Исангильдина Карапа Куанычбаевна
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
Регулятивный
Познавательный
Личностный
Блоки универсальных учебных действий
Знаково-символический
Коммуникативный
Личностные универсальные учебные действия
- - действие смыслообразования
-
- - действие нравственно-этического оценивания
Регулятивные универсальные учебные действия
- - целеполагание
- - планирование
Познавательные универсальные учебные действия
Логические действия
Общеучебные действия
- формулирование цели
- поиск информации
- структурирование знаний
- выбор эффективных способов решения задач
- рефлексия способов и условий действия
- смысловое чтение
- умение строить речевое высказывание
- постановка и формулирование проблемы
- действие со знаково-символическими средствами
- сравнение
- опознание
- анализ
- синтез
- сериация
- классификация
- обобщение
- доказательство
- подведение под понятие
- вывод следствий
- установление аналогий
Знаково-символические универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия
- планирование учебного сотрудничества
- постановка вопросов
-
- разрешение конфликтов
- управление поведением партнера
- умение выражать свои мысли
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (П);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
2. Актуализация (повторение) знаний
На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений (К);
- актуализацию изученных способов действий
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
3. Объяснение нового материала
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Учащиеся в коммуникативной
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
- подведение под понятие (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К);
форме обдумывают учебные действия:
- ставят цель,
- согласовывают тему урока,
- выбирают способ,
- строят план достижения цели;
- определяют средства, ресурсы и сроки.
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К).
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- подведение под понятие (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- доказательство (П);
- контроль (Р);
- коррекция (Р);
- оценка (Р);
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
6. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);
- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
- подведение под понятие (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- установление причинно-следственных связей (П);
- построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения нового материала
Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
- рефлексия способов и условий действия (П);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
- использование критериев для обоснования своего суждения (К);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Виды заданий для формирования личностных универсальных учебных действий:
- участие в проектах;
- подведение итогов урока;
- творческие задания;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Виды заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль
- диспут
- заучивание материала наизусть в классе
- контрольный опрос на определенную проблему
Универсальные учебные действия подразделяются на пять блоков
Личностный
Регулятивный
действие смыслообразования
Познавательный
целеполагание
Логические действия
Общеучебные действия
действие нравственно-этического оценивания
сравнение
Знаково-символический
Коммуникативный
планирование
формулирование цели
моделирование
опознание
прогнозирование
постановка вопросов
поиск
информации
преобразование модели
анализ
контроль
планирование учебного сотрудничества
структурирование знаний
синтез
разрешение конфликтов
коррекция
сериация
выбор эффективных способов решения
выражать свои мысли
саморегуляция
задач
классификация
рефлексия способов и условий действия
оценка
управление поведением партнера
обобщение
доказательство
подведение под понятие
установление
аналогий
вывод
следствий