Формирование УУД на уроках физики через использование современных образовательных технологий
Чикунова Лариса Владимировна,
преподаватель физики ОБПОУ «КЭМТ»
Цели образования XXI века:
- уметь жить;
- уметь работать;
- уметь жить вместе;
- уметь учиться.
- А. Дистервег : «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».
- Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Виды современных образовательных технологий
- Проблемное обучение
- Концентрированное обучение
- Модульное обучение
- Развивающее обучение
- Дифференцированное обучение
- Активное (контекстное) обучение
- Коллективная
система обучения (КСО)
- Игровые технологии
- Технология критического мышления
- Личностно-ориентированные технологии
- Технология педагогического мастерства
- Информационно-коммуникативные технологии
Ожидаемые результаты использования современных образовательных технологий
- Повышение качества знаний обучающихся
- Овладение обучающимися ключевыми компетентностями
- Формирование научно-исследовательских навыков обучающихся
Этап целеполагания
Энергией « hv» снабжен,
Летит к нам квант,
то бишь фотон.
Его хватает электрон,
И … до свидания, дом родной!
Развитие критического мышления
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формируемые УУД
- Обсуждение в группах,
- дискуссия;
- развитие интеллектуальной инициативы;
- активизация творческого мышления;
- развитие терминологического языка;
- формирование умения рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и умозаключения.
Личностные : стремление к
целенаправленной познавательной деятельности ; готовность к саморазвитию
Познавательные : готовность к информационно -познавательной деятельности
Регулятивные : саморегуляция ; умение быстро включаться в деловой ритм, активную деятельность и мыслительную работу
Коммуникативные : умение и готовность работать в коллективе
Этап актуализации опорных знаний
Открытие – исследование – объяснение 1887 – 1890 – 1905
1. О каком событии идет речь?
С именами каких ученых можно связать каждый этап?
2. Что называют фотоэлектрическим эффектом ?
3. Какие лучи вызывают фотоэффект?
4. В чем состоит различие между внешним и внутренним фотоэффектом?
5. Сформулируйте законы внешнего фотоэффекта.
6. На что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте?
7. Что такое фотон?
- 2. Что называют фотоэлектрическим эффектом ? 3. Какие лучи вызывают фотоэффект? 4. В чем состоит различие между внешним и внутренним фотоэффектом? 5. Сформулируйте законы внешнего фотоэффекта. 6. На что расходуется энергия фотонов при фотоэффекте? 7. Что такое фотон?
8. Что такое красная граница фотоэффекта?
- 8. Что такое красная граница фотоэффекта?
Личностно- ориентированные технологии
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формируемые УУД
- Совместная деятельность ;
- эвристическая беседа;
- коллективный вывод;
- сравнение
Личностные :
осознание своих трудностей и стремление к их преодолению
Познавательные:
постановка учебной задачи; умение понимать и реагировать на информацию в словесной форме
Регулятивные: контроль процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение вступать в диалог с преподавателем , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, слушать и отвечать на вопросы других
Этап презентации учебного материала
Генрих Герц
1857 – 1894 г.г.
Альберт Эйнштейн
1879 - 1955 г.г.
Информационно-коммуникативные технологии
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формируемые УУД
1.Выступление с опорой на мультимедиа презентацию ;
2.Компьютерное тестирование;
3.Использование электронных сборников-тренажёров;
4.Работа с электронными энциклопедиями
Личностные:
соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками.
Познавательные:
самостоятельное и групповое изучение материала , анализ, обобщение;
умение интерпретировать информацию , полученную из различных источников; умение использовать средства ИКТ.
Регулятивные:
умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность ; выбирать пути достижения поставленной цели.
Коммуникативные:
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения ; строить монологические высказывания
Тестирование
Технология работы в группах
Методы активизации познавательной деятельности
Формируемые УУД
Личностные: соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно-смысловыми установками.
Познавательные: постановка учебной задачи ; умение самостоятельно принимать решения.
Регулятивные: умение самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельност ь
- Работа в парах.
- Метод решения практических задач по эталону.
- Мозговой штурм.
- Бригадно-лабораторный метод.
- Исследовательская работа в группах.
- Метод проектов.
Найдите энергию фотона с длиной волны 500 нм.
Задача 1
Вычислите длину волны де Бройля, которая соответствует электрону, движущемуся со скоростью 10 7 м/с.
Задача 2
Какова работа выхода электронов из металла, если под действием фотонов с энергией 4 эВ с поверхности металла вылетают фотоэлектроны с максимальной кинетической энергией 1,8 эВ?
Задача 3
Технология педагогической мастерской
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формируемые УУД
- Метод мозгового штурма;
- анализ информации;
- методы, стимулирующие общение, само – и взаимопознание ;
- развитие фантазии и воображения;
- работа в малых группах ;
- дискуссионные методы.
Личностные : действия смысло-образования (осознание возможности применения нового знания при решении задач).
Познавательные: понимание и адекватная оценка ценностного смысла нового знания и границ его применимости.
Регулятивные: оценка имеющихся знаний и их коррекция.
Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать собеседника; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Рефлексия Закончить одну из фраз :
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я смог…
- Мне захотелось…
Личностно- ориентированные технологии
Методы активизации познавательной деятельности учащихся
Формируемые УУД
- Совместная деятельность;
- эвристическая беседа;
- коллективный вывод ;
- сравнение
Личностные : совершенствование имеющихся знаний и умений; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению
Познавательные: постановка учебной задачи; умение понимать и реагировать на информацию в словесной форме
Регулятивные: контроль процесса и результата деятельности
Коммуникативные: умение вступать в диалог с преподавателем , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета, слушать и отвечать на вопросы других
1. § 18, § 19, №12.15, №14.16.
- 1. § 18, § 19, №12.15, №14.16.
2. Ответить на вопрос: в чем парадокс фотоэффекта?
3. Разгадать кроссворд.
4. Написать мини-сочинение «Как моя жизнь связана с фотоэффектом».
- 2. Ответить на вопрос: в чем парадокс фотоэффекта? 3. Разгадать кроссворд. 4. Написать мини-сочинение «Как моя жизнь связана с фотоэффектом».
«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг