СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Формирование позитивного мышления педагогов, направленного на успех в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование позитивного мышления педагогов, направленного на успех в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»  - это презентация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Рассмотрены основные проблемы в коррекционной работе с детьми данной категории, представлена стратегия построения психолого-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Формирование позитивного мышления педагогов, направленного на успех в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»»

«Формирование позитивного мышления педагогов, направленного на успех в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»   Целевая консультация Подготовила: КАЧАНОВА Е.В., практический психолог МДОУКТ (с) №168 «Особенный ребенок»

«Формирование позитивного мышления педагогов, направленного на успех в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Целевая консультация

Подготовила:

КАЧАНОВА Е.В., практический психолог МДОУКТ (с) №168 «Особенный ребенок»

 «Каждый ребёнок имеет возможность  быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне,  соответственно своим личностным особенностям»

«Каждый ребёнок имеет возможность

быть психологически готовым к

школьному обучению на своём уровне,

соответственно своим личностным особенностям»

 «Ограничение жизнедеятельности – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста»    Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МНН)

«Ограничение жизнедеятельности – любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста»

Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МНН)

 Дети с ОВЗ  -  это дети с ограниченными  возможностями здоровья.   Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды  либо  другие дети в возрасте до 18 лет,  не признанные в установленном  порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные   или постоянные отклонения  в физическом и (или)  психическом развитии и   нуждающиеся в создании  специальных условий  обучения и воспитания.

Дети с ОВЗ  -  это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные  или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и  нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

 Группа дошкольников с  ОВЗ не однородна,  в неё входят дети с разными нарушениями  развития, выраженность которых может  быть различна:   * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;   * дети с нарушениями интеллектуального развития;   * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;   *  дети с комплексными   (сложными)  нарушениями развития;   * дети с нарушениями слуха;   * дети с нарушениями зрения;   * дети с тяжелыми  нарушениями речи .

Группа дошкольников с  ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: * дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; * дети с нарушениями интеллектуального развития; * дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; * дети с комплексными  (сложными) нарушениями развития; * дети с нарушениями слуха; * дети с нарушениями зрения; * дети с тяжелыми нарушениями речи .

  Характерные  недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:   замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).

Характерные  недостатки развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки развития моторики;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • недостаточная по сравнению со здоровыми детьми познавательная активность;
  • пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм и заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).
Развитие как нормального, так и аномального ребенка подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе

Развитие как нормального, так и аномального ребенка подчиняется общим законам формирования психики и личности человека в онтогенезе

 Первичный дефект:    недоразвитие, повреждение функции, органа или же сочетание нарушенных функций.   Вторичный дефект:    степень выраженности нарушения определяет особенности аномального развития.

Первичный дефект: недоразвитие, повреждение функции, органа или же сочетание нарушенных функций. Вторичный дефект: степень выраженности нарушения определяет особенности аномального развития.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Использование позитивного подхода Учет реальных возможностей и ситуации Применение комплекса специальных методов и приемов работы Своевременно выявление различных отклонения и своевременное оказание соответствующую помощи Изучение и выявление не только негативных симптомов развития, но и самих причин возникновения трудностей и отклонений Работа по исправлению нарушений индивидуализирована для каждого ребенка и для каждой категории детей. Помогать и учить детей жить со своими недостатками, по мере возможности справляться с ними и адаптироваться к окружению. Привлечение к совместной работе ближайшее окружения ребенка.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Использование позитивного подхода
  • Учет реальных возможностей и ситуации
  • Применение комплекса специальных методов и приемов работы
  • Своевременно выявление различных отклонения и своевременное оказание соответствующую помощи
  • Изучение и выявление не только негативных симптомов развития, но и самих причин возникновения трудностей и отклонений
  • Работа по исправлению нарушений индивидуализирована для каждого ребенка и для каждой категории детей.
  • Помогать и учить детей жить со своими недостатками, по мере возможности справляться с ними и адаптироваться к окружению.
  • Привлечение к совместной работе ближайшее окружения ребенка.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Использование личностно-ориентированного и деятельностного подхода к ребенку. Четкое дифференцирование расстройства от сохраненных качеств личности. На ребенка данной категории необходимо длительное, постепенное влияние не только относительно нарушенных функций, но и всей личности. Учет медленного приспособления и включения ребенка в один или другой вид деятельности и к новым условиям. Занятия должны быть направлены в двух руслах: 1)поддержки, обучения и направления поведения; 2) коррекции недостатков и развития имеющихся позитивных сторон личности.

СТРАТЕГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

  • Использование личностно-ориентированного и деятельностного подхода к ребенку.
  • Четкое дифференцирование расстройства от сохраненных качеств личности.
  • На ребенка данной категории необходимо длительное, постепенное влияние не только относительно нарушенных функций, но и всей личности.
  • Учет медленного приспособления и включения ребенка в один или другой вид деятельности и к новым условиям.
  • Занятия должны быть направлены в двух руслах:

1)поддержки, обучения и направления поведения;

2) коррекции недостатков и развития имеющихся позитивных сторон личности.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,  ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО  И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Отношение к ребенку должно быть корректным и чутким. Ребенку необходимо предоставить безопасное, комфортное место. Неуклонно придерживаться режима дня, постоянного порядка действий. Придерживаться порядка и чистоты в окружении ребенка. Больше обращать внимание на усилия ребенка, а не на результат. Несмотря на психические и физические недостатки, всех детей  необходимо привлекать к различным упражнениям, создавая возможности для успешного выполнения задания особенно тем  детям, которые имеют различные недостатки. Детей чаще поощрять и поддерживать, стимулируя желание и  мотивацию для деятельности, но при этом учить преодолевать и справляться с трудностями.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

  • Отношение к ребенку должно быть корректным и чутким.
  • Ребенку необходимо предоставить безопасное, комфортное место.
  • Неуклонно придерживаться режима дня, постоянного порядка действий.
  • Придерживаться порядка и чистоты в окружении ребенка.
  • Больше обращать внимание на усилия ребенка, а не на результат.
  • Несмотря на психические и физические недостатки, всех детей необходимо привлекать к различным упражнениям, создавая возможности для успешного выполнения задания особенно тем детям, которые имеют различные недостатки.
  • Детей чаще поощрять и поддерживать, стимулируя желание и мотивацию для деятельности, но при этом учить преодолевать и справляться с трудностями.

 Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической соблюдение интересов ребёнка;  системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности;  комфортности;  комфортности;  гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность. гуманность и реалистичность.

Ключевыми направлениями работы психолога ДОУ с детьми с ОВЗ является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
  • Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
  • соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической
  • соблюдение интересов ребёнка; системность и доступность; непрерывность; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической
  • соблюдение интересов ребёнка;
  • системность и доступность;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологической

комфортности; 

  • комфортности; 
  • комфортности; 
  • гуманность и реалистичность.
  • гуманность и реалистичность.
  • гуманность и реалистичность.

Диагностическое направление Программа коррекционной работы на дошкольной ступени  образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:    Коррекционно- развивающее направление Консультативно – просветительское и профилактическое   направление    Организационно –  методическое направление .

Диагностическое направление

Программа коррекционной работы

на дошкольной ступени

образования включает

в себя взаимосвязанные направления.

Данные направления

отражают её основное содержание:

Коррекционно-

развивающее

направление

Консультативно –

просветительское

и профилактическое  

направление

Организационно –

методическое

направление .

  • Диагностическое направление

Для успешности воспитания

и обучения детей с ОВЗ

необходима правильная

оценка их возможностей и

выявление особых образова-

тельных потребностей.

В связи с этим особая роль

отводится психолого-медико-

педагогической диагностике.

  • Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образова- тельных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике.
  • Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образова- тельных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике.
  • Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образова- тельных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике.
  • Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образова- тельных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико- педагогической диагностике.
Коррекционно-развивающее направление Основными направлениями коррекционно -развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ , находящимися в условиях  образовательной интеграции, являются: *развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; * развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; *формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; *формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Коррекционно-развивающее направление

Основными направлениями

коррекционно -развивающей

работы психолога с детьми с ОВЗ ,

находящимися в условиях

образовательной интеграции, являются:

*развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

* развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование

высших психических функций;

*формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

*формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Консультативно просветительское  и профилактическое    направление.   Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ . Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей,  проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению  родителей в решение коррекционно- воспитательных задач.
  • Консультативно просветительское и профилактическое   направление.

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ . Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими

особенностями детей, проводит

мероприятия, способствующие

повышению профессиональной

компетенции педагогов,

включению родителей

в решение коррекционно-

воспитательных задач.

Организационно – методическое направление Данное направление деятельности педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
  • Организационно – методическое направление

Данное направление деятельности

педагога - психолога включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

        Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.  Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.  Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?  Почему он так испуган? Почему не говорит?  Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.  Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!     13 13

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

13

13

 «Люди с нарушениями пришли в наш мир,  чтобы научить других доброте и милосердию,  то есть чтобы помочь остальным людям открыть для себя путь к спасению»  Жан Ванье, французский гуманист

«Люди с нарушениями пришли в наш мир, чтобы научить других доброте и милосердию, то есть чтобы помочь остальным людям открыть для себя путь к спасению» Жан Ванье, французский гуманист

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!   13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

13