И с к у с с т в о вышивки
через века
- Молодкина Татьяна Альбертовна, учитель
- технологии МАОУ СОШ № 77 г. Хабаровск
Искусство вышивки – наиболее любимое в народе, дошедшее до нас из глубины веков. Вышивка представляет собой накладывание узора или изображения на ткань ручным или машинным способом. По видимому, нам не суждено узнать, кто первым и когда именно догадался воплотить красоту родной природы, чувства и переживания в узорах на ткани.
К сожалению, в силу недолговечности самих тканей и нитей, наука не может установить точного времени происхождения этого изысканного вида искусства.
Одной из первых вышивальных школ была киевская, открытая сестрой Владимира Мономаха Анной-Янкой. Здесь молодых девушек обучали вышивать шелком, золотом, серебром. Многие века руками мастериц создавались пышные узоры на одеждах вельмож, зажиточных горожан и селян, оформлялось культовое убранство .
Если до XVIII века вышивка была домашним ремеслом, больше напоминающим любимое дело (хобби), то с развитием и становлением разных видов ремесел вышивка превратилась в профессию.
На Руси основой вышивки были геометрические и растительные орнаменты, расположенные в виде полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах вышивались изображения сказочных птиц, животных, растений.
Традиционная вышивка - это источник познания
- этнической истории
- и культуры народа
- и их эволюции во времени.
Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси.
Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
- Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
- Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
- Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
- Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
Искусство художественной вышивки высоко ценилось в Киевской Руси.
Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, при которых были найдены фибулы и серебряные браслеты XIII века, изображавшие людей в рубашках с широкими вышитыми манишками .
- Разнообразны и богаты узоры вышивки.
- Это и строгие узоры «белым по белому», и пышные растительные орнаменты, украшающие одежду, скатерти, головные уборы, рушники. Женские рубахи вышивались на рукавах, вороте, лифе, манжетах .
Птица самый распространенный образ в русской вышивке,
она чаще всего встречается с женской фигурой или деревом .
- С веками вышивание превратилось в национальную традицию, способствующую формированию у девушек терпения, эстетических вкусов.
В мужских рубахах вышивкой отделывался ворот вдоль застежки и край рукава.
- Счётная вышивка выполняется по счёту ниток ткани, а свободная выполняется по контурному рисунку.
- Каждый народ имеет свои особенности вышивки, так, например, русскую вышивку можно разделить на счётную и свободную.
- Часто встречается и сочетание этих двух способов.
- Техника вышивания, приемы и узоры, передавались из поколения в поколение и конечно совершенствовались. Постепенно вырабатывались отличительные особенности национального характера. Изделия мастеров отличались узорами, сочетанием цветовой гаммы, приемами выполнения.
- Часто вышивка изображала символические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, что подчеркивало глубокое уважение нашими предками Солнца, Матери как первооснов жизни.
Большое значение придавалось символике цветов вышивки: красный – любовь, жажда, свет, борьба черный – горе, печаль, несчастье, смерть, зеленый – весна, обновление жизни и т.д.
- Народная вышивка связана с обычаями и обрядами крестьянства.
- Узор, композиция, расцветка имели свое различие по возрастной, социальной и семейной принадлежности .
- Среди наиболее распространенных техник выделяется свободной и счетной глади, белой и цветной мережки, крестом и полукрестом
- Олицетворением продолжения рода, для человека всегда была женщина, материнство, чистота, непорочность также отражались в мотивах.
В вышивке рушников можно найти отражение плодородия и культ предков.
Сила природы, солнца, весны, тепла для земледельца и скотовода имело огромное значение, что и подчеркивалось в узорах.
Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России.
Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п.
- Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.
- Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором.
- Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку».
- При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу.
- К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.
- Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые.
- Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.
- Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной.
- Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками.
- Вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.
- Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани.
- Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка»
- и т. д.).
- Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани —
- тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь,
- швы, используемые в золотном шитье.
- Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки.
- Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста.
- Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками.
- В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.
- Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.
- В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое.
- Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком.