в барабане, поставленной на основной объем храма.
Храм Петра и Павла в Североуральске Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Екатеринбургской епархии, расположенный в городе Североуральске Свердловской области был и остается жемчужиной Уральского Севера. Этот архитектурный памятник знаменует собой последний крупный взлет самобытного творения местного зодчества, развивающего традиции «московского» барокко.

Храм Петра и Павла в Североуральске

  • Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла Екатеринбургской епархии, расположенный в городе Североуральске Свердловской области был и остается жемчужиной Уральского Севера. Этот архитектурный памятник знаменует собой последний крупный взлет самобытного творения местного зодчества, развивающего традиции «московского» барокко.
Из истории XVIII век ознаменовался бурным развитием промышленности на Урале. Открывались новые месторождения руды, строились заводы, возникали новые поселения горнозаводских рабочих. А где селились люди, там возникали храмы – неотъемлемая часть русской культуры, донесшая до нас свет православной веры через века. Так появился и храм Петра и Павла.

Из истории

  • XVIII век ознаменовался бурным развитием промышленности на Урале. Открывались новые месторождения руды, строились заводы, возникали новые поселения горнозаводских рабочих.
  • А где селились люди, там возникали храмы – неотъемлемая часть русской культуры, донесшая до нас свет православной веры через века. Так появился и храм Петра и Павла.
Из истории В середине XVIII века уральский горнозаводчик Максим Походяшин начал здесь строительство железоделательного завода. Одновременно с возведением завода и жилья для сезонных рабочих, он заложил деревянную церковь, самолично выбрав для нее высокий скалистый берег реки Колонги. Через год, в 1759 году строительство церкви было закончено, и в том же году, по благословлению митрополита Тобольского Павла, церковь была освящена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Церковь, завод, а потом и село стали называться Петропавловскими. Это было первое поселение русских в этих местах. Первый храм был деревянным, довольно внушительных размеров, но после пожара стал не пригоден для служения. В 1767г. неподалеку от старой церкви Походяшиным был заложен новый 2-х этажный каменный храм, сохранившийся до наших времен. Он стоит на скале, внутри которой образовалась карстовая пещера с длиной ходов 370 метров (в настоящее время недоступна для посещения).

Из истории

  • В середине XVIII века уральский горнозаводчик Максим Походяшин начал здесь строительство железоделательного завода. Одновременно с возведением завода и жилья для сезонных рабочих, он заложил деревянную церковь, самолично выбрав для нее высокий скалистый берег реки Колонги.

Через год, в 1759 году строительство церкви было закончено, и в том же году, по благословлению митрополита Тобольского Павла, церковь была освящена во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Церковь, завод, а потом и село стали называться Петропавловскими. Это было первое поселение русских в этих местах.

Первый храм был деревянным, довольно внушительных размеров, но после пожара стал не пригоден для служения.

В 1767г. неподалеку от старой церкви Походяшиным был заложен новый 2-х этажный каменный храм, сохранившийся до наших времен. Он стоит на скале, внутри которой образовалась карстовая пещера с длиной ходов 370 метров (в настоящее время недоступна для посещения).

Из истории

  • Храм служил людям до 1929 года, весной прозвучал последний прощальный голос его колоколов. Главный колокол был сброшен, утварь и иконы реквизированы, вывезены и безвозвратно утеряны .
  • Долгие годы храм подвергался поруганию и разрушению. В разные годы в нем размещались: клуб Петропавловского леспромхоза, общежитие для людей, мобилизованных на строительство новых шахт, различные склады, конторы, мастерские, и даже мастерская по изготовлению гробов — типичная судьба многих и многих церквей в годы советской власти.

Главный вклад в сохранение и восстановление храма внесла православная община г. Североуральска. Долгие годы немногочисленная группа верующих боролась с чиновничьим равнодушием, стучалась в двери самых высоких правительственных кабинетов.

И вот 26 октября 1989 года наступил торжественный момент для всех жителей города – в этот день был освящен первый этаж в честь Казанской Иконы Божьей Матери. Архиепископ Екатеринбургский Мелхиседек отслужил первую Божественную литургию в возрожденном храме.

С тех пор Храм снова служит людям, колокольный звон будит сердца жителей шахтерского города.

Реставрация церковного здания продолжается до сих пор, еще не введен в строй верхний придел храма, нуждается в дальнейшем благоустройстве прихрамовая территория. Верится, что символизируя связь времен и лучших традиций уральского народа, храм Петра и Павла вновь предстанет во всей своей первозданной красе.

