СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "И с к у с с т в о вышивки через века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Искусство вышивки – наиболее любимое в народе, дошедшее до нас из глубины веков. Вышивка представляет собой накладывание узора или изображения на ткань ручным или машинным способом. По видимому, нам не суждено узнать, кто первым и когда именно догадался воплотить красоту родной природы, чувства и переживания в узорах на ткани.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "И с к у с с т в о вышивки через века"»

И  с  к  у  с  с  т  в  о вышивки через века  Молодкина Татьяна Альбертовна, учитель технологии МАОУ СОШ № 77 г. Хабаровск

И с к у с с т в о вышивки

через века

  • Молодкина Татьяна Альбертовна, учитель
  • технологии МАОУ СОШ № 77 г. Хабаровск
Искусство вышивки – наиболее любимое в народе, дошедшее до нас из глубины веков. Вышивка представляет собой накладывание узора или изображения на ткань ручным или машинным способом. По видимому, нам не суждено узнать, кто первым и когда именно догадался воплотить красоту родной природы, чувства и переживания в узорах на ткани. К сожалению, в силу недолговечности самих тканей и нитей, наука не может установить точного времени происхождения этого изысканного вида искусства.

Искусство вышивки – наиболее любимое в народе, дошедшее до нас из глубины веков. Вышивка представляет собой накладывание узора или изображения на ткань ручным или машинным способом. По видимому, нам не суждено узнать, кто первым и когда именно догадался воплотить красоту родной природы, чувства и переживания в узорах на ткани.

К сожалению, в силу недолговечности самих тканей и нитей, наука не может установить точного времени происхождения этого изысканного вида искусства.

 Одной из первых вышивальных школ была киевская, открытая сестрой Владимира Мономаха Анной-Янкой. Здесь молодых девушек обучали вышивать шелком, золотом, серебром. Многие века руками мастериц создавались пышные узоры на одеждах вельмож, зажиточных горожан и селян,  оформлялось  культовое убранство . Если до XVIII века вышивка была домашним ремеслом, больше напоминающим любимое дело (хобби), то с развитием и становлением разных видов ремесел вышивка превратилась в профессию. На Руси основой вышивки были геометрические и растительные орнаменты, расположенные в виде полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах вышивались изображения сказочных птиц, животных, растений.

Одной из первых вышивальных школ была киевская, открытая сестрой Владимира Мономаха Анной-Янкой. Здесь молодых девушек обучали вышивать шелком, золотом, серебром. Многие века руками мастериц создавались пышные узоры на одеждах вельмож, зажиточных горожан и селян, оформлялось культовое убранство .

Если до XVIII века вышивка была домашним ремеслом, больше напоминающим любимое дело (хобби), то с развитием и становлением разных видов ремесел вышивка превратилась в профессию.

На Руси основой вышивки были геометрические и растительные орнаменты, расположенные в виде полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах вышивались изображения сказочных птиц, животных, растений.

  Традиционная вышивка - это источник познания  этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.    Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.  Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.   Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.   Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.   Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.

Традиционная вышивка - это источник познания

  • этнической истории
  • и культуры народа
  • и их эволюции во времени.

Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси.

Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.

  • Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
  • Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
  • Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
  • Особое значение и древнюю историю имеет вышивка на Руси. Элементы вышивки можно было встретить повсюду: на одежде, обуви, на конской сбруе, на предметах быта, в жилище.
Искусство художественной вышивки высоко ценилось в Киевской Руси.  Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, при которых были найдены фибулы и серебряные браслеты XIII века, изображавшие людей в рубашках с широкими вышитыми манишками .

    Искусство художественной вышивки высоко ценилось в Киевской Руси.

    Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, при которых были найдены фибулы и серебряные браслеты XIII века, изображавшие людей в рубашках с широкими вышитыми манишками .

    Разнообразны и богаты узоры вышивки.  Это и строгие узоры «белым по белому», и пышные растительные орнаменты, украшающие одежду, скатерти, головные уборы, рушники. Женские рубахи  вышивались на  рукавах, вороте, лифе, манжетах .
    • Разнообразны и богаты узоры вышивки.
    • Это и строгие узоры «белым по белому», и пышные растительные орнаменты, украшающие одежду, скатерти, головные уборы, рушники. Женские рубахи вышивались на рукавах, вороте, лифе, манжетах .
    Птица самый распространенный образ в русской вышивке,  она чаще всего встречается с женской фигурой или деревом .

    Птица самый распространенный образ в русской вышивке,

    она чаще всего встречается с женской фигурой или деревом .

