СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и текстовой материал "Обучение детей с нарушением слуха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом по работе с детьми (нарушение слуха)

Просмотр содержимого документа
«Презентация и текстовой материал "Обучение детей с нарушением слуха"»

Петрова О.О.,

учитель биологии

МОУ - СОШ №18

г. Нерюнгри РС (Я)



Обучение детей с нарушением слуха.


Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к резкому уменьшению возможности воспринимать собственную речь и речь окружающих, и таким детям тяжело научиться говорить.

Часто человеку с нарушением слуха кажется, что окружающие не понимают его проблем, и что у них не хватает терпения на разговор, поэтому он замыкается в себе. Если же ребенка поощрять и поддерживать, то он будет себя чувствовать спокойнее, и у него укрепится уверенность в себе. Это можно сказать об Аине Б., ученице 7 класса. В школьный коллектив Аина пришла в 5 классе, и вот уже третий год успешно обучается. В классе есть друзья, имеет поручения, хорошо рисует.

У детей с нарушением слуха наблюдается упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство. Такие черты проявляются у Антона Т., ученика 5 класса, и это создает определенные трудности в обучении.

Поэтому, перед учителем, работающими с такими детьми, стоит задача в значительной степени определяющая содержание обучения – это адаптация и социализация детей на своих уроках.

У детей с нарушением слуха зрение играет существенную роль в восприятии речи. И Антон, и Аина, и Ким считывают с губ, поэтому им приходится сильнее концентрировать свое внимание и психически напрягаться, чтобы приобрести определенные знания, навыки. Для успешного обучения этим детям создаются условия. Дети сидят за первой партой, и парта развернута так, что они видят и учителя, и сидящих детей.

Нарушение слуха влияет не только на речевое развитие ребенка, но и влияет на формирование памяти, мышления.

Запоминание находится в зависимости от способа предъявления материала, от его содержания. Затруднено абстрактное мышление, так как его развитие затрудняется ограниченными возможностями к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Такие проблемы возникли у Антона при объяснении нового материала, либо при выполнении какого-либо задания. Такому ребенку нужно несколько больше времени для осмысления поступившей информации, он постепенно учится различать слова и их связывать с предметами, ситуацией, то есть, слова приобретают смысл или значение.

Для активизации познавательной, творческой деятельности учащихся использую формы работ:

- коллективная (в данном случае, коллектив рассматривается в качестве фактора речевого развития), например: уроки творчества «Осенний пейзаж», «Цветы на клумбе», «Жизненные формы растений», используя цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, сухие листья и детскую фантазию;

- индивидуальная (сочинение сказок «Собрались растения и завели беседу….», продолжи предложение «Что бы произошло, если бы на земле исчезли все растения», заучивание стихотворений о растениях, решение кроссвордов, с Антоном занимаюсь дополнительно во внеурочное время.

Каждую работу обсуждаем, выбираем лучшие, объясняя - почему? Стихи, сказки дети прочитывают вслух, тем самым, расширяя свой словарный запас.

Для проверки ЗУН использую биологические диктанты трех типов:

1 тип - представляет собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны сами учащиеся.

Например:

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых ….(цветоножкой). Все части цветка размещаются на….(цветоложе). Главными частями цветка являются……..(пестик и тычинка). Лепестки цветка образуют…(венчик). Чашечка состоит из…..(чашелистиков).

2 тип – составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать учащиеся.

Например:

Какое строение имеет древесная кора? (кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки)

Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (вода и минеральные вещества)

3 тип - содержат перечень признаков и условий обитания живых организмов, из которых нужно выбрать правильный ответ.

Для проверки знаний использую и проверочные тесты.

Например. Тема «Жизненные формы растений».

Задание. В приведенном списке растений подчеркните деревья одной чертой, кустарники двумя чертами, травы волнистой линией.

1.дуб, 2.тюльпан, 3.смородина, 4.клен, 5.каштан, 6.сирень, 7.липа, 8.боярышник, 9.береза, 10.ландыш, 11.рябина, 12.малина, 13.лиственница, 14.пшеница, 15.астра, 16.крыжовник.

Тема «Разнообразие растений»

Задание№1. Разгадайте кроссворд. В пустые клетки по горизонтали впишите названия пяти деревьев и кустарников.

С








А

Л



А


И


А


В




Я


А



А



Задание №2. Заполните таблицу, поставив в соответствующую графу значок «+».


Названия растений

Однолетние

Двулетние

Многолетние

Редис




Береза бородавчатая




Капуста кочанная




Свекла обыкновенная




Ландыш майский




Овес посевной




Василек синий




Морковь обыкновенная




Пшеница обыкновенная





У каждого ребенка на столе лежит лист с напечатанным заданием.

Интересно проходит повторение терминологий. Например, задание «Составьте слово, объясните его значение», провожу во всех классах, но чаще всего для этих детей.

Иоляобиг (биология)

Кабонита (ботаника)

Гепоб (побег)

Очпка (почка)

Вьдерея (деревья)

На уроках часто использую рисуночное письмо, что позволяет легко запечатлеть изображаемые сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа, т.е. составляем опорные конспекты.

Во время объяснения нового материала, либо какого - то задания, я, как правило, стою рядом с партой, за которой сидит ребенок, стараюсь четко произносить каждое слово, и если есть необходимость, повторяю еще раз. При выполнении письменной работы прошу прочитать задание вслух, и вообще чтение вслух, особенно в 5 классе, использую, как одну из форм работы.


Мониторинг успеваемости детей с нарушением слуха за 1 четверть


Аина Б.,

7класс

сентябрь

октябрь

1 четв.

ноябрь

25

28

12

13

16

3

3

3

3

3

3

Роль бактерий

Царство грибов

Лишайники

Лаб.раб.

Мхи

Лаб.раб.

Плауны



Антон Т.

5 класс

сентябрь

октябрь

1 четв.

22

24

6

13

20

22



4

4

4

4

4

3

4

Охрана растений.

Творческая работа

Значений растений

Вегетативные органы

Урок творчества

Жизненные формы растений

Однолетние и многолетние растения


Работа со слабослышащими детьми требует более детального обучения учителя – предметника, так как опыта работы практически нет. А достичь положительных результатов можно при условии:

  1. знании и понимании учителем сущности учебного сотрудничества;

  2. применение различных форм учебного сотрудничества;

  3. наличия разработанной модели организации учебного процесса.