Фридерик Шопен: «Музыка не имеет отечества; отечество ее - вся вселенная»
Фридерик Шопен родился в 1810 году в местечке Желязова-Воля — неподалеку от Варшавы, столицы Польши. В эту страну его отец, француз Никола Шопен, переселился в шестнадцатилетнем возрасте. Она стала его второй родиной. В 1794 году он участвовал в восстании, имевшем целью восстановить независимость Польши, территорию которой поделили между собой три мощные соседние державы — Россия, Пруссия и Австрия. Н. Шопен, сделавшийся преподавателем французского и немецкого языков, женился на польке Юстине Кшижановской. Семья Шопенов вскоре после рождения сына переехала в Варшаву. Там Н. Шопен преподавал в лицее и некоторых других средних учебных заведениях. Он был человеком разносторонних культурных интересов, неплохо играл на флейте и скрипке. Хорошо играла на фортепиано и пела его жена.
«Шопенек».
Шопен рос в музыкальной семье. Отец его играл на флейте, а мать на фортепиано. В детстве Шопена называли очень трогательно-ласково “Шопенек”. Маленький Шопен – так переводится это слово с польского языка. Вы можете себе представить, чтобы в 11 лет выступать перед императором? Наверно, сложно. С детства он был очень восприимчивым и впечатлительным. Мог расплакаться, слушая музыку, мог вскочить ночью, чтобы подобрать какой-то необыкновенный аккорд. А прислуга думала, что мальчик сходит с ума. Вот они, гении музыки.
К счастью, ранние успехи не вскружили голову ни чудо-ребенку, ни его родителям, которые позаботились о серьезном разностороннем образовании сына. Он прилежно изучал иностранные языки и другие общеобразовательные предметы. В лицее, который Фридерик блестяще окончил за три года, его в особенности привлекала история Польши и польской литературы. Еще до занятий в лицее Фридерик начал брать частные уроки теории композиции, а с 1826 по 1829 год учился в его классе в варшавской Высшей школе музыки.. «Изумительные способности. Музыкальный гений» — так говорил о Шопене его преподаватель
Прелюдии Шопена.
В жанр прелюдии Шопен вносит много нового. Если раньше прелюдия означала только вступление к чему – то дальнейшему, то Шопен дает им новую жизнь. Это законченное музыкальное произведение. В каждой прелюдии свое настроение. От созерцательно-романтического до страстного порыва.
« С большого пальца до мизинца расписан самый мелкий звук. Представь себе – такой вот принцип анализа сердечных мук. Пусть это вальс или прелюд – какая чистая палитра! С его гармонией и ритмом отождествляю Божий суд.»
В 19 лет дал первый концерт в Вене. Город Моцарта и Бетховена рукоплескал юному поляку. В Варшаву он возвращается знаменитым. Потом уезжает в Вену с намерением перебраться в Париж. Друзья на прощанье дарят Фредерику серебряный кубок с польской землей
В Вене музыкант узнает о восстании на родине
Упоминание об этом историческом событии необходимо, чтобы легче было понять причину вынужденного расставания Шопена с родиной, которую он очень любил и по которой так сильно тосковал.
.
Отец Шопена принимал участие ещё в первом польском восстании 1794 года. Разумеется, принял участие и во втором. Он запретил в письме сыну приезжать в Варшаву. Фредерик все равно сорвался, но был не выпущен из Вены австрийскими властями
Это побудило его в конце июля 1831 года направиться в Париж. А по дороге туда Шопена настигло еще более страшное известие: польское восстание было жестоко подавлено. Существует предположение, что свой страстный протест Шопен излил в Этюде до минор, ставшем известным как «Революционный ».
Этюд До –минор «революционный»
Осенью 1831 года Шопен приехал в Париж. Столица Франции являлась в то время крупнейшим центром европейской художественной культуры, В концертных залах и в частных салонах выступали виртуозы-инструменталисты, съезжавшиеся из разных стран. Среди них было особенно много блестящих пианистов. Но Шопен, впервые публично выступив в феврале 1832 года, поразил избалованную парижскую публику сочетанием превосходного пианистического мастерства с ярко индивидуальной поэтической вдохновенностью. .
В круг дружеского общения Шопена вошли крупнейшие представители художественной культуры, такие, как композиторы Ференц Лист, итальянец Винченцо Беллини, француз Гектор Берлиоз, немецкий поэт Генрих Гейне. Другом Шопена со временем стал французский художник-романтик Эжен Делакруа. В концертах Шопен вдохновенно импровизировал и исполнял главным образом свои сочинения, которые в изобилии выходили из-под его пера.
Кто в кружева вспененные Шопена,
Благоуханные, не погружал
Своей души? Кто слаже не дрожал,
Когда кипит в отливе лунном пена?
Кто не склонял колени — и колена! —
Пред той, кто выглядит, как идеал,
Чей непостижный облик трепетал
В сетях его приманчивого плена?
То воздуха не самого ли вздох?
