СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Философские размышления о жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Философские размышления о жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Философские размышления о жизни и смерти в лирике А.С.Пушкина"»

29 марта 1836 года умерла мать А.С. Пушкина – Надежда Осиповна. 22 июля 1836 года, спустя 4 месяца после похорон, появляется стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»

29 марта 1836 года умерла мать А.С. Пушкина – Надежда Осиповна.

22 июля 1836 года, спустя 4 месяца после похорон,

появляется стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны…»

«Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню – поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические – семья, любовь ets . – религия, смерть». (осень 1836 года, отрывок из дневника А. С. Пушкина)

«Скоро ли перенесу я мои пенаты в деревню –

поля, сад, крестьяне, книги; труды поэтические –

семья, любовь ets . – религия, смерть».

(осень 1836 года,

отрывок из дневника А. С. Пушкина)

В 4 веке жил Ефрем Сирин (умер в 373 г.) – один из самых почитаемых святых Православной Церкви.  Одно из самых известных его творений – молитва, которую читают во время Великого поста.  Молитву Ефрема Сирина называют «покаянной»

В 4 веке жил Ефрем Сирин (умер в 373 г.) – один из самых почитаемых святых Православной Церкви.

Одно из самых известных его творений – молитва, которую читают во время Великого поста.

Молитву Ефрема Сирина называют «покаянной»

Праздность  – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь. Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука. Любоначалие – властолюбие, стремление командовать и подчинять  себе других. Празднословие – пустые, праздные слова. Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота. Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного. Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к  кому-нибудь или чему-нибудь. Прегрешение – проступок, грех. Осуждение  – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.

Праздность – ничегонеделание, праздная, бесцельная жизнь.

Уныние – безнадёжная печаль, гнетущая скука.

Любоначалие – властолюбие, стремление командовать и подчинять

себе других.

Празднословие – пустые, праздные слова.

Целомудрие – строгая нравственность, душевная чистота.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.

Терпение – безропотное перенесение страданий, боли, неприятного.

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности к

кому-нибудь или чему-нибудь.

Прегрешение – проступок, грех.

Осуждение – неодобрительное мнение о ком-то или о чём-то.

Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, ошибке  Путь к раскаянию – долгий и мучительный, но совершенно необходимый для человека.  Чувство покаяния вызывает у человека желание изменить себя, самосовершенствоваться.  Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека.
  • Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, ошибке

  • Путь к раскаянию – долгий и мучительный, но совершенно необходимый для человека.

  • Чувство покаяния вызывает у человека желание изменить себя, самосовершенствоваться.

  • Без чувства покаяния не может начаться путь духовного роста человека.

Стихотворение Молитва Владыко дней моих! Дух праздности унылой,  Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей.  Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья,   И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Господи и Владыка живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия И празднословия не даждь ми.  Дух же целомудрия, смиренномудрия, Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.  Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения И не осуждати брата моего,  Яко благословен еси во веки веков, аминь.

Стихотворение

Молитва

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Господи и Владыка живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения

И не осуждати брата моего,

Яко благословен еси во веки веков, аминь.

Стихотворение Молитва - - - - (Праздность унылая, любоначалие, празднословие) - - - - (Праздность, уныние, любоначалие, празднословие) + - (Видение своих грехов, осуждение ) + + + + (Целомудрие, смиренномудрие, терпение, любовь) + + + + (Смирение, терпение, любовь, целомудрие) + - (Видение своих грехов, осуждение )

Стихотворение

Молитва

- - - -

(Праздность унылая, любоначалие, празднословие)

- - - -

(Праздность, уныние, любоначалие, празднословие)

+ -

(Видение своих грехов, осуждение )

+ + + +

(Целомудрие, смиренномудрие, терпение, любовь)

+ + + +

(Смирение, терпение, любовь, целомудрие)

+ -

(Видение своих грехов, осуждение )

 Хорошо было бы, если бы мудрость была  такого свойства, чтобы она могла переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором её пока нет…  Но горе в том, что для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.  Л. Н. Толстой

Хорошо было бы, если бы мудрость была

такого свойства, чтобы она могла переливаться

из того человека, который полон ею, в того, в котором её пока нет…

Но горе в том, что для восприятия чужой

мудрости нужна прежде всего

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Л. Н. Толстой

 Брожу ли я вдоль улиц шумных,  Вхожу ль во многолюдный храм,  Сижу ль меж юношей безумных,  Я предаюсь моим мечтам.  Я говорю: промчатся годы,  И сколько здесь ни видно нас,  Мы все сойдем под вечны своды —  И чей-нибудь уж близок час.  Гляжу ль на дуб уединенный,  Я мыслю: патриарх лесов  Переживет мой век забвенный,  Как пережил он век отцов.  Младенца ль милого ласкаю,  Уже я думаю; прости!  Тебе я место уступаю:  Мне время тлеть, тебе цвести.  День каждый, каждую годину  Привык я думой провождать,  Грядущей смерти годовщину  Меж их стараясь угадать.

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю; прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.

 ЭЛЕГИЯ  Безумных лет угасшее веселье  Мне тяжело, как смутное похмелье.  Но, как вино — печаль минувших дней  В моей душе чем старе, тем сильней.  Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе  Грядущего волнуемое море.  Но не хочу, о други, умирать;  Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;  И ведаю, мне будут наслажденья  Меж горестей, забот и треволненья:  Порой опять гармонией упьюсь,  Над вымыслом слезами обольюсь,  И может быть — на мой закат печальный  Блеснет любовь улыбкою прощальной.

ЭЛЕГИЯ

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть — на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной.