СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация."Яков Полонский. Жизнь и творчество."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Яков Полонский. Жизнь и творчество" посвящена биографии поэта и рассказывает об основных этапах его творчества.

Просмотр содержимого документа
«Презентация."Яков Полонский. Жизнь и творчество."»

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска Яков Петрович  Полонский Презентация подготовлена учителем Лютикас Н.П.

МБОУ «СШ № 36 им. А.М. Городнянского» г. Смоленска

Яков Петрович

Полонский

Презентация подготовлена

учителем Лютикас Н.П.

 Яков Петрович Полонский родился 6 декабря 1819 г. в Рязани, в патриархальной семье мелкого чиновника.  Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых .

Яков Петрович Полонский родился

6 декабря 1819 г.

в Рязани,

в патриархальной семье мелкого чиновника.

Мать поэта происходила из старинного дворянского рода Кафтыревых .

Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилетний Полонский поступил на юридический факультет Московского университета. К тому времени семья Полонских окончательно обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы.

Окончив Рязанскую гимназию, девятнадцатилетний Полонский поступил на юридический факультет Московского университета. К тому времени семья Полонских окончательно обеднела, и будущий поэт мог рассчитывать только на свои силы.

Рязанская гимназия

Рязанская гимназия

Московский университет

Московский университет

Школа жизни, которую прошел Полонский в университетские годы, была исключительно суровой: приходилось жить в сомнительных трущобах, зарабатывать на жизнь частными уроками, — «случалось и совсем не обедать, довольствуясь чаем и пятикопеечным калачом...»

Школа жизни, которую прошел Полонский в университетские годы, была исключительно суровой: приходилось жить в сомнительных трущобах, зарабатывать на жизнь частными уроками, — «случалось и совсем не обедать, довольствуясь чаем и пятикопеечным калачом...»

Судьба ввела юного Полонского в круг родственных ему по духу поэтов. Со студенческих лет он был дружен с А. Григорьевым, А. Фетом, что во многом определило его творческий путь. В доме Николая Орлова, сына видного деятеля декабристского движения М. Ф. Орлова, Полонский познакомился с профессором Грановским, Чаадаевым, молодым И. Тургеневым. http://festival.1september.ru/articles/524400/Image460http://festival.1september.ru/articles/524400/Image4601.gif1.gif

Судьба ввела юного Полонского в круг родственных ему по духу поэтов. Со студенческих лет он был дружен с А. Григорьевым, А. Фетом, что во многом определило его творческий путь. В доме Николая Орлова, сына видного деятеля декабристского движения М. Ф. Орлова, Полонский познакомился с профессором Грановским, Чаадаевым, молодым И. Тургеневым.

  • http://festival.1september.ru/articles/524400/Image460http://festival.1september.ru/articles/524400/Image4601.gif1.gif
  К последнему университетскому курсу многие стихотворения Полонского пользовались успехом у его товарищей, некоторые из них были опубликованы в московских журналах. В 1844 г. вышла в свет первая поэтическая книга Полонского — «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев.

К последнему университетскому курсу многие стихотворения Полонского пользовались успехом у его товарищей, некоторые из них были опубликованы в московских журналах. В 1844 г. вышла в свет первая поэтическая книга Полонского — «Гаммы», напечатанная на средства, собранные по подписке, горячее участие в организации которой принял Чаадаев.

На стихи молодого поэта обратил внимание Гоголь, переписавший стихотворение «Пришли и стали тени ночи...» в свою тетрадь. Современников восхищал прежде всего особый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...».

На стихи молодого поэта обратил внимание Гоголь, переписавший стихотворение «Пришли и стали тени ночи...» в свою тетрадь. Современников восхищал прежде всего особый дар подмечать неуловимое в природе: «Он, кажется, в самом деле имеет дар слышать, как растет трава...».

 Осенью 1844 г. жажда новых, неизведанных впечатлений, стремление к самостоятельной, независимой жизни увлекает Полонского в путешествие на юг России. Два года, проведенных в Одессе, и пять — на Кавказе составили целую эпоху в жизни поэта .

Осенью 1844 г. жажда новых, неизведанных впечатлений, стремление к самостоятельной, независимой жизни увлекает Полонского в путешествие на юг России. Два года, проведенных в Одессе, и пять — на Кавказе составили целую эпоху в жизни поэта .

Служа в канцелярии наместника и занимая пост помощника редактора официальной газеты «Закавказский вестник», он изучает нравы и историю Кавказа. В доме поэта А. Чавчавадзе Полонский знакомится с вдовой Грибоедова, посвященные ей стихи проникнуты высокой и строгой печалью:

Служа в канцелярии наместника и занимая пост помощника редактора официальной газеты «Закавказский вестник», он изучает нравы и историю Кавказа. В доме поэта А. Чавчавадзе Полонский знакомится с вдовой Грибоедова, посвященные ей стихи проникнуты высокой и строгой печалью:

В Тифлисе я ее встречал, Вникал в ее черты: То — тень весны была, в тени Осенней красоты.