     С веками вышивание превратилось в национальную традицию, способствующую формированию у девушек терпения, эстетических вкусов.  В мужских рубахах вышивкой отделывался ворот вдоль застежки и край рукава.
    • С веками вышивание превратилось в национальную традицию, способствующую формированию у девушек терпения, эстетических вкусов.

    В мужских рубахах вышивкой отделывался ворот вдоль застежки и край рукава.

    Счётная вышивка выполняется по счёту ниток ткани, а свободная выполняется по контурному рисунку. Каждый народ имеет свои особенности вышивки, так, например, русскую вышивку можно разделить на счётную и свободную.  Часто встречается и сочетание этих двух способов. Техника вышивания, приемы и узоры, передавались из поколения в поколение и конечно совершенствовались. Постепенно вырабатывались отличительные особенности национального характера.  Изделия мастеров отличались узорами, сочетанием цветовой гаммы, приемами выполнения.
    • Счётная вышивка выполняется по счёту ниток ткани, а свободная выполняется по контурному рисунку.
    • Каждый народ имеет свои особенности вышивки, так, например, русскую вышивку можно разделить на счётную и свободную.
    • Часто встречается и сочетание этих двух способов.
    • Техника вышивания, приемы и узоры, передавались из поколения в поколение и конечно совершенствовались. Постепенно вырабатывались отличительные особенности национального характера. Изделия мастеров отличались узорами, сочетанием цветовой гаммы, приемами выполнения.
    Часто вышивка изображала символические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, что подчеркивало глубокое уважение нашими предками Солнца, Матери как первооснов жизни.    Большое значение придавалось символике цветов вышивки:  красный – любовь, жажда, свет, борьба  черный – горе, печаль, несчастье, смерть,  зеленый – весна, обновление жизни и т.д. 
    • Часто вышивка изображала символические фигуры Солнца, Берегини, Древа жизни, что подчеркивало глубокое уважение нашими предками Солнца, Матери как первооснов жизни. 

    Большое значение придавалось символике цветов вышивки: красный – любовь, жажда, свет, борьба черный – горе, печаль, несчастье, смерть, зеленый – весна, обновление жизни и т.д. 

    Народная вышивка связана с обычаями и обрядами крестьянства.    Узор, композиция, расцветка имели свое различие по возрастной, социальной и семейной принадлежности .   Среди наиболее распространенных техник выделяется свободной и счетной глади, белой и цветной мережки, крестом и полукрестом
    • Народная вышивка связана с обычаями и обрядами крестьянства.
    • Узор, композиция, расцветка имели свое различие по возрастной, социальной и семейной принадлежности .
    • Среди наиболее распространенных техник выделяется свободной и счетной глади, белой и цветной мережки, крестом и полукрестом
    Олицетворением продолжения рода, для человека всегда была женщина, материнство, чистота, непорочность также отражались в мотивах.
    • Олицетворением продолжения рода, для человека всегда была женщина, материнство, чистота, непорочность также отражались в мотивах.
     В вышивке рушников можно найти отражение плодородия и культ предков.  Сила природы, солнца, весны, тепла для земледельца и скотовода имело огромное значение, что и подчеркивалось в узорах.

    В вышивке рушников можно найти отражение плодородия и культ предков.

    Сила природы, солнца, весны, тепла для земледельца и скотовода имело огромное значение, что и подчеркивалось в узорах.

           Русская традиционная вышивка один из древнейших видов  декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по  всей территории России.  Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного  костюма, церковного облачения и утвари и т. п.

    Русская традиционная вышивка один из древнейших видов  декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по  всей территории России.

    Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного  костюма, церковного облачения и утвари и т. п.

    Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.   Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором.   Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку».  При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу.  К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь  и др.   
    • Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.
    • Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью или набором.
    • Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку».
    • При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу.
    • К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.

     

    Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые.  Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.  Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной.   Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками.  Вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.  Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани.   Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка»  и т. д.).
    • Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые.
    • Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.
    • Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной.
    • Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками.
    • Вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.
    • Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани.
    • Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка»
    • и т. д.).
      Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани —   тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь,  швы, используемые в золотном шитье.
    •   Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани —
    • тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь,
    • швы, используемые в золотном шитье.
    Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки.   Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста.   Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками.  В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.   Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.   В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое.   Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком.
    • Свободная гладь — основной тип мастерской вышивки.
    • Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста.
    • Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками.
    • В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.
    • Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.
    • В 19 веке широкое распространение получил тамбур — шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое.
    • Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком.