Тема сообщения на педагогическом совете 28.11.2017г. Презентация электронного портфолио учителя-логопеда МБДОУ "Детский сад №1 г.Льгова" Стародубцевой О.Ю.
«Мир непрерывно меняется, становится все сложнее, стремительное развитие науки и технологий – все это требует непрерывного обучения, постоянного совершенствования человеческих способностей и профессиональных навыков». Д.А.Медведев
Профессиональное развитие педагога – это длительный, постоянный и непрекращающийся процесс, который сопровождается механизмами самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя в условиях образовательного учреждения. В этом, несомненно, ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т.е. портфолио педагога. Метод " Портфолио" является современным и эффективным методом профессионального развития. Его цель состоит в систематизации профессионального опыта, накопленного учителем-логопедом в межаттестационный период. Портфолио решает 2 глобальные задачи, важные для совершенствования образовательной деятельности в ДОО. Во-первых, оно позволяет объективно оценить профессиональное продвижение педагога, его профессиональный рост, а во-вторых при составлении портфолио происходит осмысление собственной профессиональной деятельности самим учителем-логопедом, развивается профессиональная рефлексия и самооценка, что позволяет совершенствоваться в профессии, достигая высокого качества профессиональных результатов. Для меня назначение портфолио заключается в демонстрации наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции. По мнению Т.Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Несколько лет назад портфолио (а особенно его электронный вид) для меня было нечто новое, неизведанное. Лично ко мне пришло понимание необходимости создания портфолио, и главным мотивирующим фактором здесь была предстоящая аттестация (т.к. в настоящее время портфолио является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории). При работе над портфолио я не ставила перед собой только цель создания некого «досье успехов», а скорее была заинтересована в обобщении и систематизации материалов, отражающих все стороны моей профессиональной деятельности. Поэтому определила для себя следующие задачи: зафиксировать, накопить и объективно оценить результаты своей работы, моего личностного роста как учителя-логопеда. В методических источниках даются разнообразные классификации моделей портфолио. Свой «методический кейс» я могу охарактеризовать:
*По принадлежности (авторству) как портфолио педагога. *По целеполаганию как аттестационный, отражающий достижения педагога в межаттестационный период. *По виду профессиональной деятельности как практикоориентированный, имеющий целью анализ практической деятельности. *По содержанию, как комплексный или комбинированный, включающий в себя портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов). *По оформлению – электронное портфолио. Хочу предложить вашему вниманию свой вариант электронного портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа
Microsoft Office Power Point и Microsoft Office Word. Одним из требований к оформлению материалов портфолио является аккуратность и эстетичность, т.е. культура оформления. Свою работу я начала с подбора фона, который задает определенное настроение. Я слышала мнение специалиста о том, что фон портфолио педагога д.б. предпочтительно выдержан в холодных тонах. Данное правило мною и было учтено. Но главное, по моему мнению, фон д.б. выдержанным и спокойным, не должен быть кричащим. В то же время я постаралась отразить деловой стиль (т.к. портфолио педагога – это все же деловой документ). Поэтому для текстовой информации использовала один классический шрифт (который д.б. достаточно крупным, красивым и хорошо читаемым). Этим же принципом я руководствовалась при подборе картинок для оформления портфолио (старалась выдержать их в одном /деловом/ стиле). Цветовая гамма текстового материала сочетается с основным фоном и располагаемыми на слайдах наглядными материалами. Задачи по привлечению внимания аудитории постаралась решить с помощью наглядных средств (фотографии, сканированные копии документов, картинки, таблицы, диаграммы). Презентация дана в сокращенном варианте. При составлении портфолио я постаралась учесть и другие требования к его оформлению:
структуризация материалов (структура портфолио отражена в его содержании);
достоверность и объективность информации (которая подтверждается скан-копиями официальных документов);
логичность и лаконичность письменных пояснений;
целостность, тематическая завершенность представленных материалов
(что сейчас и представлю вашему вниманию).
Вернемся к структуре портфолио: * Первый слайд – это титульный лист, содержащий сведения об авторе портфолио (ФИО, занимаемая должность, квалификационная категория, полное название ДОУ (места работы) и личная фотография автора) * На следующем слайде представлено содержание портфолио (оглавление) с вариативной и инвариантной частями , наименованием разделов и подразделов портфолио (хочу отметить, что в разных источниках даются различные варианты структуры и содержания портфолио, которые могут варьироваться по усмотрению автора). Я для себя определила следующую структуру: * Первый раздел содержит общие сведения о педагоге (образование, специальность, трудовой и педагогический стаж работы, сведения о присвоении квалификационных категорий. Данный раздел отражает положение педагога в сфере карьерного роста и позволяет судить о процессе его индивидуального развития. * Второй раздел я определила как научно-методическая деятельность и социально-профессиональная активность. В нем содержатся сведения о повышении уровня педагогической квалификации. Почему включила их именно в этот раздел, а не в общие сведения о педагоге, как рекомендуют некоторые авторы? Потому что понимаю это не в узком смысле, только как пройденные официальные курсы с получением свидетельств, а в широком, включающем в себя: посещение городских открытых мероприятий (различных семинаров, конференций, круглых столов, открытых занятий коллег); работу по самообразованию, обобщению и распространению собственного педагогического опыта и др.; так как все это так же играет немаловажную роль в повышении уровня педагогической квалификации. Далее в данном разделе кратко представлены сведения об организации и содержании моей профессиональной деятельности в ДОУ; методическом обеспечении (выбор средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов, выбор образовательной программы и комплекта научно-методической литературы), использование некоторых технологий в процессе работы. * На следующих слайдах содержится информация о методической деятельности (работа в городском методическом объединении, участие в мероприятиях на региональном уровне,; и в конце, участие в педагогических советах ДОУ).Обращаю внимание на свои методические разработки (обобщение опыта работы (тема по самообразованию) и др. Ну и не обошла вниманием, конечно, участие в детских утренниках и других развлекательных мероприятиях, проводимых в ДОУ, т.к. стараюсь проявить свои творческие способности. * Следующий раздел 3. Организация образовательной предметно-пространственной среды (паспорт логопункта). В нем помещается выписка из паспорта логопедического кабинета (основные сведения о кабинете и его оборудовании, основных блоках методических материалов . А в своей презентации я предлагаю вашему вниманию только фотографии с небольшими пояснениями, на которых предметно -развивающая среда кабинета представлена наглядно. Несколько слайдов посвящены играм и пособиям, изготовленные своими руками. Т.к. все мы, безусловно, люди творческие, поэтому, думаю, что эти материалы будут интересны моим коллегам. * Четвертый раздел - Медиаресурсы в профессиональной деятельности учителя-логопеда ( т.е. использование ИКТ в работе с детьми, педагогами и родителями. Делается акцент на авторских разработках).
* Раздел 5 отражает результаты педагогической деятельности (в нем представлена динамика развития воспитанников и профессионального мастерства педагога). *6 раздел – это профессиональные достижения (отзывы о педагоге, достижения воспитанников, их участие в конкурсном движении при наличии подтверждающих грамот, дипломов и сертификатов). Хотя в нем могут содержаться и неофициальные отзывы коллег, родителей, самих воспитанников, а т.ж. самоанализ различных видов деятельности педагога.
В инвариантной части я разместила Эссе и материалы, иллюстрирующие мою профессиональную деятельность и учебно-методическое обеспечение.
Источники:
Н.А Кочкина, А.Н. Чернышева. Портфолио в ДОУ. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009.
Т.Н. Макарова, В.А. Макаров. Журнал «Завуч» № 4, 2005.
http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=390