В Тифлисе я ее встречал,

Вникал в ее черты:

То — тень весны была, в тени

Осенней красоты.

 В 1849 г. вышел в свет сборник стихов Полонского «Сазандар», в котором отразились его впечатления, полученные во время пребывания на Кавказе. На юге было написано стихотворение «Ночь», которое можно назвать одной из вершин русской лирической поэзии: Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Так люблю, что страдая любуюсь тобой! Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, — Оттого, может быть, что далек мой покой! —

В 1849 г. вышел в свет сборник стихов Полонского «Сазандар», в котором отразились его впечатления, полученные во время пребывания на Кавказе. На юге было написано стихотворение «Ночь», которое можно назвать одной из вершин русской лирической поэзии:

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, —

Так люблю, что страдая любуюсь тобой!

Сам не знаю, за что я люблю тебя, ночь, —

Оттого, может быть, что далек мой покой! —

 Особое лирическое дарование поэта вызывало восторженные отклики современников: «Ты по преимуществу лирик, с неподдельной, более сказочной, чем фантастической жилкой» (Тургенев);  «Как... смеешь ты... с такой определенностью выражать чувства, возникающие на рубеже жизни и смерти... ты... настоящий, прирожденный, кровью сердца бьющий поэт» (Фет).

Особое лирическое дарование поэта вызывало восторженные отклики современников: «Ты по преимуществу лирик, с неподдельной, более сказочной, чем фантастической жилкой» (Тургенев);

«Как... смеешь ты... с такой определенностью выражать чувства, возникающие на рубеже жизни и смерти... ты... настоящий, прирожденный, кровью сердца бьющий поэт» (Фет).

 В 1851 г. Полонский, узнав о тяжелой болезни отца, покидает Кавказ. Его прощальное стихотворение «На пути из-за Кавказа» помечено 10 июня 1851 г.

В 1851 г. Полонский, узнав о тяжелой болезни отца, покидает Кавказ. Его прощальное стихотворение «На пути из-за Кавказа» помечено 10 июня 1851 г.

Автопортрет Полонского   Жизнь Полонского, несмотря на общее признание, тем не менее продолжает оставаться неустроенной. В 1857 г. поэт становится репетитором в семье А. О. Смирновой-Россет и вместе с ними едет в Швейцарию. «Слово «гувернер» — клеймо безденежья», — отмечает он в своем дневнике. Независимый по характеру поэт недолго смог удержаться на этом месте, и в августе 1857 г. он, по собственному выражению, «улетает» в Женеву, где берет уроки живописи.

Автопортрет Полонского

Жизнь Полонского, несмотря на общее признание, тем не менее продолжает оставаться неустроенной. В 1857 г. поэт становится репетитором в семье А. О. Смирновой-Россет и вместе с ними едет в Швейцарию. «Слово «гувернер» — клеймо безденежья», — отмечает он в своем дневнике. Независимый по характеру поэт недолго смог удержаться на этом месте, и в августе 1857 г. он, по собственному выражению, «улетает» в Женеву, где берет уроки живописи.

 Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку — дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский — французского. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург .

Зимой 1857 г. Полонский уезжает в Рим, затем в Париж. В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку — дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский — французского. Обвенчавшись в августе 1858 г., Полонские возвращаются в Петербург .

За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни .

За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни .

Когда, держась за ручку гроба, Мой друг! в могилу я тебя сопровождал — Я думал: умерли мы оба — Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбию» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...». И как безумный — не рыдал. И представлялось мне два гроба: Один был твой — он был уютно-мал, И я его с тупым, бессмысленным вниманьем В сырую землю опускал; Другой был мой — он был просторен, Лазурью, зеленью вокруг меня пестрел, И солнца диск, к нему прилаженный, как бляха Роскошно золочёная, горел. Когда твой гроб исчез, забросанный землёю, Увы! мой — всё ещё насмешливо сиял, И озирался я, покинутый тобою, Душа души моей! — и смутно сознавал, Как не легко в моём громадно-пышном гробе Забыться — умереть настолько, чтоб забыть Любви утраченное счастье,

Когда, держась за ручку гроба,

Мой друг! в могилу я тебя сопровождал —

Я думал: умерли мы оба —

Страдания преследуют Полонского: в 1860 г. умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Томимый «великой скорбию» воспоминаний, Полонский посвящает памяти жены стихи: «Безумие горя», «Когда б любовь твоя мне спутницей была...».

И как безумный — не рыдал.

И представлялось мне два гроба:

Один был твой — он был уютно-мал,

И я его с тупым, бессмысленным вниманьем

В сырую землю опускал;

Другой был мой — он был просторен,

Лазурью, зеленью вокруг меня пестрел,

И солнца диск, к нему прилаженный, как бляха

Роскошно золочёная, горел.

