Игровые технологии как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся и реализации деятельностного подхода в образовании
Использование игровой деятельности в современной школе
технология внеклассной работы
самостоятельная технология для освоения темы учебного предмета
целый урок или часть урока
элемент более общей технологии
Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Формирование ключевых компетенций учащихся посредством игровой деятельности
способности мобилизовать в определённой ситуации полученные знания и опыт
способности эффективно действовать за пределами ситуаций, тем, изучаемых в учебном процессе
умения действовать самостоятельно, нести личную ответственность, занимать рефлексивную позицию
Преимущества игровой деятельности
демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности
обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию
приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений
создаёт оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности
повышает способность руководить и подчиняться
стимулирует практические навыки
развивает воображение и интуицию
Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.
Функции игры
Социокультурное назначение игры
Игра - средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
Функции игры
Функция межнациональной коммуникации
Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Функции игры
Самореализация через игру
Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не её результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.
Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
Функции игры
Коммуникативная функция игры
Игра - деятельность коммуникативная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
Функции игры
Диагностическая функция игры
Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».
Функции игры
Игротерапевтическая функция игры
Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Способы мотивации, используемые при реализации игровой деятельности
мотивы общения
познавательные мотивы
моральные мотивы
учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей
каждая игра имеет близкий результат, стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели
в игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, своё отношение к деятельности, к людям
Классификации педагогических игр
по характеру педагогического процесса
по виду деятельности
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
- физические;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные;
- психологические
Классификации педагогических игр
по методу организации
по характеру игровой методики
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные
- игры с готовыми «жёсткими» правилами;
- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- игры, в которых присутствует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу
Классификации педагогических игр
по игровой среде
по форме организации
по спектру целевых ориентаций
- игры-празднества, игровые праздники;
- игровой фольклор;
- театральные игровые действия;
- игровые тренинги и упражнения;
- игровые анкеты, вопросники, тесты;
- эстрадные игровые импровизации;
- соревнования, состязания, противоборства, соперничества;
- конкурсы, эстафеты, старты;
- свадебные обряды, игровые обычаи;
- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;
- карнавалы, маскарады;
- игровые аукционы и т.д.
- игры с предметами и без предметов;
- настольные;
- комнатные;
- уличные;
- на местности;
- компьютерные;
- с ТСО;
- с различными средствами передвижения
- дидактические;
- воспитывающие;
- развивающие;
- социализирующие
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Технология организации организационно-деятельностной игры
Подготовительная часть
конструирование разыгрываемой ситуации
отработка плана действий
самоопределение учащихся
Технология организации организационно-деятельностной игры
Игровое исполнение
представление в ролевых схемах и сценарных заготовках педагога
установление правил взаимодействия по ходу игровых событий
борьба без правил за сохранение своей точки зрения, собственного интереса и целей
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учащихся.