Архитектура Петропавловский храм был возведен на каменном фундаменте из красного кирпича.  Стены его выложены из большемерного кирпича, снаружи и внутри оштукатурены и побелены.  Толщина стен – более метра. В длину храм составляет почти 38 метров, в ширину – более 12 метров. Общая высота храма 57,5 метра.  Кто конкретно возводил храм – ответ на этот вопрос в архивах не сохранился. Однако предполагают, что строителями были местные уральские мастера. По преданиям, в строительстве принимали участие и итальянские зодчие, впавшие в немилость Екатерины II. Но документального подтверждения этому нет.

Архитектура

  • Петропавловский храм был возведен на каменном фундаменте из красного кирпича.
  • Стены его выложены из большемерного кирпича, снаружи и внутри оштукатурены и побелены.
  • Толщина стен – более метра.
  • В длину храм составляет почти 38 метров, в ширину – более 12 метров.
  • Общая высота храма 57,5 метра.

Кто конкретно возводил храм – ответ на этот вопрос в архивах не сохранился. Однако предполагают, что строителями были местные уральские мастера. По преданиям, в строительстве принимали участие и итальянские зодчие, впавшие в немилость Екатерины II. Но документального подтверждения этому нет.

Архитектура

  • Петропавловский храм города Североуральска — не слепое повторение известных образов, а самобытный памятник местной школы зодчества. В этом его огромная художественная и историческая ценность. Некоторые исследователи находят в его архитектуре смешение стилей: барокко и провинциального классицизма.

К «московскому барокко» храм позволяют отнести следующие особенности архитектуры: ярко выраженные элементы узорочья, порезни карнизов и капителей на узловых и выставных колоннах в наружной отделке храма; волюты, узорочья, резной замковой камень в отделке окон и оконных проемов; несимметричный тип размещения окон; пятигранная апсида, тип главок, маковок. Характер декора придает храму особую выразительность.

А вот трехъярусная колокольня несет в себе некоторые приемы провинциального классицизма. В колокольне присутствуют совсем другие элементы и пропорции, чем в основном здании: ленточные наличники с треугольным фронтоном первого яруса, скошенные рустованные углы четверика второго яруса, волютообразные декоративные угловые элементы третьего. Следует отметить, что декор колокольни лишен легкости и пластичности, а мелко профилированные детали кажутся сухими и дробными.

Эти стилевые различия объясняются тем, что храм строился в течение трех десятилетий и менявшиеся архитектурные подходы сказывались на его облике, сделав его самобытным и неповторимым.

Архитектурной особенностью Петропавловского храма является его горизонтальная протяженность в сочетании с динамическим устремлением ввысь.

Архитектура За счет отсутствия боковых пределов, храм как бы вытянут в длину. Видна чётко подчеркнутая вертикальность строения. При строительстве храма был выбран бесстолбный тип перекрытий, типичных для архитектуры «строгановских» храмов. Широкие арочные проемы способствуют большей освещенности и открытости здания. Претерпев все испытания, храм Петра и Павла вновь приветливо встречает каждого въезжающего в город золотым свечением куполов, вселяя надежду и веру.

Архитектура

  • За счет отсутствия боковых пределов, храм как бы вытянут в длину.
  • Видна чётко подчеркнутая вертикальность строения.
  • При строительстве храма был выбран бесстолбный тип перекрытий, типичных для архитектуры «строгановских» храмов. Широкие арочные проемы способствуют большей освещенности и открытости здания.
  • Претерпев все испытания, храм Петра и Павла вновь приветливо встречает каждого въезжающего в город золотым свечением куполов, вселяя надежду и веру.
Источники Храмы России, иллюстрированный путеводитель по православным храмам России // http://hr amy.ru/index.htm Храмы «под звоном» // hramy.ru/rare/podzvon.htm Соборы.ру, Народный каталог православной архитектуры //http://sobory.ru/article/?object=12530 4. Музей православного зодчества //http://www.archmuseum.ru/?cat=15

Источники

  • Храмы России, иллюстрированный путеводитель по православным храмам России // http://hr amy.ru/index.htm
  • Храмы «под звоном» // hramy.ru/rare/podzvon.htm
  • Соборы.ру, Народный каталог православной архитектуры

//http://sobory.ru/article/?object=12530

4. Музей православного зодчества //http://www.archmuseum.ru/?cat=15