Когда твой гроб исчез, забросанный землёю,

Увы! мой — всё ещё насмешливо сиял,

И озирался я, покинутый тобою,

Душа души моей! — и смутно сознавал,

Как не легко в моём громадно-пышном гробе

Забыться — умереть настолько, чтоб забыть

Любви утраченное счастье,

В 1860 г. Полонский получил должность секретаря комитета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. — начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ. Полонский стремится к предельной объективности: Ожесточила ли тебя... Вся эта современность злая, Вся эта бестолочь живая,  Весь этот сонм тиранов и льстецов, Иль эта кучка маленьких бойцов, Самолюбивых и в припадках гнева Готовых бить направо и налево...

В 1860 г. Полонский получил должность секретаря комитета иностранной цензуры, где и прослужил до конца своих дней. 1860-е гг. — начало поры гражданских тревог и душевных метаний поэта: в печати появляется все больше лирико-философских и публицистических стихов; выступая как гуманист и демократ. Полонский стремится к предельной объективности:

Ожесточила ли тебя...

Вся эта современность злая,

Вся эта бестолочь живая,

Весь этот сонм тиранов и льстецов,

Иль эта кучка маленьких бойцов,

Самолюбивых и в припадках гнева

Готовых бить направо и налево...

 Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант. Дом Полонских пользуется большой популярностью в Петербурге, привлекая художественную интеллигенцию столицы.

Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант. Дом Полонских пользуется большой популярностью в Петербурге, привлекая художественную интеллигенцию столицы.

 По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868—1934) и Бориса (1875—1923), и дочь Наталью (1870—1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.

По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868—1934) и Бориса (1875—1923), и дочь Наталью (1870—1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.

Дочь Наталья с мужем Сын Борис

Дочь Наталья с мужем

Сын Борис

Полонский , Страхов, Фет

Полонский , Страхов, Фет

Семья Полонского в гостях у Фета в Воробьевке

Семья Полонского в гостях у Фета в Воробьевке

В 1890 г. Полонский выпускает последний сборник стихов — «Вечерний звон», проникнутый ощущением близкого конца. Через восемь лет поэт умер, оставаясь до последнего дня непобежденным рыцарем поэзии. Вечерний звон — душа поэта, Благослови ты этот звон, — Он не похож на крики света, Спугнувшего мой лучший сон. Вечерний звон, и в отдаленье, Сквозь гул тревоги городской, Ты мне пророчишь вдохновенье, Или — могилу и покой?.. Но жизнь и смерти призрак — миру О чём-то вечном говорят, И как ни громко пой ты, — лиру Колокола перезвонят.

В 1890 г. Полонский выпускает последний сборник стихов — «Вечерний звон», проникнутый ощущением близкого конца. Через восемь лет поэт умер, оставаясь до последнего дня непобежденным рыцарем поэзии.

Вечерний звон — душа поэта,

Благослови ты этот звон, —

Он не похож на крики света,

Спугнувшего мой лучший сон.

Вечерний звон, и в отдаленье,

Сквозь гул тревоги городской,

Ты мне пророчишь вдохновенье,

Или — могилу и покой?..

Но жизнь и смерти призрак — миру

О чём-то вечном говорят,

И как ни громко пой ты, — лиру

Колокола перезвонят.

Умер Полонский 30 октября 1898 года в Петербурге, а похоронен на родине в Рязани.

Умер Полонский 30 октября 1898 года в Петербурге, а похоронен на родине в Рязани.

Место захоронения Полонского

Место захоронения Полонского

Проект памятника Полонскому

Проект памятника Полонскому

Рязань. Улица Полонского
  • Рязань. Улица Полонского
Полонский был не только удивительным поэтом, но и замечательным художником.

Полонский был не только удивительным поэтом, но и замечательным художником.

Список литературы •  Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М, 1906. •  Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович // Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. — 2-е изд. дораб.. — М.: Просвещение, 1996. — Т. 2. М—Я. — С. 165—168. •  Толстов В. А. Я. П. Полонский и память о нём в культурной среде рязанской интеллигенции конца XIX — начала ХХ вв. // Провинциальное культурное гнездо (1778—1920-е годы): Сб. статей и материалов / Отв. ред. А. А. Севастьянова. — Рязань, 2005. — С.118-134. •  Чекурин Л. В., Федосеева Т. В., Толстов В. А. и др. Яков Петрович Полонский: личность и творчество в истории русской культуры. Коллективная монография. — Рязань: ПервопечатникЪ, 2014. — 208 с.

Список литературы

  • • Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. — М, 1906.
  • • Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович // Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. — 2-е изд. дораб.. — М.: Просвещение, 1996. — Т. 2. М—Я. — С. 165—168.
  • • Толстов В. А. Я. П. Полонский и память о нём в культурной среде рязанской интеллигенции конца XIX — начала ХХ вв. // Провинциальное культурное гнездо (1778—1920-е годы): Сб. статей и материалов / Отв. ред. А. А. Севастьянова. — Рязань, 2005. — С.118-134.
  • • Чекурин Л. В., Федосеева Т. В., Толстов В. А. и др. Яков Петрович Полонский: личность и творчество в истории русской культуры. Коллективная монография. — Рязань: ПервопечатникЪ, 2014. — 208 с.