СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии" (методическая разработка)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка позволяет познакомиться с особенностями    детей. ЗПР, их проблемами .

В разработке  раскрываются основные приемы работы на уроках географии такие как работа с учебником, картами, контурными картами, работа с географическим текстом, что позволяет на уроках, используя различные приемы и методы формировать познавательные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии" (методическая разработка)»

ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии Исполнитель: Т.Б.Николаенко, учитель географии ГБОУ школа №561 Санкт-Петербург-2015

ФГОС: формирование познавательных универсальных учебных действий при изучении географии

Исполнитель: Т.Б.Николаенко, учитель географии

ГБОУ школа №561

Санкт-Петербург-2015

Важно не просто накормить голодного рыбой,  главное — научить его ловить ее.  Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,  а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!     Конфуций

Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить ее. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь!   Конфуций

Кто эти дети? ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.  Основные трудности, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Типы задержки: 1- Конституционального происхождения . речь идет о так называемом психическом  инфантилизме, такой ребёнок беспомощен, несамостоятелен, слабо адаптируется в  новой ситуации. 2- Соматогенного происхождения часто болеющие дети с низкой познавательной активностью. 3- Психогенного происхождения . неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, или наоборот застенчивость. 4- Церебрально-органического происхождения. недостаточность нервной системы, минимальная мозговая дисфункция, слабость проявления эмоций, бедность воображения

Кто эти дети?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.

Основные трудности, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Типы задержки:

1- Конституционального происхождения .

речь идет о так называемом психическом

инфантилизме, такой ребёнок беспомощен,

несамостоятелен, слабо адаптируется в

новой ситуации.

2- Соматогенного происхождения

часто болеющие дети с низкой

познавательной активностью.

3- Психогенного происхождения .

неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, или наоборот застенчивость.

4- Церебрально-органического происхождения.

недостаточность нервной системы, минимальная мозговая дисфункция,

слабость проявления эмоций, бедность воображения

Особенности учащихся ЗПР Гиперопека, отсутствие самостоятельности Отсутствие внимания,  общения Конфликтное общение

Особенности учащихся ЗПР

Гиперопека,

отсутствие самостоятельности

Отсутствие внимания,

общения

Конфликтное общение

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. УУД — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
  • Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий , обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета.

УУД — это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

  Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).   умение учиться предметные географические умения овладение учащимися общеучебными умениями .

Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные).

умение учиться

предметные географические умения

овладение учащимися общеучебными умениями .

Учебные действия. Предметные, географические умения    Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли; Умения  ориентироваться  на     местности;   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов. Универсальные учебные действия Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Учебные действия.

Предметные, географические умения

  •    Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;
  • Умения  ориентироваться  на     местности;
  •   Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);
  •   Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.

Универсальные учебные действия

  • Личностные
  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные
Познавательные действия Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии можно осуществлять в следующих направлениях:  Работа с картой.  Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.   Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

Познавательные действия

Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии можно осуществлять в следующих направлениях:

Работа с картой.

Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии — Николая Николаевича Баранского — это второй язык географии.

Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

 Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:  1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п. 2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.  3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы:

1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.

3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

Картометрические приемы работы с картой Определить географические объекты, имеющие следующие географические координаты.  а) 56 º с.ш., 38º в.д.  б) 62º с.ш., 130º в.д  2. Определить расстояние в градусах и километрах, отделяющих Южную Америку от Африки по линии экватора.  3. Определите протяженность России с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах по 60-й параллели и 100-му меридиану.

Картометрические приемы работы с картой

  • Определить географические объекты, имеющие следующие географические координаты.

а) 56 º с.ш., 38º в.д.

б) 62º с.ш., 130º в.д

2. Определить расстояние в градусах и километрах, отделяющих Южную Америку от Африки по линии экватора.

3. Определите протяженность России с запада на восток и с севера на юг в градусах и километрах по 60-й параллели и 100-му меридиану.

Прием чтения карт Задание для 6 кл. Опишите географическое положение реки Енисей по плану. На каком материке и в какой его части находится река. Между какими меридианами и параллелями расположена река. 3. Где начинается. 4. В каком направлении течет. 5. Куда впадает. 6. К бассейну какой реки (озера, моря) относится.

Прием чтения карт

Задание для 6 кл.

Опишите географическое положение реки Енисей по плану.

  • На каком материке и в какой его части находится река.
  • Между какими меридианами и параллелями расположена река.

3. Где начинается.

4. В каком направлении течет.

5. Куда впадает.

6. К бассейну какой реки (озера, моря) относится.

Работа в контурных картах   1.      В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. 2.      Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память. 3.      У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Работа в контурных картах

 

1.      В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию.

2.      Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

3.      У учеников формируются определенные навыки выполнения картографических работ, которые являются важной предпосылкой всестороннего развития личности и для многих послужат базой профессионального становления.

Работа в контурных картах Задание для 6 класса. На контурной карте с помощью штриховки обозначить районы, для которых характерны частые землетрясения и вулканическая деятельность. Отметить крупные вулканы. Задание для 8 класса. На контурную карту нанести крупнейшие реки, относящиеся к бассейнам океанов: 1 вариант    2 вариант а) Северного Ледовитого;  в) Тихого; б) внутреннего стока;  г) Атлантического; Задание для 10 класса. На контурной карте обозначить страны, площадь которых превышает 7 млн. кв. км., и их столицы.

Работа в контурных картах

Задание для 6 класса.

На контурной карте с помощью штриховки обозначить районы, для которых характерны частые землетрясения и вулканическая деятельность. Отметить крупные вулканы.

Задание для 8 класса.

На контурную карту нанести крупнейшие реки, относящиеся к бассейнам океанов:

1 вариант 2 вариант

а) Северного Ледовитого; в) Тихого;

б) внутреннего стока; г) Атлантического;

Задание для 10 класса.

На контурной карте обозначить страны, площадь которых превышает 7 млн. кв. км., и их столицы.

Работа в контурных картах Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ … 6 класс

Работа в контурных картах

Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ …

6 класс

Работа с текстом Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование дополнительной литературы. Такой вид деятельности способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

Работа с текстом

Как построить урок географии, чтобы он был интересным и увлекательным, а знания, полученные на уроке, прочными? Один из способов – использование дополнительной литературы.

Такой вид деятельности способствует развитию творческого воображения, устной речи учащихся, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок.

Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

6 класс. Из стихотворения «Красное море» Н.С. Гумилева. Здравствуй, Красное море, акулья уха, Негритянская ванна, песчаный котел! На утесах твоих вместо влажного мха Известняк, словно каменный кактус, расцвел. Вопросы. 1. Что характерно для впадины красного моря? 2. Почему поэт назвал море «акульей ухой»? 3. Почему у воды в этом море красный цвет?

6 класс.

Из стихотворения «Красное море» Н.С. Гумилева.

Здравствуй, Красное море, акулья уха,

Негритянская ванна, песчаный котел!

На утесах твоих вместо влажного мха

Известняк, словно каменный кактус, расцвел.

Вопросы.

1. Что характерно для впадины красного моря?

2. Почему поэт назвал море «акульей ухой»?

3. Почему у воды в этом море красный цвет?

 В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!