Из всех богов наибожайший бог —
Бог музыки — в его вселился opus,
Где все и вся почти из ничего,
Где все объемны промельки его,
Как на оси вращающийся глобус!
Он отдался всецело творчеству. Появились его сонаты, скерцо, баллады, экспромты, новая серия этюдов, поэтичнейшие ноктюрны, прелюдии и по-прежнему любимые мазурки и полонезы.
Парижскую публику сразу покорили его полонезы, мазурки, и конечно же вальсы, сохранявшие традиционную танцевальную форму, но наполненные новым содержанием — истинной поэзией и драматизмом.
К тому же Фридерик был прекрасным пианистом, он поражал слушателей не только техническим совершенством, но и глубиной, и искренностью исполнения.
Ф. Шопен «Вальс №7 до- диез минор»
Если говорить о личной жизни, то Шопен здесь тоже был крайне чувствителен. О его отношении к женщинам ходят легенды. На многие годы он связал свою жизнь со знаменитой французской писательницей Авророй Дюдеван, выступавшей в печати под псевдонимом Жорж Санд.
Судя по «музыкальным портретам» прежних возлюбленных - Констанции Гладковской и Марии Водзиньской, Шопен превыше всего ценил в них созданное его воображением обаяние чистоты. В Жорж Санд можно было найти все что угодно, только не это. К тому времени она пользовалась скандальной репутацией. Шопен не мог не знать этого.
Друзья композитора высоко ценили литературное дарование Жорж Санд и именно об этом беседовали с Шопеном и Мицкевичем, подчёркивая, что они ценят её прежде всего как писательницу. Они же способствовали появлению Жорж Санд на музыкальных вечерах у Шопена.
Нужно сказать, что об истории отношений Шопена с Жорж Санд не так много достоверной информации. Далеко не все согласны с самой Жорж Санд, изображавшей ангела-хранителя Шопена перед его друзьями и описывавшей им свое «самопожертвование» и «материнские заботы» о композиторе.
Лист в книге, изданной ещё при жизни Жорж Санд, весьма недвусмысленно обвинил её в том, что именно она была причиной его безвременной смерти . « Ядовитым растением» называл её Вильгельм Ленц, ученик Шопена, до глубины души возмущавшийся тем, как нагло, высокомерно и пренебрежительно обращалась Жорж Санд с Шопеном даже в присутствии посторонних. С годами Шопен давал концерты все реже, ограничиваясь исполнением в узком кругу друзей.
Наряду со светлыми лирическими пьесами всё чаще из-под его пера выходили произведения, полные драматической глубины, а нередко и трагизма .
Жизнь Шопена в Париже сложилась если и не счастливо, то благоприятно для творчества. Талант его достиг вершины.
Издание произведений Шопена уже не встречает препятствий, брать у него уроки считается большой честью, а услышать его игру - редким счастьем, доступным немногим избранным.
Последние годы жизни композитора были печальны. Умер его друг Ян Матушиньский, вслед за ним - горячо любимый отец. Ссора и разрыв с Жорж Санд сделали его совсем одиноким.
Шопен так и не смог оправиться от этих жестоких ударов. Обострилась болезнь легких, которой Шопен страдал с юных лет. Последние два года композитор почти ничего не писал. Средства его иссякли. Чтобы поправить свое тяжёлое материальное положение, Шопен предпринял поездку в Лондон по приглашению английских друзей. Собрав последние силы, больной, он дает там концерты, уроки. Восторженный прием вначале радует его, вселяет бодрость. Но сырой климат Англии быстро оказал свое губительное действие. Беспокойная жизнь, полная светских, часто пустых и бессодержательных развлечений, начала утомлять его. Письма Шопена из Лондона отражают его мрачное настроение, а нередко и страдание: «Я же ни беспокоиться, ни радоваться уже не в состоянии - совсем перестал что-либо чувствовать - только прозябаю и жду, чтобы это поскорее кончилось».
Свой последний концерт в Лондоне, оказавшийся последним в его жизни, Шопен дал в пользу польских эмигрантов. По совету врачей он спешно возвратился в Париж. Последним произведением композитора была мазурка фа-минор, которую он уже не мог сыграть, записал лишь на бумаге. По его просьбе из Польши приехала его старшая сестра Людвика, на руках которой он умер.
Похороны Шопена были торжественными. Лучшие артисты Парижа исполнили Реквием так любимого им Моцарта. Прозвучали и его собственные сочинения, среди них - похоронный марш из фортепианной сонаты си-бемоль минор в исполнении оркестра. Друзья принесли на его могилу кубок с родной польской землей. Похоронен Шопен в Париже, рядом с могилой своего друга Беллини.
А сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле святого Креста.
На родине композитора в столице Польши – Варшаве открыт музей, коллекция которого насчитывает более 5 000 различных экспонатов, среди которых автографы, первые его произведения, его переписка, памятные вещи, документы, а также картины, гравюры и скульптуры.
Автор презентации:
Алена Витальевна Калабун –
преподаватель МБОУ ДОД «Мартюшевская детская школа искусств»
2016 год